Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многоперсонажные схемы




Одноперсонажные схемы

Поросенок разорвал о ветку штаны. Поросенок плачет (см. цв. ил. 12 во второй части пособия). Мальчик нашел большой гриб. Мальчик радуется (см. цв. ил. 13 во второй части пособия). Медведь пытается достать мед из улья. Медведь убегает в испуге (см. цв. ил. 14).

 

Девочка подарила маме цветы. Девочка и мама радуются (см. цв. ил. 15 во второй части пособия).

Начинать анализировать схемы необходимо со следствия – эмоционального проявления. Так, показывая изображение героя, педагог спрашивает: «Какие чувства испытывает поросенок?» и т. д. Если ребенок затрудняется с ответом, можно задать наводящие вопросы: «Ему радостно или грустно? Посмотрите, в какой позе он сидит, какие у него глаза?» и т. д. При этом педагог следит за тем, чтобы дети не только правильно называли эмоциональное состояние, но и отмечали наиболее существенные его признаки: мимические, жестовые, пантомимические. Например: «Опустил глаза и плачет от горя», «Хлопает в ладоши от радости», «Присел от испуга», «Развел руками от удивления», «Сжал кулаки от злости» и т. д.

Можно предложить детям вспомнить персонажей знакомых литературных произведений, которые переживали подобные эмоциональные состояния, найти среди разложенных на столе картинок такие, какие подходят к данному эмоциональному состоянию.

Далее необходимо перейти к анализу причин, вызвавших то или иное эмоциональное проявление. Для этого педагог вместе с детьми анализирует содержание ситуации (первая часть когнитивной схемы эмоции), задавая примерно такие вопросы: «Какое событие привело поросенка к переживанию состояния печали? Что произошло с ним?» и т. д.

Желательно подвести детей к пониманию того, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от появления клоуна, от ясной солнечной погоды, от купленной новой игрушки или мороженого, а печальное состояние могут вызвать испачканная одежда, болезнь, уход мамы на работу, моросящий дождь и т. д.

В процессе работы со схемами необходимо побуждать детей оценивать ситуации и поступки с точки зрения их нравственно‑социальной значимости: добрый справедливый поступок приносит радость; злой, жестокий поступок должен получать заслуженное осуждение, наказание. Вот примерно какие вопросы может задавать педагог в этом случае: «Справедливо ли, что медведь переживает испуг?», «Заслуженно ли злится лиса или нет?», «Хорошо ли, что петушок испытывает радость, или нет?» и т. д.

Детям можно предложить вспомнить, когда сказочные герои испытывают состояние печали незаслуженно, а также назвать случаи из жизни, когда хороший поступок вызывает состояние радости.

 

Помимо работы со схемами рекомендуется использовать игры и игровые упражнения. Назовем некоторые из них.

 

Игра‑беседа «Пиктограммы»

 

Игра‑беседа проводится с подгруппой детей. Педагог размещает на стенде заранее подготовленные материалы – вырезанные из журналов изображения лиц людей в разных эмоциональных состояниях. Педагог обращает внимание детей на то, что эти лица выражают разные эмоциональные состояния: спокойствие, радость, грусть, испуг, удивление, злость и т. д.

Рассматривая вместе с детьми каждое изображение, педагог отмечает, что настроение зависит от состояния здоровья, от сложившихся обстоятельств, иногда от погодных условий и т. д. Например, радость могут вызвать ясная, солнечная погода, встреча с другом, подарки, приход Деда Мороза и т. д. Далее педагог предлагает назвать события или жизненные ситуации, которые создают у детей настроение радости, удивления, печали и т. д., просит вспомнить эпизоды сказок, где описывается то или иное эмоциональное состояние.

Вместе с детьми педагог делит все изображения на подгруппы. Объединяющим началом служит общность эмоциональных состояний. В результате должно получиться шесть подгрупп. К каждой подгруппе педагог прикрепляет пиктограмму – символ, соответствующий тому или иному настроению, и обращает внимание детей на выражение глаз, положение губ, бровей, характерные для каждого эмоционального проявления (см. цв. ил. 16 во второй части пособия).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.