Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по проведению семинара. Общеобразовательной школы




Общеобразовательной школы

Семинарское занятие 7. Система воспитательной работы средней

 

Основные понятия: система, системный подход, системно-структурный анализ, система воспитания, система воспитательной работы, подсистемы (направления) воспитательной работы в школе, внеклассная воспитательная работа, внешкольная воспитательная работа.

Вопросы:

1. Сущность понятий «система» и «педагогическая система» в школе.

2. Характеристика системы воспитания, ее структуры и функций.

3. Основные направления воспитания (нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое). Взаимосвязь подсистем (направлений) воспитательной работы в школе.

4. Пути и условия совершенствования системы воспитания в школе.

5. Особенности функционирования системы воспитательной работы в школе.

6. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

 

Семинар рекомендуется провести в форме деловой игры «Лаборатория нерешенных проблем», которая дает возможность коллективно и творчески обсудить проблемы воспитательной работы в школе. В этой деловой игре могут принимать участие приглашенные классные руководители школ, преподаватели кафедр педагогики, психологии и социальной педагогики. Студенты группы подразделяются по нескольким лабораториям нерешенных проблем: лаборатория проектирования систем воспитания, лаборатория проблем духовно-нравственного воспитания, лаборатория проблем умственного воспитания, лаборатория формирования здорового образа жизни, лаборатория развития системы трудового воспитания и профессиональной ориентации детей в школе. Участникам предлагается алгоритм анализа проблем: доказательство актуальности проблемы, выявление недостатков в данной области, анализ причин недостатков, определение путей решения проблемы. Игра начинается с тренинга-настройки на коллективное сотрудничество в микрогруппах. Затем каждая микрогруппа получает задания-проблемы для лабораторного исследования. В пакет заданий входят: А) видео-сюжет или статья для лабораторно-исследовательского анализа; Б) цитаты или выдержки из педагогических произведений для уточнения сущности рассматриваемой проблемы; В) педагогические ситуации для выбора правильного решения проблемы; Г) составление памятки классным руководителям, организаторам воспитательной работы, аналитикам воспитательного процесса, менеджерам воспитания в школе по системно-структурному анализу воспитания, моделированию и структурированию систем (подсистем) воспитания и т.д.

Группу экспертов составляют приглашенные преподаватели. Их задача определить, достаточно ли полно и глубоко освещена проблема; какие замечания и дополнения следует сделать. На исследование проблем отводится 10–15 минут. Эксперты консультируют каждую микрогруппу; возможен вариант, что один эксперт будет работать с одной группой (другой – со второй и т.д.). Результаты исследования докладываются в течение 3-5 минут. Форма представления – на выбор студентов. Заключение экспертов дается после выступления каждой микрогруппы, выявление и объявление лучшей памятки организаторам и аналитикам воспитания по моделированию и структурированию воспитательных систем (подсистем) в школе – в конце групповой работы. Завершается занятие коллективным анализом работы «Лаборатории нерешенных проблем» в целом и рефлексивно-диагностическим тестом «Что мне понравилось - не понравилось – как сделать лучше», в частности.

Формы организации занятия. Деловая игра «Лаборатория нерешенных проблем», конкурс памяток, диагностический тест.

Формы контроля на занятии. Суммарный балл включает в себя баллы за системно-структурный анализ проблемы воспитания в процессе деловой игры, решение воспитательной ситуации, разработку памятки организаторам и аналитикам воспитательного процесса, электронно-терминологический тест по теме.

СРС. В процессе подготовки к следующему семинару студентам рекомендуется составить опорный сигнал по изучаемой концепции, системе, теории. На консультациях по СРС преподаватель корректирует опорные сигналы студентов и выявляет наиболее полные из них для представления на заключительном семинаре.

Самотестирование. В компьютерном классе кафедры педагогики студентам рекомендуется выполнить электронно-терминологический тест для самопроверки уровня усвоения понятийного аппарата по теме «Система воспитательной работы средней общеобразовательной школы». Полученные баллы прибавляются к сумме баллов семинарского занятия. Примерное содержание вопросов по изучаемой теме отражено в Тесте 7 (Приложение 1).

Самотестирование «Проверь себя в ситуациях». Ситуации 19, 20, 21 (Приложение 2).

Педагогический тренинг. Студентам предлагаются упражнения по формированию аналитических, конструктивных и организаторских умений будущего учителя-воспитателя: «Найди ошибки», «Организация групповой деятельности», «Три тактики» «Приложение 3).

Литература

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1995.

4. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: «Владос», 2000.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.