Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеракция и коммуникация




Изложенный взгляд на акциональность чело­века определяет особое место социальной интер­акции в теории конструктивизма. «Мы рассмат­риваем интеракцию как процесс, в котором личности координируют соответ­ствующие линии действий посредством применения общих схем организации и интерпретации действий» [Delia e. а. 1982: 156]. То, что понятию координа­ция конструктивисты отводят важную роль, сближает их с теорией координи­рованного управления смыслом Б. Пирса и В. Кронена [ the coordinated manage­ment of meaning theory — Pearce, Cronen 1980; Cronen e. a. 1988; 1990].

Интерпретативные схемы делятся на общие и частные. Общие схемы — это универсальные механизмы вроде правил мены коммуникативных ролей. Частные интерпретативные схемы регулируют координацию конкретных типов действий. Они называются организующими схемами и обеспечивают

координацию действий в разных типах деятельности, обычаях, ритуалах и социальных институтах. Эти схемы тяготеют к уровню подсознания, всегда социальны и определяют одни акты относительно других. Они обеспечивают уместность и связность как средства координации (coordination devices).

Однако процесс интеракции не прост, хотя бы уже потому, что разные люди не обладают идентичными интерпретативными схемами. Им, как пра­вило, приходится координировать свои действия, имплицитно договари­ваясь об упорядочении схем. Это очень важный момент: социальная действи­тельность создается в ходе неявных «переговоров» (negotiations) и демонстра­ции принятия или непринятия упорядоченной схемы. Образы реальности меняются в процессе общения. В ходе переговоров об упорядочении схем интеракции и создается «общая социальная реальность» [ shared social reality ].

Наконец, последняя, четвертая сфера теоретической системы конструкти­визма — коммуникация, одна из частных категорий социальной интеракции. Она определяется как такая интеракция, где в фокусе координации оказы­ваются коммуникативные интенции, так как именно они являются отправ­ным пунктом всего процесса общения, выражая внутренние состояния лю­дей. Вывод: в коммуникации стратегии каждого индивида направляются как его собственным внутренним состоянием, так и представлением о внутренних состояниях Других. Коммуникация характеризуется намерением каждого участника выразить Себя, собственное «Я», признанием Другими этого наме­рения, организацией действий (индивидуальных актов) и взаимодействия (со­циальной интеракции) в соответствии с этими взаимонаправленными интен­циями. Чтобы лучше понять коммуникацию с позиций конструктивизма, «ко­гнитивное развитие не должно быть отброшено от изучения социокультур­ного понимания коммуникативных событий» [Clark, Delia 1979: 189].

Коммуникация не синонимична интерпретации, действию или интерак­ции. Скорее всего, она рассматривается как частный случай интеракции, опи­рающейся на фундамент интерпретации, предполагающей координацию дей­ствий и процессы организации взаимодействия, а также удовлетворяющей разные потребности выражения внутренних состояний участников общения [Nicotera 1995: 58].

В целом, конструктивизм предстает как сбалансированное направление, главным звеном которого является когнитивное представление значения и смысла. Для сравнения: этнографическая теория коммуникации Джерри Филлипсена и др. [ ethnographic communication theory — Philipsen 1987; 1989] исходит из поведенческого представления смысла; а теория правил межличностных отношений Доналда Кушмена [ the rules theory of interpersonal relationships

Cushman 1990; Cushman, Cahn 1985; Cushman, Kovacic 1994] основана на интеракционном понимании смысла.

Поведенческое представление смысла позволяет установить отношение между тем, что люди говорят, и тем, что они делают (в терминах культуры); зато труднее связывает индивидуальные интерпретации и взаимодействие. Главной идеей интеракционного представления служит роль «общих смыс­лов» (shared meanings) в интерпретации сообщений, но этот подход оставляет без внимания проблемы индивидуальных смыслов. Когнитивное представле­ние значения дает возможность изучить природу индивидуальных интерпре­таций, но не объясняет природу связи между индивидуальными интерпрета­циями и поведением, ведь действия людей не всегда обусловлены их индиви­дуальными смыслами.

К сожалению, объяснительный потенциал конструктивизма ограничен когнитивной интерпретацией индивида. Другим замечанием в его адрес является сложность верификации существования когнитивных струк­тур. Еще одно критическое замечание касается некоторой непоследователь­ности авторов в теории и методологии, определении границ и методов по­знания, типов рассуждения и т. д. [Nicotera 1995: 61]. Своими философски­ми корнями конструктивизм восходит к метафизике Канта, техническими корнями — к кибернетике, что во многом объясняет его склонность к нео­позитивизму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.