КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие № 9. Практическое занятие № 8
Практическое занятие № 8.
Тема: Проблема конфликта в социальной психологии. Цель: рассмотреть основные характеристики конфликтов, стратегии поведения в конфликте. Основные понятия: конфликт, функции конфликта, конфликтующая сторона, конфликтная ситуация. Теоретическая часть: 7. Основные характеристики конфликтов. 8. Содержательная сторона конфликта. 9. Реагирование на конфликтное поведение. 10. Стратегии и тактики поведения в конфликте. 11. Стратегии разрешения конфликтов в разных культурах. 12. Особенности этнических конфликтов.
Практическая часть: 1. Ситуативная игра «Аэропорт». 2. Упражнение-игра «Выигрыш». 3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас). 4. Упражнение «Конфликт внутри нас». 5. Упражнение «Личность в конфликте». 6. Ролевая игра «Разрешение конфликтов». 7. Анализ конкретных ситуаций по конфликтному поведению.
Домашнее задание: Приведите примеры классификаций конфликтов: - по Н. Ф. Вишняковой; - В. И.Курбатову; - В.И. Андрееву. От чего зависит выбор стратегии разрешения крнфликта? В чем суть конструктивного подхода в стратегии сотрудничества? Выделите наиболее эффективную, на ваш взгляд, технику позитивного поведения в конфликте? . Назовите содержательные моменты в предупреждении конфликта?
Тема: Проблема группы в социальной психологии. Цель: рассмотреть проблему группы в социальной психологии; определить основные характеристики группы и типы стихийных групп. Основные понятия: композиция, структура группы; групповые процессы, групповые ценности, система санкций. Теоретическая часть: 1. Проблема группы в социальной психологии. 2. Основные характеристики группы. Классификация групп. 3. Содержание и структура психологии большой социальной группы. 4. Социальные классы и слои. Психологические особенности этнических групп. 5. Гендерные и возрастные группы. Основная литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. 2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2003. 3. Штомпка П. Социология социальных измерений. – М., 1996. 4. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПб., 2003. Дополнительная литература: 1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2006. 2. Московиси С. Общество и теории социальной психологии. – М., 2004. 3. Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. –М., 2001. Практическая часть: Изучение конформности как социально-психологического явления. Формы работы: работа в микрогруппах, групповое обсуждение, информирование преподавателя. Процедура проведения: студентам для обсуждения в микрогруппах предлагаются ситуации, описывающие различные проявления конформного поведения. Они знакомятся с ситуацией и отвечают на вопросы, данные в задании. Затем каждая микрогруппа представляет свое видение (оценку) ситуации остальным студентам. Преподаватель предлагает найти все признаки, объединяющие предложенные ситуации. В результате формулируется определение конформности, осознаются и формулируются причины конформного поведения. Задание 1 (первая ситуация). В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «...тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончилась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои дипломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса... Мы загораживаем обзор зрителям, сидящим сзади... Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи команды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он подошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две секунды 375 спасенных блаженствовали на стульях. Вопросы: • Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа. • Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным? • Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом? • Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.
Могут быть сделаны следующие выводы: • влияние толпы стирает индивидуальные различия; • в толпе происходит «размывание» ответственности; • в данном случае описывается проявление «бездумной конформности» (бессознательное конформное поведение). Задание 2 (вторая ситуация). Василий добровольно вызвался участвовать в эксперименте по перцептивным суждениям. Он заходит в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор показывает всем карточку с отрезком прямой (отрезок X). Одновременно для сравнения он показывает другую карточку с тремя отрезками (отрезки А, В, С). Задача Василия — определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X. Решение представляется Василию на удивление легким. Совершенно очевидно, что правильное решение — это отрезок В, и когда наступит черед Василия отвечать, он, конечно, именно его и назовет. Но сейчас не его очередь — молодой человек перед ним внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок С. Раскрыв рот, Василий смотрит на него с недоумением. «Как ему могло прийти в голову назвать С, когда любому дураку ясно, что должно быть В? — спрашивает себя Василий. — Он или слеп, или спятил». Тем временем наступает очередь второго участника, и он тоже выбирает отрезок С. Василий начинает ощущать себя Алисой в Стране чудес. «Что происходит? — продолжает он пытать себя, — неужели они оба слепы или сошли с ума?» А тут и третий участник выбирает отрезок С. И Василию ничего другого не остается, как еще раз внимательно приглядеться к отрезкам. «Может быть, единственный сумасшедший здесь — это я?» — бормочет про себя Василий. Четвертый участник тоже считает, что правильный ответ — это С. Наконец наступает очередь Василия. «Конечно С! — заявляет Василий. — Я с самого начала знал, что это С» [2].
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |