КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по проведению семинара
Семинарское занятие 8. Современные концепции и технологии воспитательного процесса Основные понятия: теория – система – концепция - технология воспитательного процесса, личностно ориентированный подход, теория деятельности, педагогика творческого саморазвития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения, концепция национальной школы, технология активизации и интенсификации деятельности, технология игровой деятельности, технология общения, технология формирования культуры межнационального общения. Вопросы: 1. Сущность и взаимосвязь понятий: теория – система – концепция – технология. 2. Сущность и основные положения личностно ориентированного подхода. 3. Классификация современных систем и технологий воспитания. 4. Современные концепции процесса воспитания. 5. Требования к технологическому обеспечению воспитательного процесса. 6. Современные технологии воспитания.
Семинар целесообразно провести в форме научно-педагогической конференции по проблемам совершенствования системы воспитания в школе. Тематика докладов включает в себя ведущие теории процесса воспитания (теория личностно ориентированного подхода, теория деятельности, педагогика творческого саморазвития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения и т.д.); современные концепции воспитания (концепция личностно ориентированного воспитания Бондаревской Е.В., концепция формирования общечеловеческих ценностей Караковского В.А., концепция адаптивной школы Ямбурга Е.А., концепция школы самоопределения Тубельского А.Н., концепция национальной школы Гончарова И.Ф. и т.д., современные технологии воспитания (технология активизации деятельности, технология игровой деятельности, технология формирования культуры общения, технология формирования культуры межнационального общения). Занятие начинается с «погружения» в предмет обсуждения: работой с понятийным аппаратом и выработкой алгоритма обсуждения. Повторение понятийного аппарата можно провести в форме перекрестного взаимоопроса. Разработке алгоритма обсуждения способствует конкурс на лучший опорный сигнал по системно-структурному анализу концепции воспитания в современной школе, который был подготовлен в рамках СРС. Опорный сигнал, как правило, отражает цели, ведущие принципы и концептуальные идеи, системные компоненты, структурные связи (закономерности) рассматриваемой системы или концепции воспитания. Лучший опорный сигнал отражается на доске и служит алгоритмом обсуждения на данной конференции. Экспертами докладов являются студенты и преподаватели кафедры педагогики. Лучший доклад оценивается по следующим критериям: содержательность, логичность, непротиворечивость рассуждений, аргументированность, наглядность, интонационная и жестикуляционная выразительность выступления. Лучшие выступления рекомендуются к публикации в мини-сборнике тезисов докладов студентов и аспирантов вуза. Формы организации занятия. Терминологический взаимоопрос, опорный сигнал, доклад. Формы контроля на занятии. Оценочный лист включает в себя баллы за опорные сигналы, доклады, электронно-терминологический тест по теме семинара. Итоговый контроль. На завершающем этапе изучения курса «ТМВ» студентам предлагается итоговый электронно-терминологический тест для самопроверки уровня сформированности профессионально-педагогических знаний и умений по всему курсу «ТМВ». Полученные баллы прибавляются к рейтинговому баллу студента за весь курс обучения данной дисциплине. СРС. Преподавателем проводится консультационная помощь по коррекции программы дальнейшего профессионального саморазвития и самосовершенствования студента. Самотестирование. В компьютерном классе кафедры педагогики студентам предлагается итоговый электронно-терминологический тест для самопроверки уровня сформированности профессионально-педагогических знаний и умений по всему курсу «ТМВ». Примерное содержание вопросов по изучаемой теме отражено в Тесте 8 (Приложение 1). Самотестирование «Проверь себя в ситуациях». Ситуации 22, 23, 24 (Приложение 2). Педагогический тренинг. Студентами отрабатываются упражнения по формированию конструктивно-аналитических и оценочно-рефлексивных умений. В этом плане особую значимость приобретает упражнение-игра «Организация КТД» (Приложение 3). Литература 1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Кн.2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318 с. 2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. – Ростов-на- Дону, 1999. – 560 с. 3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998. – 336 с. 4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с. 5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1986. 6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 8. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993. – 112 с.
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |