Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по проведению семинара. Занятие рекомендуется начать с группового перекрестного взаимоопроса студентов по терминологическому аппарату темы семинара




Занятие рекомендуется начать с группового перекрестного взаимоопроса студентов по терминологическому аппарату темы семинара. Преподаватель по ходу взаимоопроса студентов отражает на доске опорную схему содержания воспитания, которая в дальнейшем будет служить алгоритмом анализа-обсуждения содержания воспитания в школе.

Запланированная на предыдущем семинаре дискуссия на тему «Современная школа. Какой она должна быть?» предполагает предварительное разделение студентов на микрогруппы, каждая из которых подготовила визитку и аудиоролик о школах с различными концептуальными подходами (знаниецентристская, технократическая, прагматическая, гуманистическая и т.д.). В своем выступлении каждая микрогруппа выделяет основные компоненты, факторы и принципы воспитания, убеждает в актуальности и оптимальности своего подхода к целям, задачам и содержанию воспитания в избранной ими школе. Важно, чтобы в процессе дискуссии студенты руководствовались выработанным в начале семинара алгоритмом анализа-обсуждения содержания воспитания. Ведущий должен умело направлять дискуссию на обсуждение ключевых вопросов, с которыми студенты ознакомились задолго до дискуссии: Кто или что определяет содержание воспитания? Что должно входить в содержательный компонент воспитания? Какую роль в отборе содержания воспитания играет ребенок (дети)? Что является ведущими критериями отбора содержания воспитания? Каковы ценности современного школьника? Что приоритетно в технологии формирования содержания воспитательной работы: регламентация или творчество? Есть ли место индивидуальному творчеству воспитателя? и т.д. Каждая микрогруппа может использовать заранее подготовленные плакаты, схемы, статьи, цитаты, видеосюжеты и другие средства аргументации. Ими неукоснительно соблюдаются правила ведения диспута, которые для наглядности можно оформить в виде плаката или стенгазеты. Мастерство ведущего зависит от того, насколько умело он сможет подвести микрогруппы к осознанию и принятию того, что в основе содержания воспитания лежит гуманистический (личностно ориентированный) подход, и основным критерием, целью и условием отбора являются личность ребенка и его ценностные отношения к миру, природе, человеку, обществу и себе.

Оценочный балл выставляется студентам каждой микрогруппы за активность, компетентность, умение аргументировать, убеждать и отстаивать свои позиции в ходе дискуссии. Дополнительные баллы выставляются ведущим и наиболее активным участникам диспута.

Диспут заканчивается коллективным анализом по триаде: Что получилось – не получилось – как сделать лучше?

Формы организации занятия. Перекрестный терминологический взаимоопрос, дискуссия, электронно-терминологический тест по проведенному занятию.

Формы контроля на занятии. Оценочный лист включает баллы за визитку школы, аудиоролик школы, активность в участии на дискуссии, электронно-терминологический тест по проведенному занятию.

СРС. После этого семинара студентам предлагается выбрать одну из систем воспитания для подготовки микродокладов. На данном этапе им предстоит наметить задачи по изучению психолого-педагогической литературы по данной системе воспитания, выявить концептуальные идеи системы воспитания, определить ее системно-структурные компоненты, определить содержание воспитания в данной школе. Особое внимание уделяется подготовке минидокладов по системам методов воспитания А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Н.И. Ильина, И.П. Иванова, Ю.К. Бабанского, по методике КТД и т.д.

Желательно ознакомить студентов с методикой подготовки доклада в форме памятки докладчику или беседы о методике его проведения.

Самотестирование. В компьютерном классе кафедры педагогики студентам предлагается электронно-терминологический тест для самопроверки уровня усвоения понятийного аппарата по теме «Содержание воспитания в современной школе». Полученные баллы прибавляются к сумме баллов семинарского занятия.

Примерное содержание вопросов по теме отражено в Тесте 4 (Приложение 1).

Самотестирование «Проверь себя в ситуациях». Ситуации 10, 11, 12 (Приложение 2).

Педагогический тренинг. Студентам рекомендуется начинать каждый учебный день недели с «пятиминуток» на различные нравственно-эстетические и социально-педагогические темы (анонсы, мини-беседы, мини-доклады, мини-сообщения и т.д.).

В целях формирования умений определять и проектировать цели и задачи воспитательной работы, наполнять жизнедеятельность детей соответствующим содержанием воспитания предлагается следующий комплекс упражнений: «Права человека», «Национальная культура», «Помогая природе», «Око за око, зуб за зуб» (Приложение 3).

Литература

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

2. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. – М., 1992.

3. Гаязов А.С. Основы процесса гражданского воспитания учащейся молодежи: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 1996. – 169 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования ХХ1 века. – М., 1997.

5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. – 80 с.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М.: Школа-Пресс, 1998. –С.240-274.

8. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1995.

9. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: «Владос», 2000.

10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника –М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.