Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по проведению семинара




Семинарское занятие 3. Целеполагание и планирование воспитательного процесса

 

Основные понятие темы: цель, целеполагание,идеальная цель воспитания, глобальная цель воспитания, стратегическая цель, тактическая цель, таксономия целей в воспитании, функции цели воспитания, планирование, технология целеполагания и планирования.

 

Вопросы:

1. Сущность понятий «цель» и «целеполагание» в воспитательном процессе.

2. Всесторонне развитая личность как идеал и глобальная цель воспитания.

3. Функции цели в воспитательном процессе.

4. Технология целеполагания.

5. Планирование в воспитательном процессе.

6. Виды и критерии планирования в воспитательном процессе.

В начале семинара студентам предлагается самим определить цель семинара и разработать соответствующий план занятия. В связи с этим преподаватель должен быть готов к различным методам и формам проведения семинарского занятия.

Для закрепления понятийного аппарата возможно проведение терминологического диктанта или теста.

Студентам нравится аналитическая работа с цитатами. По данной теме уместны анализ и обсуждение цитат различных авторов о всесторонне и гармонично развитой личности. В работе с цитатами важно уяснить особенности идеальной (глобальной) и стратегической целей. Для более глубокого сравнительного анализа можно предложить цели воспитания Красносельского лицея, систем воспитания великих педагогов С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, современных систем воспитания.

Работа с цитатами может быть завершена формулированием цели воспитания современной школы с позиций личностно-ориентированного подхода. В форме аукциона отбирается самая содержательная, логичная и лаконичная формулировка стратегической цели воспитания.

Возможен вариант дальнейшей таксономии выработанной студентами стратегической цели воспитания.

Студенты, как правило, предпочитают групповые формы работы на семинаре. В связи с этим можно предложить в качестве микрогруппового задания разработку технологии целеполагания в школе с позиций выпускника вуза и начинающего классного руководителя (Я – молодой менеджер). После пятнадцатиминутной творческой работы спикеры озвучивают выработанную микрогруппами технологию целеполагания воспитания в школе, критериями оценки которой являются целесообразность, последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, учет уровня развития коллектива, актуальность, реалистичность, технологичность.

После коллективного обсуждения и оценки данного вида работы микрогруппам предлагается пакет школьных документов, куда входят планы воспитательной работы классного руководителя на год, четверть, месяц, неделю; план-сетка организатора воспитательной работы школы; различные структуры (схемы) планов воспитательной работы классного руководителя. Желательно, чтобы планы были из реальных школ, содержали достоверную информацию, не были лишены типичных недостатков для критического анализа и конструктивных предложений по их содержанию и оформлению. В ходе работы с пакетом школьных документов («Педагогический мониторинг»), студентам важно провести анализ планов на содержательном и организационно-техническом уровнях, определить критерии планирования, предложить структуру (схему) плана воспитательной работы классного руководителя, разработать памятку организатору (классному руководителю) по планированию воспитательной работы в школе. Представление разработанных микрогруппой критериев и памяток по планированию может проходить в форме защиты или рекламы. На доске художник-конструктор микрогруппы отражает выработанную структуру (схему) плана воспитательной работы классного руководителя. В результате коллективного обсуждения выявляются и оцениваются наиболее оптимальные варианты.

Занятие заканчивается коллективной постановкой цели и планированием следующего семинара по теме «Содержание воспитания». Преподаватель может предложить проведение следующего семинара в форме дискуссии по обсуждению содержательного компонента воспитания. В этом случае студентам раздается памятка правил и рекомендаций по организации диспута в группе.

В заключение практического занятия проводится рефлексивно-диагностический тест «Что мне понравилось – не понравилось – как сделать лучше».

Формы организации занятия. Терминологический диктант (тест), работа с цитатами на лучшую формулировку цели воспитания, групповая работа по разработке технологии целеполагания, «Педагогический мониторинг», конкурс на лучшую памятку организатору (классному руководителю) по планированию воспитательной работы, конкурс художников-конструкторов на наиболее оптимальную структуру (схему) плана воспитательной работы классного руководителя, рефлексивно-диагностический тест проведенного занятия.

Формы контроля на занятии. Оценочный лист включает в себя баллы за терминологический диктант (тест), формулировку понятия цели воспитания, разработку технологии целеполагания, анализ планов воспитательной работы, структуру (схему) плана воспитательной работы классного руководителя в школе.

Промежуточный контроль № 1. На данном этапе изучения курса «ТМВ» в форме самотестирования в группах проводится промежуточный электронно-терминологический тест по блоку тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Этапы воспитательного процесса. Методологическое обоснование теории воспитания». Студентам объявляется рейтинговый суммарный балл по пройденному блоку занятий, включая баллы за Введение реферата в рамках НИРС.

СРС. Студенты продолжают, начатую на предыдущем занятии индивидуальную работу с данными диагностических методик класса. Проведенный анализ данных позволил им выделить недостатки воспитательной работы с детьми и пути совершенствования воспитания в тест-классе. Теперь каждому студенту необходимо наполнить выработанную микрогруппой схему плана классного руководителя целесообразными формами и методами, которые позволили бы решить выявленные проблемы воспитательной работы в тест-классе. Желательно, чтобы план был составлен на четверть, которая совпадает по срокам с НПП студента-второкурсника. Данный вид работы облегчает организационный период педагогической практики студента, когда в сжатые сроки практикант-второкурсник должен ознакомиться с прикрепленным классом, выявить насущные проблемы детей и составить план воспитательной работы с ними.

Самотестирование. В компьютерном классе кафедры педагогики студентам предлагается электронно-терминологический тест для самопроверки уровня усвоения понятийного аппарата по теме «Целеполагание и планирование воспитательного процесса». Полученные баллы прибавляются к сумме баллов семинарского занятия.

Примерное содержание вопросов по теме отражено в Тесте 3 (Приложение 1).

Самотестирование «Проверь себя в ситуациях». Ситуации 7, 8, 9 (Приложение 2).

Педагогический тренинг. Для овладения конструктивными и аналитическими умениями студентам рекомендуется отрабатывать упражнения по целеполаганию, планированию, конструированию воспитательного процесса.

В целях формирования умений самоанализа, целеполагания, проектирования и самопроектирования путей достижения жизненных целей и задач предлагаются следующие упражнения: «Мой идеал», «Сократический диалог» и «Вежливость».

 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987.

2. Газман О. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя //Вестник образования. – М., 1991. – С.24-41.

3. Классному руководителю /Под ред. Рожкова М.И.-Гл.4. – М., 1999.

4. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.

5. Технология планирования // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М.: Школа-Пресс, 1998. – Гл. 19.

6. Титова Е.В. Если знать, как действовать. Гл. 4. – М., 1993.

7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.

 

Семинарское занятие 4. Содержание воспитания

Основные понятия темы: содержание воспитания, социальный опыт, культура, состав социального опыта, социальная среда, воспитательная деятельность, ценностные отношения личности, основные направления содержания воспитания.

Вопросы:

1. Сущность понятия «содержание воспитания», основные подходы к определению содержания воспитания в педагогике.

2. Факторы и источники формирования содержания воспитания.

3. Основные направления содержания воспитания в современной школе.

4. Программа воспитания школьников как отражение содержания воспитательной работы в современной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.