КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия и особенности туристического рынка
Туристические предприятия, организации и учреждения
Предоставление услуг туристам в том или ином регионе обеспечивают предприятия, представляющие собой важный элемент подсистемы «объект туризма». Одни из них предлагают потребителям исключительно туристические услуги, для других же туризм является только одним из направлений их коммерческой деятельности. Формирование, продвижение и реализация комплекса туристических услуг, объединенных единым целевым назначением, обеспечивается туристическими предприятиями (туроператорами и турагентами), чья деятельность служит исключительно туризму. Одним из важнейших элементов туристического потенциала и основных требований к развитию туристического хозяйства является туристическая инфраструктура, совокупность объектов которой образует туристическую сеть. Турист иче ская сеть – совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) туристических учреждений – лечебно-оздоровительного отдыха, рекреационного, спортивного и познавательного туризма. Основной показатель развития туристической сети – плотность туристических учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1000 км2 территории. В соответствии с этим территории делятся на сильно, средне и слабо туристически развитые. Функциональное различие туристических учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид туристической деятельности. Этот же фактор определяет и степень развития их материальной базы. Под материальной базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства туристических услуг.
Благодаря разнообразию функциональной ориентации туристическое хозяйство делится на несколько суботраслей, важнейшая, старейшая и наиболее развитая из которых объединяет учреждения лечебно-оздоровительного отдыха – санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Учреждения лечебного отдыха располагают самой мощной материальной базой. Это обусловлено тем, что отдых туристов в них сочетается с лечением, которое требует серьезного медицинского оснащения. Лечение зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, применяемых в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу курорты делятся на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые. Возможно сочетание различных природных ресурсов на курортах: климатобальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязевые курорты. Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания и т.д. Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию, которая делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную (проживание обслуживающего персонала). Самая обширная – лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооружения и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания. Лечебный корпус состоит из нескольких отделений: функциональной диагностики, физиотерапии, тепло- и светолечения, ингалятория, психотерапии, лечебной физкультуры, механотерапии, гидропатии и т.д.; кабинетов: массажа, иглоукалывания, мануальной терапии, стоматологии и др.; водолечебницы с ваннами, душевыми кабинами и бассейнами, питьевым бюветом и грязелечебницей.
Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительная особенность – приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озелененные территории в ближайшей окрестности. Территория санаториев-профилакториев и их емкость существенно меньше, чем санаториев. Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих курортными поликлиниками, то могут обогащать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликлиникам. Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Дома отдыха появились в 1920-х гг., сразу после Октябрьской революции. Пансионаты получили развитие только после Великой Отечественной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения. Первоначально в них отдыхали только взрослые, но постепенно они перепрофилировались на семейный отдых с детьми. Продолжительность отдыха в пансионатах составляла 12 или 24 дня. В настоящее время срок пребывания отдыхающих в них неограничен. Многие пользуются услугами этих учреждений для отдыха в выходные дни. Базы отдыха – материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от одной недели до 12 дней. Правда, в последнее время срок проживания на базах отдыха неограничен. Турбазы располагают спальными корпусами, кинозалами, игротеками, библиотеками, медицинскими пунктами, оборудованными пляжами, пунктами проката спортивного инвентаря. Многие из них функционируют круглогодично и предлагают неплохой набор услуг. Наилучшее техническое оснащение среди стационарных турбаз имеют горнолыжные курорты и клубы парусного спорта. В горнолыжные курорты, помимо ресторанно-гостиничного комплекса, входят оборудованные трассы различной степени сложности с подъемниками и канатными дорогами. Клубы парусного спорта располагают дорогостоящими яхтами, стапелями для ремонта парусных судов, причалами и местами размещения туристов. Значительной материальной базой отличаются туристические (круизные) теплоходы, представляющие собой в основном плавучие высококлассные гостиницы с бассейнами, ресторанами, музыкальными салонами, игротеками и прочее.
Особое место среди предприятий спортивного туризма занимают дома рыбаков и охотников, которые создавали гражданские и военные общества рыбаков и охотников на территории охотохозяйств. Некоторые из них имеют неплохую материально-техническую базу: гостиницы небольшой вместимости, лесные заимки, транспорт, пригодный для перемещения по лесным и водным угодьям. Дома рыбаков и охотников функционируют в течение всего года: в сезоны охоты в них размещаются охотники, а в межсезонье могут отдыхать члены их семей. Особое место среди туристических учреждений занимают рекреационные парки. Самые крупные из них – национальные парки, созданные на уникальных природных исторических территориях и предназначенные для кратковременного и интенсивного отдыха. Они располагают большой территорией, значительным обслуживающим персоналом, хорошим обеспечением и достаточной материальной базой. Помимо национальных парков в ближайшее время ожидается развитие сетей природных (прогулочно-пейзажных, грибо-ягодных, спортивно-прогулочных, конных, охотничьих, рыболовных, агрономических) и природно-исторических (монастырских, военно-исторических, усадебных, мемориальных, этнографических) рекреационных парков. К рекреационным паркам относятся также платные обустроенные туристические автотрассы, проложенные по особо интересным местностям –парквеи. Рекреационные парки создаются на природных и антропогенных объектах и территориях с целью их охраны и регламентированного рекреационного использования. Наряду с этим появляются предприятия развлекательной и зрелищной индустрии – аквапарки, диснейленды и др., называемые тематическими парками. Наиболее массовым направлением в сфере отдыха в нашей в стране стала дачная рекреация (личные дачи, дачные кооперативы и садоводческие товарищества), развивающаяся вокруг городов и промышленных центров.
Рынок – опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, предоставления услуг, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия: свободная конкуренция производителей, одинаковые правила для всех в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, возможность свободного выбора потребителей. Под рынком услуг принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам: - услуга не существует до момента ее предоставления, а значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, поскольку сравнивать можно только ожидаемые и полученные выгоды; - услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок. В широком плане турист иче ский рынок означает место, где происходит купля-продажа туристического продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). При этом следует иметь в виду, что такие сделки не всегда проводятся в одном и том же месте. Они могут состояться и без прямого привлечения продавца и покупателя туристического продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристический рынок не ограничен определенным местом или географической зоной. Ряд авторов рассматривают туристический рынок в качестве инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристического продукта, сферы его реализации и проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристического продукта. Туристический рынок есть область проявления общественно-экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса его купли-продажи. Более полно туристический рынок можно определить как сферу реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между его покупателями и продавцами, т.е. между туристом, турагентством, туроператором. Следовательно, субъектами туристического рынка являются потребители туристического продукта (туристы); производители туристического продукта (турпредприятия); правительство (внешне регулирующее туристический рынок в соответствии с политикой государства). Существует также точка зрения, согласно которой субъектами туристического рынка считаются: турист – потребитель туристического продукта, любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристические услуги для личного использования; туроператор – юридическое или физическое лицо, разработчик туристических услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристического продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании законодательства; турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристического продукта в виде договоров, путевок на основании законодательства, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности; контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристических услуг в стране или регионе временного пребывания, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями. Особо следует отметить, что для нормального функционирования туристического рынка и эффективного взаимодействия его субъектов требуется соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Инфраструктуру туристического рынка образуют пять важнейших составляющих: 1) средства размещения туристов – гостиницы и прочие коллективные средства размещения; 2) предприятия индустрии общественного питания – рестораны, кафе, бары, бистро и т.д.; 3) транспортные предприятия, занимающиеся обслуживанием туристов; 4) объекты познавательного, оздоровительного, религиозного, спортивного, культурно-исторического, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристических услуг или специально созданные для этих целей; 5) организации, предоставляющие услуги гидов-переводчиков, экскурсионные и осуществляющие формальности при пересечении, границ между государствами. Туристический рынок представляет собой экономическую систему взаимодействия четырех основных элементов: туристического спроса, предложения туристического продукта, цены и конкуренции (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 – Спрос и предложение на туристическом рынке
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |