Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления исследования




 

Проанализировать все направления исследования малых групп на протяжении их длительной истории — достаточно емкая и самостоятельная задача, решить которую здесь можно лишь в общих чертах. Целесообразно выделить три основных направления, сложившиеся в руслах различных иссле­довательских подходов: 1) социометрическое; 2) социологическое; 3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возникает в лите­ратуре по поводу ограниченностей социометрического метода, требу­ет краткого напоминания сути концепции. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: мак­роструктуру (которая для Морено означала «пространственное» раз­мещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психоло­гических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обус­ловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, ча­сто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружени­ем оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

Хотя наивность предложенной схемы очевидна, ее методическое приложение оказалось достаточно популярным. На основании приме­нения методики социометрии (хотя не обязательно в рамках изложен­ной теоретической концепции) возникло целое направление иссле­дований малых групп, особенно в прикладных областях. При этом чисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ог­раниченные рамки.

Главным просчетом предложенного подхода явилось своеобраз­ное санкционирование смещения интереса. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужался до минимума: предпо­лагалось исследование лишь структуры психологических, т.е. межлич­ностных, отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми. Такая программа неправомерна не потому, что эмо­циональные контакты не значимы в групповой жизни, а потому, что они абсолютизированы, потеснив все остальные возможные «сече­ния» отношений в группе. Социометрическая методика практически стала рассматриваться как основной (а зачастую и единственный) метод исследования малых групп. И хотя методика сама себе действительно дает определенные возможности для изучения психологических от­ношений в малых группах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающая полный анализ малых групп. Ас­пект деятельности малых групп в ней не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер: рождается пред­ставление о достаточности исследования только пласта собственно эмоциональных отношений. Введение «деловых» критериев социомет­рического выбора мало поправляет дело, так как не обеспечивает включения отношений деятельности в контекст исследования. По­этому, указывая недостатки социометрической методики, в первую очередь необходимо говорить о недопустимости ее рассмотрения как общего метода изучения малых групп.

Применительно к другой, более конкретной задаче — изучению эмоциональных отношений в малой группе — методика, предложен­ная Морено, как известно, широко используется. Это не значит, что и в этой сфере она бесспорна, поскольку до сих пор не совсем ясно, что же, собственно, измеряет социометрический тест в современном его виде. Интуитивно предполагается, что измеряется уровень пози­тивных и негативных оценок, которые индивид дает членам группы, но это само по себе требует более глубокой интерпретации. Неоднок­ратно отмечалась и другая слабость методики, значимая при иссле­довании именно эмоциональных контактов: отсутствие ответа на воп­рос о мотивах выбора. Таким образом, социометрическое направле­ние как направление исследования малых групп оказалось крайне односторонним, чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам.

Социологическое направление в изучении малых групп связано с тра­дицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Суть их состо­яла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные ис­следования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительно­му объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяс­нить влияние на производительность труда такого фактора, как осве­щенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей слож­ности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схема эксперимента.

В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности груда, в контрольной группе при неизменной освещенности произво­дительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост осве­щенности в экспериментальной группе дал новый рост производи-1ельности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неизменной освещенности — производительность труда также возросла. На треть­ем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения ос-нещенности, а производительность труда продолжала расти; то жепроизошло на этом этапе и в контрольной группе. Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать эксперимент и провести еще несколько добавочных исследований: теперь изменялась уже не только освещенность, но значительно более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.). При введении всех этих новшеств произво­дительность труда повышалась, но, когда, по условиям эксперимен­та, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный.

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще ка­кая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, сво­его участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту произво­дительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объек­тивные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабилъности — потребности ощущать себя «принадлежа­щим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отно­шений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производ­ственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не слу­чайно впоследствии именно на основании рекомендаций, получен­ных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «чело­веческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.

Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то оно состоит в получении нового факта — существования в малой группе двух типов структур, открывшего широкую перспективу для иссле­дований. После Хоторнских экспериментов возникло целое направле­ние в исследовании малых групп, связанное преимущественно с ана­лизом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотно­сительного значения каждого из них в системе управления группой.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «пси­хологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский универ­ситет, где существует до сих пор). Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Централь­ная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детер­минирующих (формула В =/(Л £): поведение = функция человека и среды) [Левин, 2000), была развита применительно к науке о груп­пах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабора­торных условиях групп с заданными характеристиками и последую­щее изучение функционирования этих групп.

Именно совокупность этих исследований получила название «груп­повой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделе­но проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и кон­куренции, способы вынесения групповых решений. Этот перечень можно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

Как и все психологическое наследие Левина, «групповая динами­ка» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. С одной стороны нет сомнения в том, что в рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некото­рые из них, разработаны весьма оригинальные методики, сохраняю­щие свое значение до сих пор. С другой стороны, теоретический кон­текст — конструкции теории поля — не обязательно принимается всеми исследователями. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области социальной психологии, отбрасывание теоретической кон­цепции Левина сочетается с полным или почти полным принятием предложенной им проблематики и созданных им методик. Они «рабо­тают» и в других теоретических рамках, хотя не решена еще полнос­тью задача выявления степени их допустимого принятия в русле дру­гих теоретических схем.

Можно подвести некоторые итоги тому, как ставился вопрос о малых группах в истории социальной психологии. Хотя три рассмот­ренных направления несоизмеримы (трудно сопоставлять значение теоретических посылок Морено и результатов исследований Левина), каждое из них задало определенную линию в изучении малых групп. Но ни одно из них не предложило решений, которые бы позволили подойти к анализу малых групп с точки зрения специфического со­держания групповой деятельности, нигде не была подчеркнута спе­цифика малых групп как элементов общественной структуры. В иссле­дованиях малых групп можно обнаружить и совершенно иные теоре­тические подходы (например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналитической ориентации или изучение групп с точ­ки зрения интеракционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. Поэтому, хотя и в раз­ной степени, все перечисленные подходы не дают целостной про­граммы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.