КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие эмоционального реагирования в старшем дошкольном возрасте
Лото Путешествие в страну сказок Зебра
Зебра в степи жила, Злою она была: Попусту со всеми ругалась, Ни перед кем не извинялась.
Но однажды она испугалась: Полосок на ней не осталось. Зебра спохватилась вдруг, На лице ее испуг.
Вся в тоске и в печали Головой она качает. Ведь теперь она – лошадь обычная И совсем не симпатичная.
И вдруг она поняла, Что злою часто была. Не стала зебра ругаться, А стала всем улыбаться.
А поутру она проснулась, И полоски к ней вернулись.
Вместо стихотворений можно использовать серии сюжетных картинок, например «Про зайчонка Пуха» (см. цв. ил. 18 во второй части пособия)..
В процессе чтения стихов педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением сказочных персонажей и просит детей назвать их эмоциональные состояния.
Мы сейчас, ребята, с вами Путешествовать пойдем. И, конечно же, мы с вами Мимо сказок не пройдем: В «Гуси‑лебеди» зайдем.
Педагог показывает картинку: Аленушка в состоянии испуга и гуси‑лебеди, уносящие братца Иванушку в лес дремучий.
Посмотрите вот девчонка, А зовут ее Аленка. Потеряла братца вдруг. На лице ее… (испуг).
Дети называют состояние Аленушки.
Пойдем дальше с вами, дети, Посмотреть, что есть на свете. А на свете есть лягушка, Все зовут ее «квакушка».
Когда она в царевну превратилась, Все гости и царевич… (удивились). Дальше мы пошли гулять, Чтобы зайку повстречать.
Педагог показывает картинку, передающую всеобщее удивление, и просит детей назвать это состояние.
Из избушки лубяной Прогнала лиса долой. Вспоминая лисьи угрозы, По тропе идет, льет… (слезы).
Педагог, показывая соответствующую картинку, просит детей назвать состояние зайки. Трудится народ, смотри, Тянет репку из земли. Все на славу потрудились, А потом… (развеселились). Педагог показывает соответствующую картинку и просит детей назвать данное эмоциональное состояние.
Путешествию конец. Кто угадал, тот молодец!
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее готовит несколько (четыре‑пять) больших карт, каждая из которых разделена на три‑пять квадратиков, а к ним – маленькие карточки. На больших картах и маленьких карточках изображаются люди, животные, сказочные персонажи в разных эмоциональных состояниях (например, разгневанный умывальник из сказки К. Чуковского «Мойдодыр», радостный петушок из сказки «Заюшкина избушка» и т. д.). Играя с детьми в лото, педагог учит их подбирать соответствующие карточки к изображениям в квадратиках, предлагает назвать то или иное настроение, найти сходства и различия в эмоциональных проявлениях.
Игра‑беседа «Угадай настроение»
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее готовит набор картинок, на которых изображены герои знакомых детям сказок и рассказов в состоянии радости, испуга, удивления, печали, злости. Показывая то или иное изображение, педагог просит детей определить настроение персонажа, назвать причины, вызвавшие это переживание («Почему девочка заплакала?», «Почему зверям стало так весело?»). Можно предложить подобрать синонимы, используя такие вопросы: «Как еще можно назвать состояние зайчика?», «Медведь был злой, а еще какой?» и т. д. Важно также обращать внимание детей на оттенки в передаче эмоциональной экспрессии («Медведь был очень злой или не очень?», «Царевна изображена очень веселой или нет?» и т. д.). В заключение педагог предлагает детям поиграть в «живые загадки»: один ребенок изображает какого‑то героя сказки (рассказа), остальные же пытаются это отгадать.
Что не так?
Педагог просит детей внимательно прослушать стихи и найти ошибки в описании эмоционального состояния.
Однажды мальчик, съев обед, Сел на свой велосипед. Птички пели, дождь не капал, А мальчик катался и горько плакал.
Кот Тишка как‑то в кладовку забрался, Мышку увидел… Так испугался!
Наша Наташа спокойно играла. Кулаки сжала, злобно глазами сверкала.
Саша поранил руку в лесу. Друг засмеялся: «Стоит ему!»
В работе с детьми целесообразно также использовать «Книгу настроений». Для ее создания необходимо согнуть пополам пять‑шесть альбомных листов и скрепить их посередине. На четных страницах следует представить символы, соответствующие различным настроениям (пиктограммы), на нечетных – жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние.
«Книга настроений» (примерное содержание)
Работая с «Книгой настроений», желательно побуждать детей дополнять содержание нечетных страниц иллюстративным материалом – рисунками из их личного опыта. Для этого можно использовать следующие вопросы. • Назовите, что (кто) доставляет вам радость? • Что может привести вас в состояние печали (злости, испуга и т. д.)? • Приходилось ли вам переживать состояние удивления? Какое событие вызвало у вас это состояние?… • Что помогло вам преодолеть страх (печаль, злость)?
Другим практическим материалом может служить пособие в виде альбома, каждая страница которого имеет прорезь в виде квадрата (или овала). На последнем листе альбома прикрепляется диск с изображением пиктограмм (люди и животные в разных эмоциональных состояниях): радость, удивление, печаль, страх, злость. Диск оформляется таким образом, чтобы представленные на нем изображения хорошо просматривались в прорези. Рассматривая такой альбом, ребенок должен наделить героя той или иной страницы определенным выражением лица, соответствующим контексту зафиксированной в рисунке ситуации. Для этого ребенок вращает диск до тех пор, пока не покажется необходимое изображение. Альбом может быть посвящен различным, не связанным между собой событиям и ситуациям, а может раскрывать историю из жизни одного героя, например: «О том, как котенок искал друга» или «Путешествие цыпленка Петруши». Дети хорошо чувствуют цвет, поэтому рекомендуется привлекать их и к выполнению заданий в альбомах «Радуга настроений», предполагающих развивать умение при передаче эмоций с помощью цвета. Вот примерные задания для детей средней группы. 1. Педагог, нарисовав лица девочек в состоянии радости и печали, просит детей цветными карандашами изобразить платье, бантики, туфельки, которые подходят каждой из них в этом состоянии. 2. Педагог, изобразив пиктограммы и несколько кружочков вокруг них, предлагает детям цветными карандашами нарисовать в кружочках предметы, события и т. д., которые могут создать то или иное настроение. 3. Изобразив эпизоды из сказок (веселые и печальные звери вокруг Айболита, гости на именинах у Сороки‑белобоки и т. д.), педагог предлагает детям раскрасить каждого персонажа в соответствии с его эмоциональным состоянием. 4. Педагог, нарисовав вагончики, из окон которых смотрят звери в разных эмоциональных состояниях, просит детей раскрасить каждый вагончик в соответствии с настроением пассажиров. 5. Педагог изображает тучки различной формы и просит детей их «оживить», наделив определенным «выражением лица», а затем цветными карандашами изобразить дождь, который роняет та или иная тучка. 6. Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки, на которых изображены человечки в разных эмоциональных состояниях, а затем соединить линией определенного цвета всех веселых человечков, всех грустных и злых.
Эмоциональное развитие детей 5–6 лет
На этом возрастном этапе основными задачами в области развития эмоционального реагирования являются следующие: 1. Совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи различных по интенсивности, продолжительности и новизне сенсорных стимулов, носящих в основном комплексный характер (зрительно‑вестибулярные, зрительно‑слухо‑осязательные и т. д.; 2. Стимулировать проявление индивидуально‑неповторимого стиля игрового поведения, самобытности «почерка» эмоционального реагирования.
В старшем дошкольном возрасте подача сенсорной информации носит в основном комплексный характер – через зрительно‑вестибулярные, зрительно‑слухо‑осязательные ощущения. Вводятся также динамичные сенсорные раздражители с эффектом неожиданности, что требует быстрой смены темпа, ритма движений и т. д. Для побуждения детей к эмоциональным проявлениям используются следующие приемы. • Преднамеренная изоляция одного из анализаторов, например зрения («Закрыть глаза», «Отвернуться!») или слуха («Закрыть уши!»). • Вариативность интенсивности, продолжительности, темпа подачи сенсорных стимулов. • Неожиданное изменение игрового контекста, одновременное или поочередное демонстрирование действий. Для реализации этих задач предлагается комплекс эмоционально‑сенсорных игр.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |