Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по проведению семинара




Семинарское занятие 8. Современные концепции и технологии воспитательного процесса

Основные понятия: теория – система – концепция - технология воспитательного процесса, личностно ориентированный подход, теория деятельности, педагогика творческого саморазвития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения, концепция национальной школы, технология активизации и интенсификации деятельности, технология игровой деятельности, технология общения, технология формирования культуры межнационального общения.

Вопросы:

1. Сущность и взаимосвязь понятий: теория – система – концепция – технология.

2. Сущность и основные положения личностно ориентированного подхода.

3. Классификация современных систем и технологий воспитания.

4. Современные концепции процесса воспитания.

5. Требования к технологическому обеспечению воспитательного процесса.

6. Современные технологии воспитания.

 

Семинар целесообразно провести в форме научно-педагогической конференции по проблемам совершенствования системы воспитания в школе. Тематика докладов включает в себя ведущие теории процесса воспитания (теория личностно ориентированного подхода, теория деятельности, педагогика творческого саморазвития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения и т.д.); современные концепции воспитания (концепция личностно ориентированного воспитания Бондаревской Е.В., концепция формирования общечеловеческих ценностей Караковского В.А., концепция адаптивной школы Ямбурга Е.А., концепция школы самоопределения Тубельского А.Н., концепция национальной школы Гончарова И.Ф. и т.д., современные технологии воспитания (технология активизации деятельности, технология игровой деятельности, технология формирования культуры общения, технология формирования культуры межнационального общения).

Занятие начинается с «погружения» в предмет обсуждения: работой с понятийным аппаратом и выработкой алгоритма обсуждения. Повторение понятийного аппарата можно провести в форме перекрестного взаимоопроса. Разработке алгоритма обсуждения способствует конкурс на лучший опорный сигнал по системно-структурному анализу концепции воспитания в современной школе, который был подготовлен в рамках СРС. Опорный сигнал, как правило, отражает цели, ведущие принципы и концептуальные идеи, системные компоненты, структурные связи (закономерности) рассматриваемой системы или концепции воспитания. Лучший опорный сигнал отражается на доске и служит алгоритмом обсуждения на данной конференции.

Экспертами докладов являются студенты и преподаватели кафедры педагогики. Лучший доклад оценивается по следующим критериям: содержательность, логичность, непротиворечивость рассуждений, аргументированность, наглядность, интонационная и жестикуляционная выразительность выступления. Лучшие выступления рекомендуются к публикации в мини-сборнике тезисов докладов студентов и аспирантов вуза.

Формы организации занятия. Терминологический взаимоопрос, опорный сигнал, доклад.

Формы контроля на занятии. Оценочный лист включает в себя баллы за опорные сигналы, доклады, электронно-терминологический тест по теме семинара.

Итоговый контроль. На завершающем этапе изучения курса «ТМВ» студентам предлагается итоговый электронно-терминологический тест для самопроверки уровня сформированности профессионально-педагогических знаний и умений по всему курсу «ТМВ». Полученные баллы прибавляются к рейтинговому баллу студента за весь курс обучения данной дисциплине.

СРС. Преподавателем проводится консультационная помощь по коррекции программы дальнейшего профессионального саморазвития и самосовершенствования студента.

Самотестирование. В компьютерном классе кафедры педагогики студентам предлагается итоговый электронно-терминологический тест для самопроверки уровня сформированности профессионально-педагогических знаний и умений по всему курсу «ТМВ».

Примерное содержание вопросов по изучаемой теме отражено в Тесте 8 (Приложение 1).

Самотестирование «Проверь себя в ситуациях». Ситуации 22, 23, 24 (Приложение 2).

Педагогический тренинг. Студентами отрабатываются упражнения по формированию конструктивно-аналитических и оценочно-рефлексивных умений. В этом плане особую значимость приобретает упражнение-игра «Организация КТД» (Приложение 3).

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Кн.2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318 с.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. – Ростов-на- Дону, 1999. – 560 с.

3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998. – 336 с.

4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1986.

6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993. – 112 с.

 

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.