Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К лекции двадцать пятой




(25) Так как древние язычники и, в частности, греки смотрели на все нетолько телесные, но и духовные блага и силы, как на богов или на дары богов,и сознавали, что без добродетели и рассудка или мудрости нет счастья("пагубна, - говорит, например, Гезиод, - для бедного смертногонесправедливость", и также Солон: "я хочу, конечно, иметь богатства, но не несправедливым путем"), топредметами их желаний и молитв были не только материальные, но и духовныеблага. Ведь начинают же поэты свои песни постоянно молитвами, обращенными кбогам! Впрочем, они не знают добродетели, независимой от внешних благ, -отсюда и жалоба поэтов на несчастье бедности, так как она портит людей,понуждает их к низкому образу мыслей и действий ("о, Плутос (богатство)!прекраснейший и любезнейший из богов, - говорится, например, у Феогнида, - ствоей помощью, если я теперь и плох, я буду хорошим человеком"), и точно также они не знают и счастья, независимого от телесных благ. Так, в однойгреческой застольной песне-молитве, обращенной к Гигиене, богине здоровья,говорится: "Без тебя никто не счастлив!". И даже Аристотель еще не знаетдобродетели и счастья, независимых от внешних "временных благ". (26) Правда, язычники обожествляли и бедность, несчастье, болезнь.Различие лишь в том, что хорошее есть нечто желанное, а худое или злое -нечто проклинаемое. Так, у Феогнида, например, говорится: "О, жалкая бедность! Отчего ты не хочешь уйти к другому человеку,отчего ты любишь меня против моей воли? Уйди же от меня!" (27) Так как я в "Сущности христианства" и в других своих сочинениях неморализировал, не подымал воя по поводу греха и даже не посвятил ему особойглавы с точным обозначением его имени в заголовке, то мои критики меняупрекнули в том, что я не понял христианства. Но, как и в другихкардинальных вопросах, - это, разумеется, представляет собою утверждение бездоказательства, но у меня нет ни времени, ни охоты для подобного родадоказательств, для несущественной и беспредметной критики, - как,следовательно, и в других кардинальных вопросах мои остроумные противникимне поставили в упрек как раз мой правильный взгляд и мой такт, так и вданном вопросе. Против моей воли разросшееся примечание к этому примечаниюсм. в конце, после э 28. Как добродетель, или мораль, не является сама посебе целью и предметом христианской любви, так же точно и порок, или грех,не есть сам по себе предмет христианской ненависти. Бог есть цельхристианина; но бог не есть - или, по крайней мере, есть не только моральноесущество; только моральное существо есть голая абстракция, голое понятие, апонятие не имеет существования. Бог же согласно вере есть существосуществующее, действительное существо. Бог, разумеется, свят, добр,безгрешен; он понимает свою моральную доброту или совершенство, но лишьпотому, что он есть совокупность всех благ; он ведь не что иное, каколицетворенное и опредмеченное существо силы воображения, наделенный иукрашенный всеми сокровищами, всеми благами и совершенством природы ичеловечества. Моральное совершенство в боге есть не кантовская добродетель,не добродетель в противоречии со склонностью, с влечением к счастью; бог как совокупность всех благ есть блаженство; кто поэтому имеет богасвоей целью, тот, конечно, имеет своей целью безгрешность, моральноесовершенство, но в то же время - непосредственно и неотделимо - иблаженство. Когда я, - говорит, например, Августин в 10-й книге своей"Исповеди", -когда я тебя, моего бога, ищу, я ищу блаженной жизни. Бог ухристиан означает высшее благо, но точно так же и vita aeterna - вечная илиблаженная жизнь - означает высшее благо. Христианин никоим образом неотвергает один только грех, или грех сам по себе, но он отвергает в то жевремя и его условия, его причины, его сообщников, отвергает все соотношениевещей, при котором грех является необходимым звеном: мир, природу, плоть. Грех ли любить женщину? Нет; и однако на небе,этой цели христианских желаний, нет такой любви. Грех ли еда и питье? Нет;но это - нечто не божественное, поэтому исключенное из идеала христианства.Сущность христианства, как я его совершенно верно философски обозначил всочинении, носящем этот заголовок, есть субъективность в хорошем и худомсмысле этого слова - субъективность, то есть душа или личность человека,избавленная от пределов, поставленных природой, и тем самым, разумеется,освобожденная от радостей, но также и от тягот плоти или, вернее,обожествленное, неограниченное, сверхъестественное влечение к счастью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.