Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходящие от корпорации действия распадаются на три 18 страница




В период социалистической реконструкции народного хозяйства на первый план все резче выступает планово-регулирующая функция в деятельности треста — последний все более становится управленческим органом. А с этим связана дальнейшая эволюция содержания понятия «госу­дарственное предприятие». По мере того как укреплялась имущественная и оперативная самостоятельность произ­водственного предприятия (завода, магазина и т. д.), тер­мин «предприятие» все чаще начал применяться по отно­шению к оперативным хозяйственным единицам, а трест и объединение начали именоваться хозяйственными органи­зациями. Юридическое понятие предприятия все больше становится адэкватным технико-экономическому содержа­нию этого понятия.

Этот вывод можно проверить на ряде законодательных актов. Интересную картину в этом отношении представляет эволюция законодательства о порядке составления и ут­верждения балансов и бухгалтерских отчетов государ­ственных предприятий.

В ст. 1 Правил о составлении баланса государственными предприятиями, изданных в связи с появлением закона о

трестах в 1927 г., под государственными предприятиями, обязанными публичной отчетностью, подразумеваются тре­сты. Правила говорят о составлении балансов государ­ственными и кооперативными предприятиями, а также ак­ционерными обществами с преобладанием государственного капитала. В тексте Правил отсутствует какое-либо упо­минание о хозяйственных организациях. Понятие хозяйст­венной организации неизвестно законодательству этого пе­риода.

Появление термина «хозяйственная организация» в ка­честве обозначения трестов, хозрасчетных объединений, кооперативных товариществ и т. д. относится к 1930— 1931 гг. Зарождение понятия хозяйственной организации, или сокращенно хозоргана, связано с реформой управле­ния промышленностью в 1929—1030 гг. — с появлением объединений и постепенным превращением треста из еди­ного предприятия в составное предприятие. Отрасле­вые хозяйственные объединения хотя и действуют на на­чалах хозяйственного расчета, но, будучи органами ВСНХ, уже не именуются госпредприятиями '.

Этот процесс превращения составного госпредприятия в хозяйственную организацию находит свое отражение, в соответствующей терминологии законодательных актов 1930—1931 гг., в частности, в постановлении СНК СССР от 26 февраля 1931 г. «О порядке рассмотрения и утвержде­ния отчетов и балансов государственных органов, действу­ющих на началах хозяйственного (коммерческого) рас­чета» 2. Как видно из наименования постановления, речь идет уже не о государственных предприятиях, а о государ­ственных органах.

В ст. 1 постановления госорган, действующий на нача­лах хозрасчета, расшифровывается как объединение, трест и т. д. Было бы правильнее, конечно, говорить в этом слу­чае не о госоргане, а о государственной хозяйственной ор­ганизации. Понятие госоргана связано с понятием уп­равления, с понятием административной деятельности; госорган — это орган государственной власти. Понятие же хозяйственной организации связано с понятием непосред­ственной хозяйственной деятельности (производственной,

1 См. ст. 1 пост. ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г. о реорганизации управления государственной промышленностью (СЗ СССР 1930 г. № 15, ст. 157).

2 СЗ СССР 1931 г. № 14, ст. 138.

торговой и т. д.). Но так или иначе о госпредприятии упо­мянутое постановление ничего не говорит. Государственное предприятие 1927 года превратилось в 1931 г. в хозяйствен­ную организацию, производственное же предприятие в феврале 1931 г. еще не стало самостоятельной имущественной единицей, и поэтому постановление от 26 февраля 1931 г. о нем умалчивает.

Но уже в постановлении СОК СССР от 9 мая 1931 г. «О представлении предприятиями и организациями обоб­ществленного сектора месячных и квартальных балансов в Государственный банк и в финансовые органы» наряду с хозяйственными органами фигурируют и входящие в их состав предприятия1. Ст. 1 постановления вменяет в обя­занность всем хозяйственным органам обобществленного сектора представлять свои балансы в те учреждения Гос­банка, в которых они (хозорганы) имеют контокоррентные счета. Понятие хозоргана, невидимому, имеет в данном случае родовое значение, ибо в ст. 2 постановления пере­числяются те конкретные виды хозорганов, которые обя­заны представлять балансы,—это: а) объединения, тресты, торги и акционерные общества и кооперативные органи­зации, б) предприятия, входящие в состав объединений, трестов, торгов и акционерных обществ (фабрики, заводы и т. п.).

В постановлении СНК СССР от 7 августа 1931 г. «О по­рядке опубликования годовых балансов предприятиями к организациями обобществленного сектора»2 различие между предприятием и хозорганом проведено уже более четко. К хозорганам относятся объединения, тресты, торги и т. д.

Наряду с этим в примечании к ст. 1 этого постановле­ния объединения не включаются в категорию хозорганов, а упоминаются отдельно. Неоднократно уже упоминав­шееся постановление СТО от 23 июля 1931 г. говорит о на­делении собственными оборотными средствами государст­венных объединений, трестов и других хозяйственных ор­ганизаций и о распределении этих средств между входя­щими в состав указанных хозорганов производственными, транспортными и торговыми предприятиями и организа­циями, а также организациями по снабжению и сбыту, не-

1 СЗ СССР 1931 г. № 27, ст. 219.

2 СЗ СССР 1931 г. № 50, ст. 329.

посредственно осуществляющими производство, снабжение и сбыт или оказание хозяйственных услуг.

В последнем, ныне действующем Положении о бухгал­терских отчетах и балансах государственных и кооператив­ных хозяйственных органов и предприятий от 29 июля 1936 г. ' Совершенно четко проводится различие между хозорганами, под которыми подразумеваются главки с хоз­расчетными функциями, тресты, железные дороги, конторы и т. п., и предприятиями, т. е. фабриками, заводами и т. д.

Изменение терминологии законодательства отражает процесс превращения низовой хозрасчетной единицы в са­мостоятельную имущественную единицу, в субъект права. Эта хозрасчетная единица и именуется теперь предприя­тием или производственным предприятием.

В отличив от производственного предприятия хозяйст­венная организация — это сложное или составное государ­ственное предприятие, характерной чертой которого яв­ляется преобладание управленческих функций над функ­циями оперативными. И главк и трест в настоящих усло­виях — это формы о р г а н и з а ц и о н н о г о в ы д е л е н и я определенной отрасли народного хозяйства или (груп­пы предприятий этой отрасли 2. В этом смысле и главк и трест имеют двуединую природу. Во-первых, — это планово-регулирующие, т. е. в переводе на юридический язык административные или управленческие хозяйственные ор­ганы советского государства. Во-вторых, — это оперативно-хозяйственные организации. Однако по общему правилу оперативно-хозяйственная деятельность, если иметь в виду производственную деятельность и сбыто-снабженческие операции, осуществляется не главным управлением или трестом, как таковыми, но их предприятиями. В ка­тегорию предприятий включаются и хозрасчетные, сбыто­вые и снабженческие отделы и конторы, входящие в со­став указанных выше хозорганов. Эти оперативные еди­ницы выступают наравне с предприятиями, входящими в состав главка или треста, как равноправные с этими пред­приятиями юридические лица (см. об этом гл. XIII).

1 СЗ СССР 1936 г. № 42, ст. 359.

2 Ср. «Экономика социалистической промышленности», учебник для вузов, Соцэкгиз, 1940, стр. 576, и 3. Шкундин, Штаб оперативного конкретного руководства предприятиями (о современном главке), Бюлл. Госарбитража, 1934, № 14, стр. 6—7.

В связи с признанием юридической личности за трести­рованными предприятиями необходимо регламентировать и порядок их возникновения.

Для возникновения трестированного предприятия необ­ходим приказ министра или иного руководителя ведом­ства об организации предприятия или о его включении в строй действующих предприятий. Разрешения Правитель­ства на организацию трестированного предприятия не тре­буется. Что касается государственной регистрации, то здесь дело обстоит следующим образом. Как известно, государ­ственная регистрация имеет своею целью учет организаций и предприятий социалистического хозяйства, пользующих­ся правами юридического лица, и их филиалов, а также контроль за законностью возникновения, реорганизации и прекращения деятельности этих организаций и предприя­тий '. Положение о.государственной регистрации преду­сматривает две категории хозяйственных организаций (и предприятий — подлежащих регистрации и. не подлежа­щих ей. В категорию подлежащих регистрации хозорганов включены также филиалы юридических лиц, хотя фи­лиалы юридическими лицами не являются2. Что же ка­сается находящихся на полном хозяйственном расчете тре­стированных предприятий, то Положение о государствен­ной регистрации не утверждает, что они не подлежат реги­страции. В положении лишь сказано, что эти предприятия «не проходят самостоятельной регистрации». Список этих предприятий вносится в государственный реестр при реги­страции юридического лица, в состав которого они вхо­дят 3.

Правильным будет вывод, что трестированные пред­приятия проходят государственную регистрацию, но не самостоятельно, не непосредственно, а при регистрации официально признанного юридического лица, в состав ко­торого они входят. Вовсе не подлежат регистрации пред­приятия, не переведенные на хозрасчет и являющиеся лишь составной частью единого юридического лица («не находя-

1 Ст. 1 Положения о государственной регистрации юридических лиц, хозяйственных организаций и предприятий, утв. СНК СССР 16 апреля 1940 г. (СП СССР 1940 № 15, ст. 363).

2 П. «д» ст. 2 указанного положения.

3 Ст. 5 того же положения.

щиеся на хозрасчете магазины, мастерские и другие пред­приятия, входящие в состав юридического лица и их фи­лиалов») '. К числу предприятий, записываемых а государ­ств вины и реестр по списку, представленному трестом, от­носятся только предприятия, «наделенные оборотными средствами и состоящие на самостоятельном балансе»2, т. е. предприятия, переведенные на полный хозрасчет. По­этому не случайно IV раздел Инструкции НКФ СССР по применению Положения о государственной регистрации имеет следующий заголовок: «Регистрация предприя­тий, входящих в состав организаций, пользующихся пра­вами юридических лиц и их филиалов».

Таким образом, и Положение о государственной реги­страции и изданная в его развитие инструкция предусмат­ривают регистрацию трестированного предприятия, но в составе хозоргана, являющегося официально признанным юридическим лицом. Будет ли регистрироваться трестиро­ванное предприятие самостоятельно или в составе тре­ста, — это в конечном счете особого значения не имеет, по­скольку возможность самостоятельного участия предприя­тия в гражданском обороте не подвергается сомнению3. Желательно, конечно, распространить общие правила о го­сударственной регистрации хозяйственных организаций юридических лиц и на трестированные предприятия.

Наряду с хозрасчетными предприятиями существуют предприятия, доходы и расходы которых полностью вклю­чены в государственный бюджет. В отличие от бюджетных учреждений эти предприятия мы будем именовать пред­приятиями, финансируемыми в сметном по­рядке.

1 П. «в» ст. 4 Положения о государственной регистрации.

2 Ст. 30 Инструкции НКФ СССР от б августа 1940 г. о государст­венной регистрации государственных, кооперативных и общественных хо­зяйственных организаций и предприятий.

3 См. А. В. Венедиктов, указ, статья в журн. «Советское государство и право», 1940, № 10: «То обстоятельство, что трестированные предприятия в силу ст. 5 Положения о государственной регистра­ции от 16 апреля 1940 г. не проходят самостоятельной регистрации в ор­ганах НКФ... представляет собой лишь дань традиционной точке зре­ния на трестированное предприятие, но само по себе не может служить аргументом против признания за ними прав юридического лица» (стр. 82).

В чем отличие предприятий, финансируемых в сметном порядке, от хозрасчетных организаций, с одной стороны, и бюджетных учреждений, с другой стороны? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с формами хозяйственной деятельности предприятий, финансируемых в сметном порядке. Таких предприятии -немного. Для целей нашего исследования доста­точно будет охарактеризовать деятельность машинно-трак­торных станций и предприятий связи.

До постановления СНК ССОР от 5 февраля 1938 г. «О порядке финансирования машинно-тракторных станций» 1 МТС находились на хозрасчете. СНК СССР в указан­ном (Постановлении 'Признал организацию финансового хо­зяйства МТС неудовлетворительной: множественность источ­ников финансирования — два вида бюджетного финанси­рования, два вида кредитования, реализация натуроплаты и денежные поступления от колхозов значительно услож­нили финансовое состояние МТС. Все это привело к замо­раживанию государственных средств, к расходованию их не по назначению, к росту дебиторской задолженности и т. д. В целях устранения этих недостатков МТС были полностью переведены на сметное финансирование. Отпуск средств, необходимых МТС для выполнения их производ­ственных планов, стал осуществляться на основе утверж­денных смет по государственному общесоюзному бюджету. На каждый из видов затрат (горючее, ремонт, зарплата производственным рабочим, зарплата аппарату МТС и про­чие административные и хозяйственные расходы) были от­крыты отдельные целевые бюджетные счета, выдача средств с которых производилась в пределах утвержденной сметы по каждому мероприятию. Перерасходы, допущен­ные МТС, могли быть покрыты самой МТС либо за счет последующей экономии по данному виду затрат, либо за счет использования, с разрешения органов Народного ко­миссариата земледелия, экономии по другим затратам. Если перерасход не мот быть покрыт за счет экономии, Государственный банк по истечении льготного срока прио­станавливал финансирование МТС.

Менее чем через год СНК СССР и ЦК ВКП (б) издали новое постановление о работе машинно-тракторных стан-

1 СП СССР 1938 г. № 4, ст. 8.

ций'. В этом постановлении отмечается, что перевод МТС на финансирование по госбюджету упорядочил финансовое хозяйство МТС. Однако опыт проведения постановления от 5 февраля 1938 г. показал, что финансирование МТС по годовым и полугодовым сметам, независимо от выполнения ими своего производственного плана, не создает должной заинтересованности МТС в выполнении поставленных пе­ред нею производственных задач и в получении с колхо­зов полностью в установленные сроки начисляемой за ра­боту МТС натуроплаты. Поэтому во изменение постанов­ления от 5 февраля> 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) уста­новили поквартальное финансирование МТС в соот­ветствии с выполнением ими своего годового производствен­но-финансового плана путем выдачи аванса на предстоя­щий квартал. При перевыполнении плана работ МТС за квартал Государственному банку было разрешено дополни­тельно финансировать это перевыполнение за счет годового производственно-финансового плана МТС. Окончательный расчет Государственного банка с МТС производится в IV квартале с покрытием Государственным банком расхо­дов МТС, вытекающих из (Перевыполнения плана. При не­выполнении квартального плана и израсходовании отпу­щенных на квартал средств Государственный банк умень­шает на соответствующую сумму очередный квартальный аванс. В распоряжении земельных органов остаются манев­ренные резервные фонды в размере не более 3% ассигнова­ний, отпущенных на финансирование МТС. Маневренный фонд и удержанные с МТС, не выполняющих план, кредиты используются в IV квартале для дополнительной выдачи средств тем МТС, которые перевыполнили свой годовой план. Использование резерва на покрытие 'Перерасходов МТС не допускается.

Установленный этим постановлением порядок финанси­рования МТС сближает формы деятельности МТС с фор­мами деятельности хозрасчетного предприятия. Хотя все валовые доходы и расходы МТС включены в государствен­ный бюджет, машинно-тракторная станция обладает доста­точной мерой имущественной и оперативной самостоятель­ности для выполнения и перевыполнения плана. Основ­ное, что сближает МТС с хозрасчетным предприятием, —

1 Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 января 1939 г. «О работ6 машинно-тракторных станций» (СП СССР 1939 г. № 4, ст. 14).

Это наличие стимулов для выполнения плана, материаль­ная заинтересованность в конечных результатах деятель­ности.

В сметном порядке финансируются также основные оперативные организации Министерства связи. Организа­ции Министерства связи в отношении применяемого к ним порядка финансирования разделяются на три группы:

а) почтовые, телеграфные, телефонные, радиотрансляционные предприятия, радиостанции, объединенные конторы связи, линейно-технические узлы и бюро контроля пере­водов, финансируемые в сметном порядке; б) тресты, промышленные предприятия, местные органы Центрального управления по распространению печати, дей­ствующие на хозяйственном р а с ч е т е, и в) цен­тральные управления министерства, местные управления связи, учебные заведения, научно-исследовательские уч­реждения, детские сады, состоящие на государственном бюджете.

Предприятия связи, финансируемые в сметном порядке, полностью сдают свою выручку на особый счет Министер­ства связи по доходам в Государственном банке; они не вправе непосредственно распоряжаться этой выручкой. Эксплоатационные расходы этих предприятий покрываются согласно утвержденным ометам за счет сумм, перечисляе­мых на их расчетные счета в Государственном банке. 50% от чистого дохода по эксплоатации связи в централизован­ном порядке отчисляются в союзный бюджет. Остальные 50% используются Министерством связи в соответствии с утвержденными планами на финансирование капитального строительства и пополнение оборотных средств организа­ций связи. Для поощрения организаций, финансируемых в сметном порядке и перевыполнивших годовой план, от 20 до 30% от суммы сверхплановых доходов отчисляется в распоряжение начальников этих организаций. Эти отчисле­ния производятся авансовым порядком поквартально, в пол­ном размере окончательно — в конце, года. Отчисления от сверхплановой экономии до Великой Отечественной войны расходовались по сметам, утвержденным вышестоящим ор­ганом в порядке, установленном законом о фонде директора предприятия за счет прибылей '.

1 Положение о порядке финансирования учреждений и предприятий Наркомсвязи, утв. НКсвязи по согласованию с НКФ СССР 27 августа 1939г. (ФХБ, 1940, № 34, стр. 21—26).

Финансирование таких предприятий связи, как почта, телефон, телеграф и т. д., обеспечивает не только цен­трализованную аккумуляцию доходов и строгое сметное лимитирование расходов, но и развитие самостоятельности, инициативы и имущественной заинтересованности этих пред­приятий. Работа почты и телеграфа могла бы быть построе­на на чисто хозяйственных основаниях: и почта и телеграф — предприятия, оказывающие свои услуги клиентуре за воз­награждение. Однако характер той деятельности, которая выполняется органами связи, требует не только необходи­мой и строжайшей централизации управления ею, но и соответствующих форм аккумуляции и расходования ее средств.

К той же категории организаций, финансируемых в сметном порядке, принадлежат и некоторые другие органи­зации, деятельность которых в силу их особ энного для го­сударства значения легче направлять и проверять путем включения всех их расходов и доходов в бюджет, чем по конечным результатам этой деятельности — через хозяй­ственный расчет. Укажем для примера на Управление го­сударственным страховым фондом сортовых семян зерновых культур Министерства земледелия СССР и на органи­зации пробирного надзора. Расходы по содержанию, строи­тельству элеваторов, складов и организаций Госстрахфонда отнесены на союзный бюджет по смете Министерства зем­леделия СССР. Средства, поступающие в уплату за отпускаемые Госстрахфондом сортовые семена, направляются в доход государства. Начальник управления «рас­поряжается средствами, выделенными управлению госу­дарственным страховым фондом в соответствии с утверж­денной сметой». Госстрахфонд является юридическим ли­цом: «Управление государственным страховым фондом в пределах утвержденных омет имеет право заключать дого­воры, приобретать имущество, материалы и другие цен­ности» '.

В аналогичном положении находятся инспекции про­бирного надзора. На эти инспекции в числе других функ­ций возлагается анализ и клеймение платиновых, золотых и серебряных изделий, изготовление пробирных реактивов, экспертиза пробирных клейм; за анализ и клеймение ин-

1 Ст. ст. 7, 10 и 12 Положения об управлении государственным страховым фондом сортовых семян зерновых культур Наркомзема СССР, утв. СНК СССР 26 апреля 1938 г. (СП СССР 1938 г. № 21, ст. 136).

спекции вправе взимать пробирную плату; эта плата по­ступает в доход государства по союзному бюджету 1. Таким образом, взаимоотношения предприятий, финан­сируемых в сметном порядке, с бюджетом складываются иначе, чем у хозрасчетных предприятий. Однако особен­ности имущественно-правового положения финансируе­мых в сметном порядке предприятий не могут устранить той необходимой меры оперативной и имущественной са­мостоятельности, которая присуща всякому предприятию, деятельность которого направлена либо на создание ма­териальных ценностей, либо на их распределение в по­рядке советской торговли, либо, наконец, на выполнение определенной работы (оказание услуг). Эквивалентно-возмездный характер деятельности предприятий, финанси­руемых в сметном порядке, отличает их от бюджетных учреждений, которые по самой своей природе могут функ­ционировать лишь за счет расходной части государствен­ного или местного бюджета.

XIII. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — ТРЕСТ —




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.