Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры схем




Цирк

В лесу

Расскажи стихи без слов

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог, читая текст, предлагает детям передать содержание стихотворения без слов – различными движениями.

Для проведения таких игр необходимо специально отбирать стихи, содержащие выразительное описание различных эмоциональных состояний героев, например: Е. Ефимовский «Ждет гостей сегодня кошка», С. Крюкова и Н. Слободняк «Мы охотимся на льва», И. Михайлова «Ай, дили», Хелье Мянд (пер. с эстонского С. Погореловского) «Прогулка с мамой», В. Воскобойников «Отгадайте», К. Утробина «Кошка», «Гуси», Г. Сапгир «Яблоня», И. Лопухина «Медведь», Н. Пикулева «Был у кошки день рождения», П. Воронько «Испугались зайца», В. Степанов «Барби» (задание для девочек), «Галочка‑считалочка», «Как живете?», потешка «Курочка‑рябенька». Можно также использовать отрывки из стихов К. Чуковского «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце» или С. Маршака «Котята», «Перчатки» и т. д.

 

 

Для проведения игры желательно оформить декорации, изображающие лес. Педагог предлагает детям «превратиться» в лесных зверей – пугливых зайчиков, хитрых лисиц, веселых быстрых белок и т. д. Педагог распределяет роли и объясняет, что каждый, как можно выразительнее, должен изобразить то или иное животное, а затем читает:

 

Вот собрались мы в лес,

Встретим много там чудес.

Чтобы вместе в лес пойти,

Надо стать нам всем «зверьми».

Игорь станет у нас волком,

 

Катя – зайчиком с морковкой,

Мишкой будет Коля,

А лисичкой – Оля,

Белочкой – Наташа,

А сорокой – Маша.

 

Наблюдая за игрой, педагог отмечает удачные, выразительные движения детей: «Какой злой волк пробежал!», «Здравствуй, хитрая красавица лиса!», «Куда торопишься, медве‑дюшка? Какой ты неуклюжий!», «А это кто такой? Озорной, веселый, быстрый?» и т. д.

Вариантами такой игры могут быть игры «В морском царстве», «В джунглях» и т. д.

 

 

Педагог делит группу детей на две команды: одна – зрители, другая – животные‑артисты. Предварительно распределяются роли. Педагог, взяв на себя роль ведущего циркового представления, приглашает посмотреть выступление дрессированных животных.

 

На арену вышла рыжая лиса –

Цирка гордость и краса.

Мягко ходит, лапки выставляет,

Поиграть с мячом всем предлагает.

 

Поросенок выбегает,

Хвост крючочком загибает.

Пятачком он: «Хрю‑хрю‑хрю!

Я, ребята, не сорю!»

 

На арене – зайка,

Зайка‑попрыгайка.

Вам гопак он пляшет

И платочком машет.

 

Вот бараны на трубе:

«Бе‑бе‑бе, бе‑бе‑бе».

Борются рогами

И стучат ногами.

 

Кенгуру по сцене скачет,

В сумке он подарки прячет.

Любит поиграть в футбол,

Чтоб забить ребятам гол.

 

На арене выступает

Удивительный петух.

Каблуками отбивает:

«Тук‑тук‑тук! Тук‑тук‑тук!»

 

Выступают полосатые тигрята,

Кувыркаются, как малые котята,

За кусочек сала!

Говорят всем: «Мало!»

 

На арену вышел слон,

Он огромен и умен.

Медленно шагает,

Ноги поднимает.

И от всех артистов он,

Нашим детям шлет поклон!

 

 

3. Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 4–5 лет

 

Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Расширять представления об эмоциях, учить определять, дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость и т. д.) по внешним признакам и замечать изменения (переходы) в настроении;

2. Раскрывать смысл и содержание таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т. п.; развивать эмоциональную идентификацию;

3. Продолжать обогащать «эмоциональный» словарь: учить обозначать словами различные эмоциональные состояния: удивленный, удивляться; страшный, страшно; злой, злиться; переживать горе, горевать; трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т. д.; учить пользоваться словосочетаниями, отражающими оттенки настроений: не очень злой, совсем не страшный, очень печальный и др.;

4. Учить подбирать похожие по смыслу слова – синонимы (радостный – веселый; грустный – печальный, тоскливый) и с их помощью более конкретно характеризовать эмоциональные состояния: злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т. д.;

5. Учить понимать и адекватно использовать обобщенные эмоциональные характеристики героев сказок: Маша‑растеряша, девочка‑привередница, добрый доктор Айболит и др.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, замечать изменения (переходы) в настроении, проявлять идентификацию.

Так, ребенок 4–5 лет может самостоятельно понять сюжет иллюстраций, рассказать об эмоциональных проявлениях героев (см. рис. 5).

 

Рис. 5. Как Петя играл с Тузиком в мяч

 

Впервые вводятся когнитивные схемы эмоций: «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Вначале используются одноперсонажные схемы (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел), затем двух‑и трехперсонажные (собака отбирает у щенка кость – радостная собака убегает, щенок плачет). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) предлагается рассматривать в более широком контексте, используя ситуации не только из жизни сказочных персонажей, но и ситуации из собственной жизни.

На этом возрастном этапе дети начинают замещать словом чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев (злые не только волки, но и медведи; радостные не только дети, но и птицы, звери, куклы и т. д.), их «эмоциональный» словарь пополняется все новыми словами, характеризующими то или иное эмоциональное состояние. Это достигается благодаря тому, что дети на занятиях знакомятся с произведениями художественной литературы, живописи, передают образы движениями и называют различные эмоциональные состояния, подбирают слова‑синонимы («Петушок печальный. А еще какой?»), изображают в рисунках разнохарактерных героев (добрый доктор Айболит, Дед Мороз, ежик, привереда‑девочка, мышонок, кукла и др.), слушают музыкальные отрывки, соответствующие настроению героя или группы персонажей. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перевода в словесный план. Роль педагога состоит в следующем:

• оформлять наглядный материал – серии картин, когнитивные схемы эмоций и др.;

• побуждать детей называть основные характерные признаки того или иного эмоционального проявления, например: «Вы согласны, что этот петушок из сказки «Лиса, заяц и петух»?.. Почему вы так думаете?», «Каких героев стихотворения К. И. Чуковского «Краденое солнце» можно назвать злыми?.. Почему вы так решили?»;

• совместно с детьми рассматривать когнитивные схемы эмоций, начиная со следствия – эмоционального проявления к причине – содержанию ситуации, события, вызвавших данное эмоциональное проявление;

• подводить детей к пониманию того, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами;

• совместно с детьми оценивать ситуации, поступки с точки зрения их социально‑нравственной значимости: добрый, справедливый поступок приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение.

При решении этих задач необходимо прежде всего использовать «Золотой фонд» детской художественной литературы (А. Барто «Девочка‑ревушка», «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе»; С. Маршак «Багаж», «Усатый‑полосатый»; Л. Воронкова «Маша‑растеряша»; русские народные сказки «Привередница» в обработке В. Даля, «Бычок – смоляной бочок», «Лиса и заяц», «Гуси‑лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел» и др.). Важную роль на таких занятиях играют репродукции картин, диафильмы, видеофильмы, сюжетные картины, отражающие наиболее яркие переживания героев сказок и рассказов, а также разнохарактерные музыкальные произведения.

Используя иллюстративный материал, педагог предлагает детям давать обобщенную эмоциональную характеристику героя, а для этого вспомнить, какие переживания приходилось ему испытывать и охарактеризовать их (например: «Как называли доктора Айболита и почему?»), подбирая слова‑синонимы (например: «Заяц печальный, а еще какой?»).

На таких занятиях с детьми целесообразно использовать загадки, картинки (см. цв. ил. 11 во второй части пособия), содержащие обобщенные эмоциональные характеристики персонажей сказок и рассказов. Приведем примеры.

 

Привереда‑девочка

Братика искала.

Реченьку обидела,

Молочка не стало.

Наличное яблочко

С яблоньки не съела.

Пирожка ржаного

С печки не хотела.

Кто героиня этой сказки,

Отгадайте без подсказки?

 

(Девочка‑привередница.)

 

Девочка эта в сад собиралась,

Вещи свои отыскать попыталась.

Девочке трудно вещи искать,

Вечером все раскидала опять.

Кто эта девочка?

Кто растеряша?

Вы ее знаете?

Зовут ее …

 

(Маша).

 

Девочки и мальчики

Не играют с Таней.

Тронешь её пальчиком,

Сразу плакать станет.

Если, что привидится

Слёзы льёт рекою.

И никто не справится

С плаксою такою.

 

Ю. Корчагина

 

Расширяя границы содержательного диалога с детьми, педагог может использовать и другие виды творческой деятельности: изобразительное искусство (предложить детям нарисовать Машу‑растеряшу, доброго доктора Айболита и т. д.) и музыку (вместе с детьми подбирать музыкальное сопровождение к сказкам и т. д.).

Для развития умения словесно обозначать эмоции и замечать изменения в настроении лучше всего в первую очередь использовать сказки, рассказы, в которых изменения в эмоциональных состояниях можно проследить на одном персонаже (например, Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок», В. Капнинский «Верное средство», В. Бирюков «Как заяц избаловался», У. Дисней «Приключения маленького щенка», В. Смит «Крокодилов смех» и др.).

Раскроем варианты такой работы на примере стихотворения «Приключение зайчонка». Для этого необходимо подготовить карточки, изображающие зайца в состоянии радости, печали, испуга. Читая текст, педагог предлагает детям разложить карточки в определенной последовательности в соответствии с изменением настроения зайчонка.

 

По лесной тропинке утром

Зайчик серенький скакал.

Он спешил к дружку

медведю,

Тот малину собирал.

 

Мишка добрый был хозяин

И зайчонка угостил,

Да еще корзинку ягод

Щедро гостю подарил.

 

Он открыл свою корзинку

И мышонку предложил: –

Съешь‑ка вкусную

малинку,

И прибудет новых сил.

 

Эта классная идея

Очень скоро помогла,

Положив конец печали,

Старт веселью подала.

 

Заяц рад был очень сильно,

Улыбнулся широко,

Он медведю благодарен

За душевное тепло.

 

Попрощавшись с мишкой вскоре,

Заяц дальше побежал,

И на узенькой тропинке

Он мышонка повстречал.

 

Всхлипы бедного мышонка

Сердце тронули зайчонка,

С ним он вместе загрустил

И заплакал, что есть сил.

 

Слезы капали уныло

Из печальных серых глаз.

Вдруг зайчонка озарила

Мысль отличная тот час.

 

Испугался заяц сильно,

И задал он стрекача,

Ну и вскоре оказался

У ближайшего леска.

 

Потеряв его из виду,

Оскорбленная оса

Поспешила удалиться

Во любимые места.

 

Позабыв о неудачах,

Взялись за руки друзья

И отплясывать так стали

Очень лихо гопака.

 

На прощание мышонок

Зайца поблагодарил,

И красивую ромашку

В лапки он ему вручил.

 

Путь зайчонка

продолжался

Через поле ржи, пшеницы,

Где кружились на просторе

Очень злющие сестрицы.

 

Разглядев во ржи зайчонка,

Очень резвая оса

Погналась за ним вдогонку,

Чтоб ужалить хитреца.

 

Зайцу – радость!

Зайцу – счастье.

Ему хочется скакать,

От того, что от напасти

Смог он быстро убежать.

 

Важное место в работе с детьми занимают когнитивные схемы эмоций – объединенные наборы признаков, по которым можно судить о проявлении той или иной эмоции:

 

Работа со схемами может проводиться как отдельное самостоятельное направление, а может включаться в другие формы работы с детьми, такие, как беседы, игры.

 

Вначале используются одноперсонажные схемы, затем двух‑и трехперсонажные. В схемах фиксируются однозначные, прямо согласующиеся связи между причиной и следствием.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.