КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходящие от корпорации действия распадаются на три 15 страница
Первое решение соответствует букве закона от 15 июля 1936 г. Этот закон предоставляет право заключения договоров по сбыту и снабжению не отделам сбыта и снабжения, а главным управлениям; равным образом расчетные текущие счета в банках, собственные оборотные средства и банковский кредит предоставляются главкам, как таковым (ст. 2). Такие же указания содержатся и в инструкции НКФ и Госбанка СССР по применению закона от 15 июля 1936 г., утвержденной СНК СССР 21 июля 1938 г.: «расчетные счета 1 См., например, Типовое положение о хозрасчетном отделе материально-технического Снабжения Главного управления НКЛП СССР, утвержденное 1 ноября 1939 г.; в этом Положении отдел снабжения характеризуется как такая составная часть главка, которая «осуществляет функции по снабжению, присвоенные главным управлениям постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июля 1936 г.»; поэтому «начальник отдела снабжения действует на основании...доверенности, выдаваемой ему начальником главка»: распоряжение расчетным счетом «производится начальником отдела снабжения по доверенности начальника главка» (Сборник приказов Наркомлегпрома СССР 1939 г. № 31—32). Необходимо учесть, что названное выше Типовое положение было принято до издания пост. СНК СССР от 5 апреля 1940 г., т. е. в тот период, когда отраслевые производственные главки имели довольно обширные оперативные функции в области снабжения. Однако дальнейшая характеристика хозрасчетного отдела снабжения, данная в Типовом положении противоречит характеристике, данной выше: оказывается, что собственные оборотные средства, самостоятельный баланс и расчетный счет приписываются не главку в целом, а отделу снабжения (ст. 4). по операциям снабжения и по сбытовым операциям открываются не отделам снабжения и сбыта, а главным управлениям» (ст. ст. I и 22 инструкции). Второе решение вопроса больше соответствует постановлению СНК СССР от 5 апреля 1940 г. и той практике, которая сложилась в хозяйственных наркоматах, а затем министерствах, на основе применения закона от 15 июля 1936 г. и постановления от 5 апреля 1940 г. Непосредственную оперативную работу по снабжению осуществляет хозрасчетный отдел снабжения; он же и отвечает по своим обязательствам, вытекающим из этих операций в пределах выделенных ему оборотных средств. Например, в Типовом положении о Главном управлении Наркомавиапрома от 22 июня 1942 г. указано, что «по всем своим обязательствам, связанным с операциями снабжения, Главное Управление отвечает в пределах выделенных ему собственных оборотных средств и имущества, на которые по закону может быть обращено взыскание» (п. 10). Фактически эти средства находятся (в распоряжении отдела снабжения и никакими иными средствами, на которые можно было бы обратить взыскание по обязательствам, вытекающими из снабженческих операций, Главное управление не располагает. Поэтому на деле претензии обращаются к отделу снабжения, и главк, как таковой, не несет ответственности за долги, этого отдела. Поэтому не случайно в некоторых положениях об отделах снабжения главков содержатся формулировки, позволяющие рассматривать эти отделы в качестве самостоятельных хозрасчетных предприятий, выступающих вовне в качестве юридических лиц. Например, согласно положению об отделе снабжения одного из главных управлений Наркомата — ныне Министерства — авиационной промышленности, «отдел снабжения является хозяйственной организацией, действующей на началах хозрасчета в соответствии с плановыми заданиями и директивами... Управления НКАП, и находится на самостоятельном балансе». На указанный отдел снабжения, помимо планово-регулирующих, возложены и некоторые оперативные функции (децентрализованные заготовки на базе местной и кооперативной промышленности, снабжение заводов через склады отдела за счет резервов главка). Для осуществления этой деятельности и ведения складского и транспортного хозяйства финансовым отделом наркомата по согласованию с главком, в состав кото- рого входит отдел снабжения, последнему выделяются необходимые оборотные средства. Отделу снабжения предоставлено право открывать собственные расчетные счета. И, наконец, что весьма важно с точки зрения признания отдела снабжения самостоятельным хозрасчетным предприятием,)В Положении об отделе снабжения указывается, что «ответственность управления по обязательствам отдела снабжения ограничивается лишь средствами, находящимися на расчетном счете управления по операциям снабжения и сбытовым». Но если отдел снабжения имеет собственные средства, свой расчетный счет, находится на самостоятельном балансе, то его имущественные взаимоотношения с главком аналогичны взаимоотношениям главка с автономным предприятием или треста с трестированным предприятием, т. е. отдел снабжения должен рассматриваться как обособленное по отношению к главку хозрасчетное предприятие. Приведенные выше формулировки свидетельствуют о том, что по существу хозрасчетный отдел снабжения является самостоятельным предприятием и выступает в гражданском обороте от своего имени; в лучшем случае главк отвечает по обязательствам отдела лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке. То обстоятельство, что начальник отдела снабжения зачастую действует не только на основании положения об отделе, но и на основании доверенности, не имеет значения, ибо доверенность, выдаваемая в настоящее время руководителю хозрасчетного предприятия, утеряла свой первоначальный смысл; наличие или отсутствие доверенности у руководителя хозрасчетного предприятия ни в какой мере не влияет на имущественно-правовое положение этого предприятия (см. гл. XII). В итоге мы приходим к следующему выводу. Наличие или отсутствие юридической личности у той или иной организации определяется не тем, что она в соответствующем уставе.или положении именуется или не именуется юридическим лицом, а тем—обладает или не обладает эта организация признаками, составляющими содержание понятия юридического лица. Освобождение переведенных на полный хозрасчет главков и хозрасчетных отделов снабжения отраслевых производственных главков от государственной регистрации не меняет и не может изменить юридической природы главка или отдела снабжения главка. Конечно, de lega ferendа можно пожелать, чтобы переведен- ные на полный хозрасчет главки были включены в список хозяйственных организаций, подлежащих государственной регистрации, и тем самым их существование как юридических лиц было бы официально узаконено. Необходимо также точно определить положение хозрасчетного отдела снабжения отраслевого главка. Мы склоняемся к тому, что после издания постановления СНК СССР от 5 апреля 1940 г. этот отдел, если он осуществляет оперативные функции, а не главк должен быть признан хозрасчетной организацией. XII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Положение о трестах от 29.июня 1927 г., действующее и поныне, юридическими лицами признает только тресты и производственные предприятия, поскольку они действуют на правах треста. Директор трестированного предприятия и в настоящее время с точки зрения формального обоснования своих полномочий руководствуется в своей деятельности доверенностью управляющего трестом. Следовательно, предприятие рассматривается как часть имущества треста. Впрочем, даже в Положении о трестах эта точка зрения не могла быть проведена до конца. Поскольку положением предусмотрена известная имущественная обособленность предприятия внутри треста (внутренний хозрасчет), постольку предприятие это уже не имущественная масса, а организованный трудовой коллектив. Результат деятельности этого коллектива по выполнению самостоятельного отрезка плана индивидуализирован — это результат работы предприятия. Однако поскольку директор предприятия при совершении юридических сделок выступает по доверенности от имени треста, постольку, если исходить из текста Положения о трестах, трест должен нести полную имущественную ответственность по возникшим из этих сделок обязательствам. Отсюда также следует, что на имущество, находящееся в управлении директора предприятия, может быть обращено взыскание по долгам треста. В результате эволюции производственного предприятия, о которой было рассказано выше, оно сделалось гражданско-правовым субъектом. По существу предприятие выступает в гражданских правоотношениях от своего имени, а не от имени треста, в состав которого оно входит, имеет обособленное имущество (наличие самостоятельных оборотных средств, материальная заинтересованность в выполнении плана, отдельный баланс) и по общему правилу самостоятельно отвечает по своим долгам. Юридической личностью является не всякая производственная единица, но лишь та, которая обладает необходимой полнотой имущественной и оперативной самостоятельности, определяемой охарактеризованными выше признаками. Предпосылкой юридической личности предприятия является перевод его на полный хозяйственный расчет. Выше уже указывалось, что для полного хозяйственного расчета характерна такая степень имущественной и оперативной самостоятельности производственной единицы, которая делает возможным проверку результатов ее деятельности, т. е. затраченного ею труда, через механизм товарно-денежных отношений. Поэтому важнейшим экономическим признаком полного хозрасчета является наличие собственных оборотных средств и самостоятельный баланс, выявляющий имущественную обособленность хозяйственной единицы. Имущественная обособленность хозяйственной единицы означает, что результаты ее труда приобретают самостоятельную товарную форму. Не является обязательным, чтобы эти результаты труда были объектированы в вещах. В зависимости от характера деятельности хозяйственной единицы эти результаты труда могут быть выражены в иной форме (деятельность транспортных предприятий, органов связи, зрелищных предприятий и т. д.) '. Юридически охарактеризованный, выше процесс проверки деятельности социалистических предприятий выражается в самостоятельном участии этих предприятий в советском гражданском обороте, т. е. в усвоении ими юридической личности. Поэтому хозрасчетная единица владеет, пользуется и распоряжается закрепленными за ней средствами производства и произведенной ею продукцией в рамках, установленных законом. Было бы большой ошибкой сводить хозяйственный расчет только к экономи- 1 Трестированными предприятиями следует считать также хозрасчетные конторы снабжения трестов, проектные, строительные монтажные конторы стройтрестов, магазины и другие предприятия по реализации товаров. ческим признакам и пытаться автоматически вывести из этих признаков юридическую личность предприятия. Вопрос о том, быть или не быть данной хозяйственной единице самостоятельным субъектом имущественного оборота, решается государством. Вот почему в содержание понятия полного хозяйственного расчета включается и этот признак, выражаемый зачастую в описательной форме (право совершения сделок, наличие самостоятельного имущества и т. д.). Но закон, признающий наличие юридической личности у данного типа предприятий или у отдельного предприятия, учитывает степень организационно-технической и экономической зрелости и подготовленности этих предприятий к выявлению результатов их труда в товарно-денежной форме и к' проверке через товарно-денежную форму соответствия количества и качества вложенного в производство труда вознаграждению, получаемому предприятиями. Для полного хозяйственного расчета характерны два основных признака: а) имущественная самостоятельность (включающая и ведение законченной отчетности — самостоятельного баланса) и, как следствие этого, б) самостоятельное участие в гражданских правоотношениях (предполагающее по общему правилу и самостоятельную имущественную ответственность). Отсутствие какого-либо из этих признаков у хозяйственной единицы означает, что она не переведена на полный или законченный хозрасчет и, стало быть, не является юридической личностью. Такое решение вопроса устраняет путаницу в распределении ответственности и злоупотребления в маневрировании собственными оборотными средствами, которые наблюдались в деятельности предприятий в тридцатых годах и встречаются еще и по настоящее время: хозяйственные организации и предприятия переводили свои отделы, склады, подсобные хозяйства на хозяйственный расчет только для того, чтобы уклониться от ответственности по своим обязательствам '. Естественно, что переведенные на хозрасчет цехи предприятия не являются субъектами права. Перевод цехов на 1 См., например, И. Мелешкевич, Против извращения хозрасчета и беспринципного маневрирования денежными средствами, Бюлл. Госарбитража, 1934, № 7; Э. Т., У истоков дебиторской задолженности, (Бюлл. Госарбитража, 1934, № 22). хозяйственный расчет есть прежде всего метод организации непосредственного процесса производства, способ учета вложенного в цеховую продукцию труда и материалов в сопоставлении с плановой себестоимостью. Цех является лишь частью единой производственной единицы. Деятельность цеха локализована рамками фабрики, завода. Объем и степень имущественной самостоятельности цеха качественно иные, чем у завода. Хотя принцип оплаты по труду является таким же определяющим моментом в оценке деятельности цеха, как и в оценке деятельности любого предприятия, в связи с чем достигается индивидуализация результатов этой деятельности, однако формы и методы осуществления учета и контроля рублем «над мерой труда и мерой потребления» здесь иные. Цех не является участником советского товарооборота. Тот факт, что хозрасчет цеха является лишь внутренним хозрасчетом и не превращает цех в юридическое лицо, нашло свое отражение в запрещении открывать самостоятельны© расчетные счета цехам в Государственном банке еще в 1931 г.'. Формы осуществления внутризаводского хозрасчета могут быть различны. В начале тридцатых годов широко использовалась договорная форма во взаимоотношениях хозрасчетных цехов друг с другом и одно время даже с заводоуправлением. Но механическое перенесение договорных форм связи со всеми их атрибутами (неустойки, возмещение убытков за неисполнение договоров и т. д.) на внутризаводские отношения, как уже отмечалось выше, себя не оправдало. Наиболее правильной формой организации внутризаводского хозрасчета является такая форма организации деятельности цеха, которая, обеспечивая индивидуализацию результатов этой деятельности, соответствовала бы технико-экономическим особенностям данного предприятия. В основе деятельности хозрасчетного цеха должно лежать плановое задание, содержащее твердые показатели расходования сырья, материалов, инструментов, рабочего времени и т. д. на единицу изделия. За цехом должно быть закреплено определенное имущество — станки, инструментарий, сырье, материалы и т. д. Результаты деятельности цеха определяются путем сравне- 1 См. пост. Правления Госбанка СССР, «Экономическая жизнь» от 12 апреля 1931 г., № 78, приведено в указ. сб. «Государственное предприятие», стр. 227. ния плановой и фактической себестоимости продукции треста в определенный планируемый период. Известная часть экономии от перевыполнения цехом планового задания поступает на премирование рабочих и инженерно-технического персонала, на улучшение условий труда и т. д. Невыполнение планового задания одним цехом влечет за собой срыв плана другого цеха, и это обстоятельство должно быть учтено при оценке результатов работы. Однако практика показала, что возложение материальной ответственности на цех, виновный в невыполнении своих обязательств перед смежным цехом, по аналогии с материальной ответственностью хозрасчетных предприятий друг перед другом не достигает своей цели; предприятие — это единый производственный организм, и это обстоятельство предопределяет специфику внутризаводского хозрасчета и его коренное отличие от хозрасчета предприятия — самостоятельного участника гражданского оборота. Поэтому проблема внутризаводского, цехового хозрасчета — это скорее организационно-техническая, чем юридическая проблема. Самостоятельный статистический и бухгалтерский учет деятельности цеха имеет относительное значение. Еще в 1940 г. Правительство предложило хозяйственным наркоматам свести к минимуму самостоятельный статистический и бухгалтерский учет и планирование в цехах; учет результатов деятельности цеха должен быть в основном сосредоточен в заводоуправлении. Отсюда с несомненной ясностью вытекает, что хозрасчетный цех не может самостоятельно выступать (вовне в имущественном обороте. Еще меньше оснований для признания субъектом права хозрасчетной бригады. В бригадном хозрасчете самым ощутимым образом выявляется связь между организацией производства и организацией распределения. Показателем хорошей работы хозрасчетной бригады является та экономия, которая остается в распоряжении бригады в результате выполнения планового задания. Хозрасчетная бригада — это лишь одна из форм социалистической организации труда. Иначе решается вопрос в отношении предприятия, являющегося участником советской торговли в широком смысле этого слова. Под советской торговлей здесь подразумевается опосредствованный товарно-денежной фор- мой процесс распределения средств производства и предметов потребления в социалистическом хозяйстве. Расчетный счет предприятия является его привязкой к обороту. Хозрасчетная работа предприятия в целом проверяется не только в производстве, но и в процессе распределения результатов 'производительной деятельности между различными отраслями народного хозяйства —в сфере товарооборота — через договорную дисциплину, механизм расчетов через банк и систему банковского контроля рублем. Поэтому глубоко ошибочными являются те распространявшиеся в период расцвета «теории» хозяйственного права в советской юридической литературе высказывания, которые исходили из утверждения о наличии правосубъектности в том или ином объеме у каждого хозрасчетного звена. Отсюда делался неправильный вывод об отсутствии принципиальной разницы между хозрасчетными отношениями предприятия — вовне— в советском товарообороте и хозрасчетными отношениями внутри предприятия — между его отделами, цехами и т. п.1. 1 Ошибки этого же порядка были допущены мной в ст. «Вопросы правосубъектности в советском хозяйственном праве» (см. сб. «Социалистическая промышленность и хозяйственное право», Л., 1935). В этой статье содержится утверждение, что «...категория юридического лица теряет для социалистической экономики свое значение единственной организационной формы введения социалистической собственности в оборот. Юридическое лицо, как метод организационно-правового оформления социалистической собственности, отступает на задний план» (стр. 122). Наличие элементов правосубъектности я признавал у цеха и хозрасчетный бригады, хотя и правильно подчеркивал принципиальное различие между юридической личностью хозрасчетного предприятия как участника советского гражданского оборота, с одной стороны, и хозрасчетным цехом и хозрасчетной бригадой—с другой (стр. 126—127). Понимание того, что производственное предприятия являются самостотельными правовыми субъектами, не чуждо и некоторым буржуазным исследователям советского права. Так, например, Г. Фрейнд (G. Freund) в своей статье «Chosrastshot als grundlage des Wirtsschaftsrehts der Sovietunion» (Osteuropa, Heft, 12, 1932) пришел к выводу, что в настоящее время советское предприятие имеет столь далеко идущую самостоятельность в своей оперативной деятельности, что необходимость признания его юридической личностью не подлежит сомнению. Но Фрейнд тотчас же делает ошибку в духе «концепции» хозяйственного права, признавая и цехи предприятия субъектами права. «Поскольку можно предполагать,—писал он,—что правосубъектность отождествляется с хозяйственной самостоятельностью предприятия или частью последнего, то ничто не может препятствовать тому, чтобы признать право юридической личности за переведенными на хозрасчет цехами, что подвело бы фундамент под договоры хозрасчетных цехов предприятия» (стр. 749). Бесспорно, что единство государственной социалистической собственности предполагает и единство хозрасчета во всех звеньях хозяйственного управления, но внутри этого единства имеются и существенные различия. Игнорирование качественных различий в проявлениях хозяйственного расчета внутри предприятия и в отношениях между предприятиями явилось результатом игнорирования или недооценки роли и сущности товарно-денежной формы в социалистической экономике. Функции и назначение советских денег не везде проявляются одинаково. Во внутризаводских отношениях на первый план выступает их учетная функция. Однако продукция цеха, передаваемая для дальнейшей обработки другому цеху, еще не превратилась в товар. Товаром является продукция, выпускаемая предприятием в целом. Правда, это товар особого рода — социалистический продукт-товар, но все же товар, и поэтому движение его в плановом социалистическом хозяйстве опосредствовано денежной формой. Вследствие этого социалистические предприятия выступают в роли самостоятельных субъектов владения, пользования и распоряжения закрепленным в их управление государственным имуществом, а в связи с этим в роли продавцов и покупателей по отношению друг к другу. В главе X настоящей работы было указано, что вслед за промышленными предприятиями с большим или меньшим отклонениями тот же путь развития прошли и остальные предприятия в других отраслях народного хозяйства. В аналогичном с промышленными предприятиями положении находятся розничные торговые предприятия (магазины), переведенные на полный хозяйственный расчет. Однако уровень хозрасчетной самостоятельности магазина ниже, чем уровень хозрасчетной самостоятельности трестированного промышленного предприятия. Не случайно, что перевод магазинов на хозяйственный расчет был осуществлен только в 1935 г. и коснулся далеко не всех магазинов. Магазины, отнесенные к первой категории, т. е. магазины с незначительной суммой оборота, были переведены на внутренний хозяйственный расчет. Магазины второй и третьей категорий получили право выступления вовне — в гражданском обороте. Но на полный хозяйственный рас- чет были переведены только магазины третьей категории: они находятся в положении, аналогичном положению трестированного предприятия, т. е. по существу являются юридическими лицами '. Основные правила работы магазина, изданные в 1939г., подтверждают принцип оперативной и имущественной самостоятельности магазина 2. Однако торговое розничное предприятие как в оперативном, так и в имущественном отношении менее устойчиво, чем промышленное предприятие. Это объясняется прежде всего спецификой торговой деятельности, требующей большой оперативности и маневренности как в распоряжении денежными оборотными средствами (собственными и заемными), так и товарами. С другой стороны, недостаточная в имущественном отношении устойчивость магазина объясняется и тем, что торговая система вступила на путь осуществления внутриторгового хозрасчета значительно позже, чем промышленность. Поэтому, хотя основные правила работы магазина и не содержат никакого указания об ответственности торга за долги входящего в его состав магазина, «практика склонна возлагать на торг ответственность даже при неоплате магазином отдельных обязательств» 3. Более значительным» являются отклонения в практике проведения хозрасчета на транспорте; это обстоятельство отражается на юридической личности транспортных предприятий До 1931 г. смета доходов и расходов железнодорожного транспорта полностью входила в государственный бюджет. В 1931 г. было положено начало развитию хозяйственного расчета и в этой отрасли народного хозяйства. Взаимоотношения НКПС с Госбанком были изменены: в госбюджет стал поступать только чистый доход железных т. е. превышение валового дохода над эксплоатационными расходами 4. 1 О переводе магазинов на хозрасчет и правах и обязанностях директоров и продавцов хозрасчетных магазинов см. ФХЗ, 1935, № 34—35, стр..45. 2 Приказ Наркомторга СССР от 21 августа 1939 г. 3А. В. Венедиктов, Государственные юридические лица в СССР, «Советское государство и право», 1940, № 10, стр.. 82. 4П. «а» ст. 1 пост. СТО от 30 апреля 1931 г. (СЗ СССР 1931 г. № 26, ст. 214) с изменениями, внесенными пост. СТО от 16 августа 1931 г. (СЗ СССР 1931 г, № 53, ст. 347). В 1931—1932 гг. были приняты меры для перевода на хозяйственный расчет основных звеньев, входящих в состав железной дороги, — эксплоатационного района, депо, распределительных и сортировочных станций, дистанций пути и связи и т. д. «Но эти попытки не имели успеха, так как проводились канцелярско-бюрократическими методами, бессистемно, с надуманными показателями расчетов. Для всех звеньев были установлены многочисленные показатели «продукции», введены различные корректировки, взаимные штрафы и т., д., что приводило к очень сложным и запутанным финансовым расчетам и накоплению большой взаимной задолженности» '. Иначе говоря, на железнодорожном транспорт© были повторены все те ошибки, которые имели место в практике проведения внутризаводского хозрасчета — увлечение внешними формами хозрасчета при отсутствии к тому необходимых технико-экономических и организационных предпосылок. Не была также учтена специфика железнодорожного транспорта, предполагающая и требующая иных форм проведения хозрасчета, чем в промышленности или торговле. Эта специфика заключается в том, что в силу характера осуществляемых им функций железнодорожный транспорт должен быть организован на основе большей, чем любая отрасль хозяйства, централизации планового, оперативного и финансового руководства. В 1933 г. в связи с ликвидацией функциональной системы управления на железнодорожном транспорте была укреплена имущественная и оперативная самостоятельность основного звена на транспорте — железной дороги. Дорога была признана основной хозяйственной единицей железнодорожного транспорта. Дорога — на хозрасчете. Средства, отпускаемые ей на эксплоатационную деятельность и на капитальное строительство, находились в полном распоряжении начальника дороги и расходовались по установленному НКПС плану. Управлениям НКЛС было запрещено перераспределять эти средства и материалы без согласия начальника дороги или без специального разрешения наркома. В плане финансирования дороги был предусмотрен известный фонд на непредвиденные ее нуж- 1 «Экономика транспорта», учебник для втузов железнодорожного транспорта, сост. Водьфсоном, Ледовским и Шильниковым, Гострансжелдориздат, 1941, стр. 643. ды; этот фонд передавался в распоряжение начальника дороги. Что касается низовых звеньев дороги, то они были переведены на твердую смету'. Деятельность эксплоатационных районов была ограничена главным образом функциями регулирования движения. Было указано на недопустимость превращения эксшюатационных районов в маленькие дирекции дорог, мешающие централизованному управлению дорогой 2. Проведенные в 1933 г. мероприятия укрепили оперативную и имущественную самостоятельность железной дороги. И все-таки подлинного хозрасчета на железнодорожном транспорте до 1936 г. не было. Все доходы от перевозок поступали непосредственно в распоряжение ШШС и, следовательно, обезличивались, Индивидуализация результатов работы дороги отсутствовала. Будучи юридическим лицом, дорога действовала скорее как финансируемая в сметном порядке, чем как хозрасчетная организация. Решительный шаг на пути к действительному осуществлению хозрасчета на транспорте был сделан в 1936 г. Мы имеем в виду приказ НКПС «О мероприятиях по внедрению хозрасчета и укреплению финансовой дисциплины на железных дорогах» 3. Обоснование возможности хозяйственного расчета на железнодорожном транспорте в связи с подготовкой мероприятий, которые были предусмотрены названным выше приказом, изложено Л. М. Кагановичем в Следующих словах: «Мы провели в конце 1935 г. совещание с финансовыми работниками и с 1 января 1936 г. ведем учет фактических доходов каждой дороги. Техника перерасчета весьма сложна, из-за нее уже споткнулись несколько лет назад и это послужило поводом к отмене перерасчетов между дорогами. Но мы сейчас овладели этой техникой и вполне можем перейти на установление действительного хозяйственного расчета дорог, т. е. дороги будут получать не по обезличенной средней плановой себестоимости тонно-километра перевозок, а действительную плату за перевозки от клиентуры... С введением хозяй- 1Ст. ст. 1, 2 и 3 разд. II и ст. 5 разд. III пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б)от8июля1933г. «О перестройке органов управления транспортом» (СЗ СССР 1933г. №41, ст. 241). 2Вводная часть и п. «г» ст. 1 пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 июля 1933 г. (СЗ СССР 1933 г. №40, ст. 237). 3Приказ НКПС № 88/ц от 8 июня 1936 г. (ФХЗ, 1936, № 24, стр. 20). ственного расчета НКПС не отказывается от перераспределения средств между дорогами, часть денег будет забирать у зажиточных, богатых дорог и передавать их дефицитным дорогам. Но все же каждая дорога будет всегда знать свои фактические доходы и стремиться всячески их увеличить» '. В соответствии с этими установками была устранена обезличка в результатах деятельности дороги, т. е. был введен хозяйственный расчет. Все доходы от перевозок грузов, пассажиров и багажа как в прямом, так и в местном сообщении ныне поступают в распоряжение дороги и расходуются ею на основании квартальных финансовых планов, утверждаемых МПС. Выявление результатов деятельности дороги по перевозкам в прямом сообщении производится путем распределения вырученных за эти перевозки сумм между дорогами, следовательно, пропорционально пройденным по каждой дороге расстояниям.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |