Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система мотивации развития карьеры сотрудника в организации




Профессиональные ценности сотрудника Стимулы развития карьеры Компенсация за неудовлетворен-ные ценности
Профессиональная самореализация      
Профессиональное развитие      
Служебный рост      
Творчество      
Профессиональное общение      

 

Задание 8

Подобрать упражнения для проведения тренинга специалистов кадрового резерва, направленного на обучение навыкам лидерства и принятия управленческих решений.

Провести эти упражнения в подгруппах из 7—8 человек.

Проанализировать эффективность проведенного занятия. Используя результаты занятия, провести экспертную оценку навыков лидерства участников совместной групповой деятельности, выработать индивидуальные рекомендации каждому участнику, направленные на его дальнейший профессиональный рост.

Рекомендуемые упражнения для тренинга: “подбор команды”, “совещание”, “групповая дискуссия”, “мозговой штурм”.

Задание 9

Разработать модель индивидуальной профконсультации руководителя среднего звена по вопросам командообразования. В модели должны быть отражены:

· диагностика направленности лидера команды, его ожиданий и намерений;

· диагностика целей и задач, поставленных перед командой;

· требуемые социально-психологические характеристики команды как малой социальной группы;

· процедура подбора команды;

· технология подготовки команды к работе;

· особенности поведения лидера в команде;

· сроки работы команды и процедура роспуска.

 

Задание 10

Разработать 3 модели профконсультации по результатам аттестации персонала организации:

1) модель консультации специалистов, не удовлетворяющих стандартам труда в данной организации;

2) модель консультации специалистов, удовлетворяющих стандартам труда и попавших в группы роста;

3) модель консультации специалистов, существенно превышающих стандарты труда.

 

Задание 11

Подобрать и провести в группе апробацию психологических методик работы со следующими неблагоприятными эмоциональными состояниями клиента как результатом ненормативного профессионального кризиса:

1) стрессовыми состояниями;

2) ситуативной тревогой;

3) фрустрацией;

4) агрессивными проявлениями;

5) аффектами.

 

Задание 12

Разработать программу профессиональной реабилитации и психологической поддержки специалиста по трудоустройству районных отделов занятости населения. Объем программы ¾ 36 академических часов. Цель — психологическая поддержка и восстановление эффективной работоспособности специалиста, работающего в условиях высокой физической и эмоциональной нагрузки. Формы работы: групповая консультация и тренинг.


Глава 4. Профессиональное консультирование в Службе занятости населения

4.1. Система профориентации в службе занятости населения

4.1.1. Психологический портрет клиентов службы занятости

Психологическая характеристика безработного

Практикой профконсультирования и многочисленными теоретическими исследованиями собрано достаточно доказательств того, что потеря работы вследствие вынужденного увольнения ведет к различным негативным изменениям в поведении и эмоциональных реакциях людей. Так, установлено, что для потерявших работу, как правило, характерно:

· переживание состояния депрессии;

· снижение чувства удовлетворения жизнью;

· усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

· потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня;

· нарастание апатии, пассивности и покорности;

· преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

· потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;

· повышение возбудимости, агрессии.

Теряя работу, человек утрачивает возможность удовлетворять свои высшие потребности. К таким потребностям относят, как известно, потребности в самореализации, социальных связях и контактах. Активизируется потребность в безопасности: страшит неизвестность завтрашнего дня, когда нет уверенности в собственных возможностях что-либо изменить, на что-то повлиять и нет чувства жизненной стабильности. Затрудняется реализация потребностей низших уровней: приходится ограничивать себя в средствах, нет возможности реализовать себя в целенаправленной активности.

Постепенно по мере продолжения периода безработицы нарушается целостность иерархии мотивов. Значимые мотивы (например, забота о своем авторитете, профессиональной компетентности) теряют свою актуальность, менее значимые (например, проблема времяпрепровождения) начинают выступать на первый план. Неудовлетворенность потребностей, нарушение их привычной иерархии вызывают у безработного страдание, неудовольствие, беспокойство, другие отрицательные эмоции (вплоть до открытой агрессии).

Потеря работы неизбежно сопровождается изменениями в поведении человека. Наиболее простыми являются изменения, носящие внешний характер и относящиеся, например, к организации дня. У безработного появляется много свободного времени. Режим дня теряет для него свою актуальность: человек может опоздать на встречу, неоправданно долго вести деловую беседу. Подобные действия безработного являются следствием естественной утраты им самоорганизованности, снижения актуальности ориентировки во времени.

Французский психолог Лавье, исходя из положения, что эмоциональные переживания оказывают огромное влияние на поведение безработного, разработал типологию переживаний безработных. Данная типология активно используется специалистами французских агенств занятости: конкретные знания помогают работникам агенств не только лучше понять состояние безработного, но и повысить эффективность воздействия на него [35].

Лавье утверждает, что человек, теряя работу, неизбежно и закономерно проходит определенные стадии переживаний, эмоционального развития. Он выделяет следующие стадии.

Первая стадия – шок, эмоциональное потрясение. Иногда человек переживает эту стадию, еще не уволившись с предприятия, только узнав о предстоящем увольнении. Во многих случаях это кратковременное состояние сопровождается чувством облегчения: событие, которое давно ожидалось, наконец свершилось, а следовательно, закончилась тягостная неопределенность.

Вторая стадия – стадия неприятия действительности. Безработный отказывается верить в то, что с ним случилось. Отказ признать травмирующую действительность тем острее, чем неожиданнее и маловероятнее для человека была потеря работы.

Третья стадия – гнев, негодование по поводу того, что произошло. Открытое возмущение безработный может адресовать кому угодно: родственникам, бывшим коллегам, всем, кто его окружает или мог быть хотя бы косвенным виновником того, что с ним произошло.

Четвертая стадия – депрессия, подавленность, тоска, состояние, близкое к полному отчаянию. Резко снижается волевая регуляция и поисковая активность. Это стадия “ухода в себя”, когда безработный примиряется с мыслью об отсутствии перспектив, бесполезности попыток изменить что-либо в жизни, собственной ненужности.

Пятая стадия – переоценка ценностей. Здесь, как правило, наблюдаются два варианта развития: 1) переоценка ценностей происходит; 2) переоценки ценностей не происходит.

Стадия переоценки ценностей предполагает пересмотр безработным отношения к себе и ситуации. Это стадия формирования намерений действовать, стремления любыми средствами пытаться изменить ситуацию, вырваться из нее.

Если переоценки ценностей не происходит, то ситуация принципиально не меняется. Сохраняется ощущение бесперспективности и собственной ненужности.

Австрийский специалист Л. Пельцман описывает 4 фазы стрессовых состояний в связи с потерей работы, приблизительно схожие со стадиями, выделенными Лавье:

1) состояние неопределенности и шока;

2) субъективное облегчение и конструктивное приспособление к ситуации;

3) утяжеление состояния;

4) беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией.

В первой фазе страх и эмоции выступают как факторы риска. В результате человек становится легко подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Л. Пельцман особо подчеркивает, что патогенным фактором является не сама потеря работы, а длящаяся угроза того, что это произойдет [33].

Вторая фазе длится 3—4 месяца после потери работы. Причем в начале этой фазы можно наблюдать некоторую эйфорию от наличия свободного времени, наблюдаются улучшения состояния здоровья.

Третья фаза наступает после 6 месяцев отсутствия работы. В этой фазе наблюдается утяжеление состояния, особенно сильно подрываются силы противостояния неприятностям.

Четвертая фаза характеризуется не только беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией, но и даже боязнью найти работу.

В зависимости от уровня активности и самостоятельности безработных можно условно разделить на четыре типа [42].

Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут даже не быть зарегистрированы в центре занятости.

Безработные второго типа, как правило, обязательно регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованы, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.

Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.

Безработные четвертого типа – люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам. Во многих странах для таких категорий лиц существует хорошо разработанная, как правило, государственная система социальной реабилитации. В нашей службе занятости имеют место только отдельные курсы или ассоциации, где ведется работа с этой категорией безработных. Службе занятости взаимодействовать с подобными людьми сложно, так как сотрудники службы нередко оказываются не готовы к работе с такой сложной категорией населения. Работа такого плана требует не только специальной подготовки, но и опыта.

 

Особенности поведения безработных

Исследование американских ученых (К.Леана и Д.Фельдман) показывает, что человек, сталкивающийся лицом к лицу с неопределенностью, угрожающими и разрушительными изменениями в своей жизни, такими, например, как потеря работы, реагирует тремя способами: 1) пытается осмыслить ситуацию на познавательном уровне; 2) воспринимает ситуацию на уровне эмоций, либо впадая в депрессию, либо бросая вызов обстоятельствам; 3) полностью погружается в переживание своей проблемы с последующими физиологическими сдвигами: бессонницей, отсутствием аппетита, пристрастием к алкоголю.

Исследователи приходят к выводу, что поведение безработных определяется особенностями их восприятия, эмоциональной сферы и физиологических реакций. Все эти факторы характеризуют способность безработного противостоять безработице. Описывая природу коупинга — справляющегося поведения (от англ. copе – справляться), авторы выделяют два его вида: проблемно-сфокусированный и симптомно-сфокусированный. Под коупингом, пишут они, “мы подразумеваем активные попытки индивидуумов упорядочить жизнь после того, как они пережили стресс ” [19, с.79].

“Проблемно-сфокусированные варианты справляющегося поведения – это попытки изменить окружающую обстановку посредством устранения самого источника стресса”[19, с.30]. Примером такого поведения может служить поиск работы или переобучение на новую профессию.

“Симптомно-сфокусированное справляющееся поведение связано с усилиями, направленными на то, чтобы уменьшить уровень депрессии или чувство одиночества, вызванные потерей работы” [19, с.30]. Примером является объединение в группы социальной поддержки, получение пособия, пользование льготами, полагающимися безработному.

Кроме этих двух видов справляющегося поведения авторы очень условно описывают еще один вид – паллиативный коупинг. Этим термином они обозначают такую активность, которая направлена на ослабление негативных реакций в связи с потерей работы, но не на изменение ситуации как таковой. Безработные могут использовать различные психологические защитные механизмы, чтобы подавлять чувства, вызванные увольнением, или пытаться отвлечься от реальности с помощью, например, алкоголя или наркотиков. К сожалению, эти люди довольно часто используют паллиативный коупинг, несмотря на то что он мало помогает в решении проблем и, более того, лишает их энергии и желания найти работу.

В современной психологической науке хорошо известна теория “приобретенной (заученной) беспомощности”. Согласно этой теории индивид, попадающий в ситуацию, в которой события не поддаются контролю с его стороны, постепенно приходит к полному отказу от попыток воздействовать на нее, от поисков средств, которые позволили бы ему изменить ситуацию. Такое поведение сохраняется даже тогда, когда налицо возможные изменения в ситуации, причем такие, которые делают ее управляемой со стороны индивида. По сути, выяснилось, что индивида можно “научить” быть беспомощным.

Внешние обстоятельства обусловливают постепенную потерю интереса человека к поиску средств изменения неблагоприятной для него ситуации. Собственный опыт учит: твои усилия слишком мало влияют на улучшение ситуации. Человек видит, что свою жизнь он больше не контролирует, и становится перед задачей, кому приписать ответственность за не контролируемые им события. К. Леана и Д. Фельдман описывают и обосновывают следующую закономерность: чем тяжелее ощущают люди увольнение, тем меньше их уверенность в обратимости ситуации и в возможности получить работу; чем больше они видят причины своей безработицы во внешних обстоятельствах, тем пассивнее они становятся. Кроме того, если стадийные модели безработицы верны, чувство беспомощности должно со временем возрастать. Чем дольше личность находится без работы, тем больше она будет рассматривать потерю работы как необратимую. А это в свою очередь будет соответствующим образом окрашивать чувства и поведение человека.

Проводя исследование среди безработных в Питсбурге и Флориде, К. Леана и Д. Фильдман проверили взаимосвязь между периодом времени, в течение которого люди были без работы, и тем, как они воспринимают обратимость и причины потери работы, а также интенсивностью их переживаний. По существу, авторы обратились к категории опыта, исследуя зависимость восприятия человеком ситуации от длительности его опыта пребывания в качестве безработного. Ими было установлено, что от длительности опыта зависит только оценка безработным обратимости своего статуса, т. е. возможности вновь стать занятым. Чем дольше индивидуумы, по мнению исследователей, находятся без работы, тем менее обратимой они считают сложившуюся ситуацию и, следовательно, тем ниже оценивают свою способность восстановить сравнимую с прошлой занятость (рис. 7). Зависимость интенсивности переживаний и восприятия причинности от опыта безработицы ими установлена не была.

Обратимость

потери работы

Более

обратима

 
 

 

 


Осознаваемая

обратимость

 

       
   


Менее

обратима

Период

безработицы

1-3 4 - 6 7 - 9 Более 9

месяца месяцев месяцев месяцев

 

Рис.7. Взаимосвязь между продолжительностью безработицы и осознанием обратимости потери работы

Рекомендуемая литература

Леана К., Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М.,1995.

Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психол. журн. 1993. Т.13, № 1.

 

 

4.1.2. Технология работы профконсультанта

центра занятости населения

Функции профконсультанта

центра занятости населения

Профконсультирование в центре занятости населения является специальной деятельностью, задача которой – оказание содействия клиенту центра в решении проблемы индивидуальной занятости с учетом его способностей и реальной ситуации на рынке труда. Задача профконсультанта ¾ содействие клиенту в решении проблем, связанных с подбором, поиском подходящей профессиональной деятельности, определением профиля необходимого профессионального обучения и трудоустройства. Основными функциями профконсультанта являются:

· профинформация,

· профотбор,

· организационно-методическая работа,

· профконсультирование,

· психологическая поддержка.

Цель профинформационной работы ¾ организация максимального информирования клиентов службы занятости населения о профессиях вообще и рынке профессий в регионе. Такие сведения включают в себя характеристику структуры региональной потребности в кадрах в настоящее время и на перспективу, социально-демографических особенностей города, области, района и особенностей формирования в нем трудовых ресурсов, описание профиля профессиональных учебных заведений, содержательную характеристику профессий, пользующихся спросом на рынке труда [45; 46].

Функция профинформирования включает следующее:

· создание информационного банка профессиографических сведений (сведения об учебных заведениях, профессиограммы и т.п.);

· информационно-стендовую работу (внутри центра занятости);

· внешнюю информационно-рекламную работу (на радио, в прессе);

· выступления на городских, районных, областных совещаниях, конференциях по вопросам профориентации.

Целью профотбора (профподбора) является установление оптимального соответствия между профессионально важными качествами клиента и требованиями рабочего места. Профотбор (профподбор) включает следующее:

· профдиагностику индивидуально-психологических особенностей;

· оценку соответствия индивидуальных качеств требованиям конкретной профессии (специальности);

· принятие решения о профессиональной пригодности.

Перечень психодиагностических методик, рекомендуемых к применению в ходе профессиональной диагностики безработных, дан в прил. 6.

В организационно-методической работе можно выделить следующие направления:

· овладение необходимым банком психодиагностических средств;

· пополнение и обновление психодиагностического инструментария;

· повышение квалификации в области профориентации.

Профконсультирование является основным направлением работы профконсультанта и заключается в согласовании индивидуальных желаний клиента, его психологических особенностей и представлений о спросе на профессию с реальной ситуацией на рынке труда [44].

Функции специалистов отдела профориентации описаны в должностной инструкции, которая приведена в прил. 7 [32].


Рекомендуемая литература

Теория и практика профориентации и профконсультирования/ Под ред. В.В. Спасенникова. Калуга,1996. Вып.1,2.

 

4.1.3. Профдиагностика и психологическая

поддержка безработных граждан

Понятие психологической поддержки

Вряд ли необходимо искать дополнительные аргументы для обоснования того, что человек, оказавшийся безработным не по своей воле, нуждается в поддержке. Однако если механизм социальной поддержки сегодня более или менее отлажен, то в отношении содержания психологической поддержки существуют разногласия. Его интерпретируют в самом широком спектре: от психотерапевтического вмешательства до простого доброжелательного участия.

На наш взгляд, в социальном опыте уже есть удачное решение, по аналогии с которым можно эффективно решить проблему содержания психологической поддержки в социальной работе. Мы имеем в виду первую медицинскую доврачебную помощь пострадавшему. Первая помощь предполагает простейшие, срочные и целесообразные мероприятия для спасения жизни человека и для предупреждения осложнений при несчастном случае, повреждении или внезапном заболевании, проводимые до прибытия медработника на место происшествия или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Приемам оказания первой помощи обучают спортивных тренеров, работников ГАИ, пожарных и т.д. Не имея медицинской подготовки, эти люди тем не менее успешно оказывают доврачебную помощь в экстремальной ситуации, и нередко именно их действия становятся решающими для сохранения жизни пострадавшего.

Так же, как кровеносные сосуды, пронизывая тело человека, обеспечивают его жизнедеятельность, психологическая поддержка, пронизывая деятельность социального работника, обеспечивает ее эффективность. Кровеносные сосуды являются органической частью сердечно-сосудистой системы. Психологическая поддержка также не пакет разрозненных методов и приемов, а стройная единая целесообразная система мер и приемов психологической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации профессионального кризиса или потери работы.

Законом о занятости предусмотрено оказание безработным гражданам психологической поддержки. Если рассматривать ее как один из видов психологической помощи, то становится очевидным, что она занимает место между консультированием и обычным доброжелательным участием. Психологическая поддержка должна быть направлена на преодоление отрицательных эмоциональных состояний, изменение актуальных смысловых отношений и переформирование, насколько это возможно, мотивационно-потребностной сферы личности как субъекта профессионального опыта. Цель психологической поддержки ¾ побудить личность к проявлению максимальной активности в попытках восстановить занятость и собственное душевное благополучие, повысить эффективность этих попыток, сформировать адекватное отношение к реальности, своему профессиональному прошлому и будущему.

Очень важно, чтобы психологическая поддержка, которую оказывает социальный работник, с одной стороны, была выдержана строго в пределах его профессиональной компетенции, а с другой ¾ опиралась на хорошо усвоенные профессиональные психологические приемы и техники и не подменялась интуицией и здравым смыслом.

Рассмотрим теперь психологическую поддержку как профессиональную функцию социального работника службы занятости. Содержание этой функции напрямую определяется теми профессиональными задачами, которые стоят перед работником. Задачи психологической поддержки отражены в табл.19.


Таблица 19




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.