КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр пантомимики
Сурдопереводчики Говорящие руки
Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д. При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую‑нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.
Игра проводится по аналогии с предыдущей: одна команда детей – «зрители», другая – «артисты». Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям», которые «ничего не слышат», зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики, послушать сказки, загадки, стихи. «Артисты» передают движениями содержание текста. Для этого лучше использовать несложные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т. д.) или загадки. Вот примеры загадок.
1. Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет двести рос. (Слон.)
2. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается, На цепи сидит, Дом сторожит. (Собака.)
3. Летом ходит без дороги Среди сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь.)
4. Идет, иглы на себе несет. Чуть кто подойдет, Свернется в клубок – Ни головы, ни ног. (Еж.)
5. Они в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели на цветы, Домой меда принесли. (Пчелы.)
6. Я орешки грызу, На деревьях живу. В лесу резвлюсь, Детей не боюсь! (Белка.)
Педагог предлагает детям «окунуться» в разнообразный мир поэзии и выразительно, ярко передать движениями содержание того или иного стихотворения. Для этого можно использовать стихи В. Лунина «Сучок на тропинке», С. Маршака «Теремок», «Кошкин дом», «Перчатки», Г. Сапгира «Людоед и принцесса», К. Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», Д. Хармса «Веселый старичок» и др. Начать игру можно с четверостишия:
Театр посещать непременно стоит Там можно увидеть разных героев: Весёлых, смешных, грустных и злых, Ленивых и страшных, капризных, отважных…
В качестве примера предлагаем стихотворение «Томка». У меня проживает кошка. Если грустно мне, Погрустит и она немножко. Если радостно, Мяукнет громко. А зовут мою кошку Томка. Оттолкнется она, прыгнет ввысь, Будто скажет мне: «Улыбнись!» Если я заболею вдруг, Томка рядом – мой преданный друг. Трется, ласкается, лижет меня, Хочет она, чтоб поправилась я.
У меня проживает кошка. Если грустно мне, Погрустит и она немножко. Если радостно, Мяукнет громко. А зовут мою кошку Томка.
Оттолкнется она, прыгнет ввысь, Будто скажет мне: «Улыбнись!» Если я заболею вдруг, Томка рядом – мой преданный друг. Трется, ласкается, лижет меня, Хочет она, чтоб поправилась я.
Грустно ей без игры нашей дружной, Томке моей это очень нужно. А когда я снова здорова, Томка опять к приключеньям готова. Помашет хвостом на прощание мне И уходит гулять сама по себе.
Бродит по улице медленно, важно, Ведет себя там очень отважно. Правда, хвост подожмет забияка, Если увидит большую собаку, Да спрячется где‑нибудь между кустов, Выгнав оттуда соседских котов.
Выждав немного в укрытьи своем, Тихо выходит, смотрит кругом. Вдруг зашевелится рядом листок, Лапкой откинет, а там – червячок. Смотрит Томка моя, удивляясь: – Кто это ползает, странно кривляясь?
А если встретит случайно Кошку – соседку свою, Когти выпустит злостно И спину выгнет в дугу. Ну а затем, успокоясь, К дому идет своему.
3. Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 5–6 лет
Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие: 1. Продолжать развивать умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса); 2. Учить определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.; 3. Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие; 4. Продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики, познакомить с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно, усталый и т. д.; 5. Учить называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.); 6. Учить понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.). Важную роль в решении этих задач играет художественная литература – сказки, рассказы, детская поэзия, где в ярких образах передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и различными состояниями природы. Это сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.), стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц‑барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. В процессе общения необходимо побуждать детей называть эмоциональные состояния, фиксировать их внимание на причинах радости, горя, удивления, обид героев произведений, высказывать свое отношение к тем или иным событиям и поступкам, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.). Чтение художественной литературы желательно сопровождать показом слайдов и репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна‑лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др. Важное значение в решении педагогических задач имеют и другие виды искусства, в частности музыка. В работе с детьми необходимо использовать музыкальные произведения, выразительно передающие различные настроения, эмоциональные состояния. Дети хорошо воспринимают такие музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Весело‑грустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д. Пьесы могут звучать в процессе чтения художественной литературы, при проведении бесед и игр. На данном возрастном этапе необходимо продолжить работу с использованием когнитивных схем эмоций. Помимо знакомых, использующихся в средней группе, вводятся новые эмоциональные состояния – состояния обиды, усталости, вины, стыда, интереса и др. Необходимо вариативно подходить к анализу когнитивных схем эмоций: • от следствия – собственно эмоции (например: «Что чувствует бабушка?», «Какое настроение у льва?») к причине («Почему мальчик стал грустным?», «Что испугало котенка?»); • от причины – самой ситуации, внешних условий, повлиявших на состояние героя или сказочного персонажа, к эмоциональным проявлениям, т. е. к следствию. При соотнесении между собой различных элементов схемы необходимо побуждать детей оценивать эмоциональные состояния с позиции морального выбора, адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений. Важно подводить детей к пониманию того, что нравственная оценка способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, т. е. чем руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию грусти, удивления и т. п. С этой целью рекомендуется использовать следующие вопросы: • Правильно ли поступили дети? • Как бы вы поступили, если бы находились рядом? • Какие слова вы использовали бы в данном случае для того, чтобы изменить плохое настроение? • Как вы считаете, нужна ли помощь в разрешении этой ситуации? • Как помочь этому персонажу? • Что бы вы посоветовали персонажам в этой ситуации?.. К концу старшего дошкольного возраста важно научить детей не только объяснять, оценивать характер эмоциональных проявлений, но и проектировать эмоциональное поведение. В этом случае необходимо использовать схемы, предполагающие оформление следствия (эмоционального состояния персонажа), в виде пустого круга, предложив ребенку самому заполнить его. Такие схемы можно оформлять в виде ряда ситуаций, которые связываются с определенным эмоциональным состоянием. Детям предлагается оценить каждую ситуацию с позиции адекватности (неадекватности) данному эмоциональному проявлению и соответственно зачеркнуть неподходящие изображения, пояснив сделанный выбор. Примеры таких схем.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |