Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление инновационных проектов




Понятие, содержание и цели научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Виды наступательных и адаптационных стратегий.

Матрица оптимизации диверсификационных стратегий.

Понятие, содержание и цели научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Значительные затраты времени. Непредвиденные задержки в процессе разработки товара.

Иногда причиной провала новой продукции становятся ошибкив выборе времени выхода на рынок. Отсутствие или не полная досто­верность результатов маркетинговых исследований приводят к тому, что новинка выпускается на рынок либо слишком рано, когда боль­шинство целевого рынка еще не готово к его потреблению, либо слиш­ком поздно, когда уже появляется аналогичная продукция конкурен­тов. Первая ситуация наиболее характерна для высокотехнологичных товаров, требующих определенной подготовленности потребительско­го общества. Вторая — выход на новые гео­граф. рынки.

Дороговизна процесса разработки товара (Tate&Lyte – заменитель сахара за 150 млн.дол., Rolls-Royce – 3,6 млрд.дол.). Разрыв между запланированным бюджетом на продвижение товара и реально необходимыми средствам и для обеспечения рентабельного уровня продаж. В качестве примера можно привести ситуацию, когда компания-новатор вынуждена принимать условия розничной сети по обеспечению рекламы на местах продаж нового товара. В среднем су­пермаркете с ассортиментом 30-40 тыс. наименований каждый день предлагается до 10-30 новинок. Каждая фирма старается максимально выгодно разместить и прорекламировать свой товар. Розничная сеть получает возможность увеличивать расценки за мерчендайзинг новых товаров, и компании сталкиваются с необходимостью выделения до­полнительных финансовых ресурсов. Избежать проблемы можно либо за счет создания собственной сбы­товой сети, либо за счет передачи функции продвижения эксклюзив­ному сбытовому партнеру, либо за счет учета непредвиденных затрат на стадии планирования бюджета проекта.

 


Тема 6. Разработка инновационных ПРОЕКТОВ И стратегий.

 

6.2. Методы выбора инновационной стратегии с учётом жизненного цикла продукта.

В результате научных исследований были выявлены соотношения затрат ресурсов и времени на стадиях инновационного процесса. Так, например, по данным П. Уайта в среднем соотношение затрат на исследования, разработки и капитальные вложения составляют 5:15:80. По данным ученых из Санкт-Петербурга, затраты на капитальные вложения составляют 400% от расходов на исследования и разработки а в США оно равно 1:11. Известно, что лишь 5 % начатых проектов НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания потребителями новой продукции на рынке.

Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена в два вида деятельности ("два бизнеса"):

- основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную на удовлетворение рыночных потребностей;

- неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями корпорации.

Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжениринговых услуг. В отдельных случаях на основе полученных результатов может быть произведена диверсификация деятельности компании.

Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации. Часть средств выделяется на усмотрение руководителя НИОКР и используется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам исследований.

Портфель, состоящий, в основном, из крупных проектов, является более рискованным, по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами.

По мнению специалистов, только 10% всех проектов являются полностью успешными. Это означает, что существует только 10% вероятность эффективного завершения каждого проекта из портфеля. С ростом количества проектов повышается вероятность того, что хотя бы один из них окажется успешным.

Преимуществом небольших проектов является то, что их легче адаптировать друг к другу с точки зрения соответствия наличным ресурсам. Крупный проект требует большого объема дефицитных ресурсов.

Однако небольшие проекты (требующие относительно небольших затрат на НИОКР) обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромных потенциал по объему продаж (и потенциалу прибыли).

Портфель небольших проектов может привести к равномерному потоку нововведений, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что является нежелательным с позиций номенклатуры продукции, формируемой отделами маркетинга.

Средний или обобщающий коэффициент предпочтения может быть представлен в виде системы коэффициентов предпочтения по рентабельности и по структуре затрат.

Научно-техническая конкуренция — соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль. Право собственно­сти на часть этих ресурсов может охраняться законом (патенты, ли­цензии, коммерческие секреты), а часть— нет (квалифицированные специалисты).

Внедрение нововведения — это непрерывные усилия фирмы по ос­воению открытия, цепь улучшений, приобретающих значение только в ходе экстенсивного процесса дополнительного конструирования, модификации и множества мелких эволюционных улучшений, кото­рые доводят его до рынка. Все это объединяется термином «опытно-конструкторские работы» в общем контексте научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Под влиянием рыночного спроса развитие НИОКР в ведущих стра­нах значительно интенсифицировалось. Характерной особенностью современного этапа развития исследований и разработок является одновременное использование результатов НИОКР. Важнейшие технологии (микроэлектроника, сотовая связь, Интернет, биотехнологии) развиваются практически одновременно, они могут дополнять друг друга, в результате чего возникают новые научные направления, имеющие существенный рыночный потенциал (например, сочетание микроэлектроники с механикой, оптикой или биотехнологией).

Постепенное накопление достижений в сфере науки обеспечивает либо эволюционное улучшение выпускаемой товарной продукции и услуг, либо «технологические прорывы» на отдельных направлениях науки и техники. Технологическое накопле­ние: создание новой технологии рассматрива­ется как цепь постепенных и непрерывных корректировок и улучшений по мере того, как в рамках фирмы происходят разработка и внедрение новых методов и приемов производства.

Анализ направлений НИОКР в ведущих западных странах показы­вает, что в большинстве случаев под новыми изделиями понимаются улучшенные старые либо в целом товары, ожидаемые к появлению на рынке. Примерно три четверти всех нововведений, зарегистрирован­ных в развитых странах в 1970-1990-е гг., относились к улучшению технических характеристик уже существующих товаров или к совер­шенствованию технологии их производства. Широко рекламируемое фирмами «обновление» номенклатуры производства часто не соответ­ствует действительности, поскольку большая доля НИОКР направ­лена не на выполнение сложных технических программ, а на неболь­шие усовершенствования товаров и процессов. Исследование крупной американской консультационной фирмы МС Grow Hill («ЭмСи Гроу Хилл») показало, что 90 % фирм США надеются окупить свои расхо­ды на НИОКР менее чем за шесть лет от начала работы над проектом2. Относительно более важные цели технического прогресса преследу­ются только в небольшом количестве отраслей, а именно — в авиара­кетно-космической, химической, электронной и телекоммуникационной, где это объясняется необходимостью решения важных технических задач.

Отбор и оценка проектов НИОКР. Критерии отбора (маркетинговые, научно-технические, производственные).

А. Критерии связанные с целями корпорации, ее стратегиями, политиками и ценностями:
1. Совместимость проекта с текущей стратегией компании и ее долгосрочными планами.
2. Допустимость изменений в стратегии фирмы с учетом потенциала проекта.
3. Согласованность проекта с представлениями о компании.
4. Соответствие проекта отношению корпорации к риску.
5. Соответствие проекта отношению корпорации к нововведениям.
6. Соответствие временного аспекта проекта требованиям корпорации.

Б. Рыночные критерии:
1. Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка.
2. Общая емкость рынка.
3. Доля рынка, которую сможет контролировать корпорация.
4. Жизненный цикл продукта в виде товара.
5. Вероятность коммерческого успеха.
6. Вероятный объем продаж.
7. Временной аспект рыночного плана.
8. Воздействие на существующие продукты.
9. Ценообразование и восприятие продукта потребителями.
10. Позиция в конкуренции.
11. Соответствие продукта существующим каналам распределения.
12. Оценка стартовых затрат.

В. Научно-технические критерии:
1. Соответствие проекта стратегии НИОКР.
2. Допустимость изменений в стратегии НИОКР с учетом потенциала проекта.
3. Вероятность технического успеха проекта.
4. Стоимость и время разработки проекта.
5. Патентная чистота проекта.
6. Наличие научно технических ресурсов для выполнения проекта.
7. Возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии.
8. Воздействие на другие проекты.

Г. Финансовые критерии:
1. Стоимость НИОКР.
2. Вложения в производство.
3. Вложения в маркетинг.
4. Наличие финансов в нужные моменты времени.
5. Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств.
6. Время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов.
7. Потенциальный годовой размер прибыли.
8. Ожидаемая норма прибыли.
9. Соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании.

Д. Производственные критерии:
1. Новые технологические процессы.
2. Достаточная численность и квалификация производственного персонала.
3. Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям.
4. Цена и наличие материалов.
5. Производственные издержки.
6. Потребности в дополнительных мощностях.

Е. Внешние и экономические критерии:
1. Возможные вредные воздействия продуктов и технологии.
2. Влияние общественного мнения.
3. Текущее и перспективное законодательство.
4. Воздействие на уровень занятости.

 

Понятие исследовательского проекта и его содержание.

Под исследовательским проектом мы понимает выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года. Инициативный проект имеет следующее содержание: фундаментальная научная проблема; конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы; предлагаемые методы и подходы, общий план работ на весь срок выполнения работы; ожидаемые научные результаты; современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем; имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результат; разработанные методы; список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту; перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование; сферу применения оборудования (подразделение, организация и т.п.); общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования; имеющийся задел по предлагаемому проекту; перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования; наличие контракта на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).

Проект создания информационных систем и баз данных отражают: область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД; фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число; конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект; предлагаемые методы и подходы; общий план работ на весь срок выполнения проекта; ожидаемые результаты; современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов; имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации); наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС; перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта; способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие способы); стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС); функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска); дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показывается: фундаментальная научная проблема на анализ и обобщение результатов которой направлен проект; конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы; план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40000 знаков) и предполагаемый тираж; современное состояние публикаций в данной области науки; степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения); имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел; полученные ранее результаты и разработанные методы; список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает: фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен; формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ; имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ); перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают: область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования; перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики; имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований; основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская программа экономических исследований и др.).

6.2. Методы выбора инновационной стратегии с учётом жизненного цикла продукта.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов.

2. Адаптация к внешней среде.

Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:

1. Оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы продвижения товаров и т.п.).

2. Исследовать влияние внешней среды на конкурентов.

3. Попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

Рост предприятия – это проявление видов его деятельности. Виды роста:

1) Органический рост – интенсивное развитие за счёт собственных ресурсов.

2) Интеграция. Объединение с другими предприятиями. Вертикальная интеграция – с предприятиями, входящими в одну технологическую цепочку. Горизонтальная – с конкурентами.

3) Диверсификация производства - освоение выпуска новых изделий, является отражением тенденции к увеличению объемов и расширению номенклатуры производства компаний, которые в результате уже по существу не могут быть причислены к какой-либо отрасли промышленности, поскольку они выпускают товары разных отраслей.

Диверсификация производства бывает 3 видов: горизонтальная (родовая) - когда фирма расширяет масштабы своей деятельности за счет выпуска новых товаров или услуг в рамках одной отрасли; вертикальная - когда фирма охватывает различные этапы производственного цикла; интеграционная - когда фирменная номенклатура расширяется за счет товаров различных отраслей.

Диверсификация в родовые операции более эффективна, доходна и конкурентоспособна, так как основана на принципе синергии всех ресурсов компании. Принцип синергии состоит в снижении производственных и маркетинговых затрат путем использования единых технологий, систем снабжения и сбыта, рекламы и стимулирования сбыта, общих целевых рынков и корпоративного бренда. Общие технологии могут снизить производственные издержки и затраты на дизайн. Централизованная сеть поставщиков снижает транспортные и информационные расходы. И, наконец, активная управленческая команда может выделить общее в типах потребителей, конкурентов и успешно применить эти знания при выведении на рынок различных родовых товаров.

Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение. П оявление первой идеи (оформленного технического решения), которая ляжет в основу нового вида техники (формулирование принципа деятельности)

Создание фирмы-эксплерента (то есть фирмы, которая специализируется на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка), которая берется разрабатывать новую технику.

2. Рождение. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к общему представлению нового вида техники (формулирование компоновочной схемы).

Начало преобразования фирмы-эксплерента в фирму-патиент (фирма, работающая на узкий сегмент рынка и удовлетворяющая существующие на нем специфические потребности).

3. Утверждение. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит прейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники (создание конструктивной схемы).

Начало преобразования фирмы-патиента в фирму-виолент (фирма с "силовой" стратегией, действующая в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции).

4. Стабилизация. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практической реализации технических систем, пригодных к широкомасштабной реализации (создание нескольких типоразмеров).

Выход виолента на мировой рынок и образование на нем первого филиала.

5. Упрощение. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с оптимизацией созданной технической системы.

Образование из виолента транснациональной компании (ТНК).

6. Падение. Появление первой идеи (оформленного технического решения), связанного с усовершенствованиями ранее созданной технической системы на уровне рационализаторских предложений.

Начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов (фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей при индивидуализированном подходе к клиентам на базе использования достижений фирм-виолен тов.

7. Исход. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с изменением функции эксплуатируемой техники.

Окончание процесса разделения ТНК на ряд полуобособленных фирм-коммутантов, в этой ситуации гибель одной фирмы не вызывает никаких осложнений в деятельности других.

8. Деструктуризация. Прекращение поступлений идей, связанных с техникой данного вида (при этом отдельные образцы старой техники могут использоваться в качестве реликвий, и в связи с этим не исключено появление технических решений, которые относятся, как правило, к пятому или шестому этапу.

Прекращение существования фирмы (как правило, это означает ее переспециализацию на выпуск другой продукции).

Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники - уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).

Стабильная величина совокупного дохода предприятия (фирмы) обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы.

Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли:

В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях («дойные коровы»), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки») выбирают стратегию отсечения лишнего.

Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.

Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.207 сек.