Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К лекции двадцать второй




К ЛЕКЦИИ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ.

(19 Для горения необходима, разумеется, температура, различнаясоответственно различию горю чего материала, но и для поэзии нужнаопределенная температура, меняющаяся соответственно индивидуальнымразличиям, - внутренняя и внешняя теплота, чтобы вызвать огоньвоодушевления. Когда мы воспламеняемся духовно, мы воспламеняемся ифизически; нам бывает жарко и при спокойном положении в холодной комнате. И,наоборот, физический огонь вызывает также поэтический. Там, где кровь стынетот холода, не бьется и пульс поэзии. (20) "К фантастическим видениям лихорадочного больного, - говорит Г.Банкрофт в своей "Истории Соединенных Штатов Америки", - прислушиваетсяцелая деревня или целое племя, и вся нация скорее отдала бы и свой урожай, исвои драгоценные меха, и свою охотничью добычу, и все прочее, чемвоспротивилась бы исполнению сна. Сон должен быть выполнен, хотя бы онпотребовал, чтобы женщины отдавались всем и каждому. Вера в мир духов,раскрывающийся через сновидения (вернее: вера в сновидения, которыепредставлялись человеку как духи, боги, сверхчеловеческие существа), былавсеобща. На Верхнем Озере племяннику одной индианки приснилось, что он видитфранцузскую собаку, и женщина среди зимы отправилась за 400 верст снежногопути, чтобы достать такую собаку". Что за героизм! А между тем он был вызвантолько сновидением! (21) Так и в неоднократно упоминавшейся "Истории Парагвая" Гуаранисарассказывается, что часто люди умирали из одного страха перед волшебством.Жители Бразилии также "до такой степени боятся злых духов, что некоторые изних умирали при виде представившегося им привидения" (Бастхольм,Исторические данные к вопросу об изучении человека в его диком и неразвитомсостоянии, 4 часть).(22) (Стр. 716). Бог выполняет то, что человек желает; он естьсущество, отвечающее желаниям человека; он отличается от желания лишь тем,что в нем является действительностью то, что в том есть лишь возможность; онсам есть исполненное или близкое к исполнению желание, или опредмеченное иставшее действительностью существо желания. Кедворт спрашивает в своей"Интеллектуальной системе": "Если нет бога, то откуда же происходит, что вселюди хотят иметь бога?" Но следует скорее спросить наоборот: если бог есть,то почему и зачем людям его еще желать? То, что есть, не составляет предметжелания; желание, чтобы был бог, есть как раз доказательство того, что егонет. "У них (богов), - говорит греческий поэт (Пиндар) у Плутарха, - нетболезней, они не стареют, они не знают труда, они избавлены от переправычерез Ахерон". Можно ли отчетливее выразить, что боги - это желания людей?"Ничего, - говорит Веллей Патеркул, - не могут люди желать от богов, ничегобоги не могут людям дать... чего бы Август... не предоставил Римскомугосударству". "То, что подлежит изучению, - говорит Софокл (Плутарх, Осчастии), - то я изучаю; что может быть найдено, я ищу; то, чего можножелать (или желанное, достойное желания), я испрашиваю у богов". "У Анны небыло детей, господь замкнул ее чрево", то есть она была бесплодна. "Тогдавстала Анна и молилась господу: если ты своей служанке дашь сына, то я навсю жизнь отдам его господу. И бог внял ей. Господь исполнил мою просьбу, скоторой я к нему обращалась. Она забеременела и родила сына, и назвала егоСамуилом", - то есть испрошенным у бога, Theaiteton, как Иосиф переводитСамуила (Клерикус, Комментарий к Самуилу). Клерикус замечает к этому месту,что когда идет речь о словах: "господь замкнул ее чрево", не приходитсядумать о чуде, то есть об особенном действии всемогущества божьего, что,следовательно, и раскрытие ее чрева не было чудом. Однако что же такое бог,что такое молитва, если они не имеют другой силы и другого предназначения,как развивать уже сформированные природные зародыши? Вера не позволяетвдаваться ни в какие анатомически-физиологические вопросы и исследования.Согласно вере бог или божественная сила молитвы, сила благочестивогожелания, была причиной беременности Анны. Бог, который не способен ничегосоздать, который может лишь высидеть яйца, снесенные натурализмом, не естьбог. Бог в такой же мере стоит над природой, он так же свободен, так же малосвязан анатомически-физиологическими условиями, как и желание, как ифантазия человека. Одиссей - чтобы привести еще несколько примеров идоказательств связи между богом и желанием - говорит Эсмею: "Да даруют тебе,друг, Зевс и другие бессмертные боги то, что ты всего больше желаешь, за то,что ты меня так хорошо принимаешь". А в двадцать первой песне Одиссеикоровник говорит Одиссею: "Отец Зевс, о, если бы ты исполнил желание, игерой вернулся бы, и ему указывал бы путь бессмертный!". Юпитер в овидиевыхФастах говорит беотийскому крестьянину Гириею, гостеприимно угостившему еговместе с его братом Нептуном и с Меркурием: "Если у тебя есть какое-нибудьпожелание, говори; ты все получишь, или все тебе будет дано". Старецответил: "У меня была дорогая супруга, но сейчас ее покрывает земля. Япоклялся вашим именем не касаться никакой женщины, кроме нее. Я держу своеслово, но мое сердце раздвоено, я охотно бы сделался отцом и не хочусделаться супругом". Боги сообща исполнили его желание: они помочились вбычачью кожу, и из божественной мочи по прошествии десяти лун произошелмаленький мальчик. Если мы оставим в стороне водянистые дополнения к этойбасне, то она говорит нам то же самое, что при подобных же обстоятельствахговорит и Ветхий завет: "Есть ли для Господа что невозможное?", то есть,есть ли что невозможное для силы воображения человеческого сердца и желания?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.