Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключ к тесту. Определение типичного способа реагирования или эго-состояния




Определение типичного способа реагирования или эго-состояния

Прочитайте представленные ниже высказывания и оцените степень своего согласия с каждым из них в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступить.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.

Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Подсчитываются баллы отдельно для каждого эго-состояния. Максимальное количество баллов свидетельствует, что опрашиваемый склонен проявлять именно данный способ реагирования.

 

Определение уровня рефлексии личности с помощью диагностики межличностных отношений (Т.Лири в адапт. Л.Н.Собчик)

Тест используется для изучения и развития рефлексивно-перцептивных умений, к которым относится познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценка своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности других.

Проявляя максимальную внимательность и откровенность, выберите из списка соответствующие Вашему представлению о себе характеристики.


1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться и приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладаем чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто дружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всем соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Стремится утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой.

 


               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
      1 12        
I II III IV V VI VII VIII

В каждом октанте баллы суммируются

I – властный-лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких показателях – нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 баллов), директивный стиль высказываний, потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 баллов).

II – независимо-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в пределах 8 баллов) до самодовольного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).

III – прямолинейно-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот вариант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении целей (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV – недоверчиво-скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

V – покорно-застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах – полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI – зависимо-послушный. При умеренных баллах - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII – сотрудничающе-конвенциональный. Свойственен лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII – ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим. Развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов свойственны гармоничным личностям, более 8 баллов говорят об акцентуации свойств, 14-16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем вариантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого.

Первые четыре типа межличностных отношений характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие варианты представляют преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Оценки могут проставляться другими людьми (например, «Сокурсники обо мне») или самим человеком как бы со стороны (например, «Я глазами сокурсников»). Полученные от других усредненные баллы сравниваются с собственными оценками. Чем больше совпадение оценок, тем выше уровень развития рефлексии личности.

Методы и методики изучения конфликта

Наиболее распространенным методом является экспериментальное изучение ситуации конфликта, когда в эксперименте воссоздается конфликтная ситуация, и человек ее решает (конфликт установок, ошибка внутренних установок и т.п.).

Среди них особо выделяются экспериментальные игровые процедуры: матричные игры (дилемма заключенного); переговорные игры (достичь выигрыша); коалиционные игры (формирование коалиции); локомоционные игры (движение в сторону поставленной задачи); социальные игры-ловушки (задачи-дилеммы), эксперименты в естественных условиях с провоцированием конфликтов, и, конечно, опросные методы.

Тест «Конфликтны ли Вы?»

     
Рвется в спор 7 6 5 4 3 2 1 Уклоняется от спора
Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражений   7 6 5 4 3 2 1 Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном
Считает, что добьется своего, если будет возражать 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что проиграет, если будет возражать
Не обращает внимания на то, что другие не понимают доводов 7 6 5 4 3 2 1 Сожалеет, если видит, что другие не понимают доводов
Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонентов   7 6 5 4 3 2 1 Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента
Не смущается, если попадает в напряженную обстановку   7 6 5 4 3 2 1 В напряженной обстановке чувствует себя неловко
Считает, что в споре надо проявлять характер 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что в споре не нужно демонстрировать своих эмоций
Считает, что в спорах не уступают 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что в спорах уступают
Считает, что люди легко выходят из конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что люди с трудом выходят из конфликта
Если взрывается, то считает, что без этого нельзя 7 6 5 4 3 2 1 Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

По этому тесту Вы можете оценить себя и предложить другим оценить Вас. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую Вашей оценке цифру на семибалльной шкале.

Соедините отметки по баллам (крестики) на каждой строке и постройте график. Отклонение влево от середины (цифра 4) указывает на склонность к конфликтности, вправо - на умение избегать конфликтных ситуаций.

Теперь подсчитайте общее количество баллов.

Сумма в 70 баллов - свидетельствует об очень высокой степени конфликтности; 60 баллов - высокой; 50 - выраженной конфликтности. Сумма в 10-15 баллов говорит о склонности избегать конфликтной ситуации.

Сравните собственную оценку (по графику и по баллам) и оценку, данную Вам другими. Сделайте соответствующие выводы.

 

Тест «Ваша конфликтность»

Отметьте один из ответов на каждый вопрос

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

a. Не принимаю участия;

b. Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

c. Активно вмешиваюсь, «вызывая огонь на себя».

2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?

a. Нет;

b. Только если имею для этого веские основания;

c. Критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли Вы спорите с друзьями?

a. Только если они необидчивы;

b. Лишь по принципиальным вопросам;

c. Споры – моя стихия.

4. Стоя в очереди, как Вы реагируете, если лезут без очереди?

a. Возмущаюсь в душе, но молчу;

b. Делаю замечание;

c. Прохожу вперед и начинаю наводить порядок.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо.

a. Не замечаю такой пустяк;

b. Молча беру солонку;

c. Не удержусь от замечания и, может быть, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице, в транспорте наступили на Вашу ногу.

a. С возмущением посмотрю на обидчика;

b. Сухо сделаю замечание;

c. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась. Ваше поведение:

a. Промолчу;

b. Ограничусь кратким тактичным замечанием;

c. Устрою скандал из-за пустой траты денег.

8. Не повезло в лотереи. Как Вы это воспринимаете?

a. Постараюсь быть равнодушным, но в душе дам себе слово никогда в ней не участвовать;

b. Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещаю взять реванш;

c. Билет без выигрыша надолго испортит настроение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.