(25) Так как древние язычники и, в частности, греки смотрели на все нетолько телесные, но и духовные блага и силы, как на богов или на дары богов,и сознавали, что без добродетели и рассудка или мудрости нет счастья("пагубна, - говорит, например, Гезиод, - для бедного смертногонесправедливость", и также Солон: "я хочу, конечно, иметь богатства, но не несправедливым путем"), топредметами их желаний и молитв были не только материальные, но и духовныеблага. Ведь начинают же поэты свои песни постоянно молитвами, обращенными кбогам! Впрочем, они не знают добродетели, независимой от внешних благ, -отсюда и жалоба поэтов на несчастье бедности, так как она портит людей,понуждает их к низкому образу мыслей и действий ("о, Плутос (богатство)!прекраснейший и любезнейший из богов, - говорится, например, у Феогнида, - ствоей помощью, если я теперь и плох, я буду хорошим человеком"), и точно также они не знают и счастья, независимого от телесных благ. Так, в однойгреческой застольной песне-молитве, обращенной к Гигиене, богине здоровья,говорится: "Без тебя никто не счастлив!". И даже Аристотель еще не знаетдобродетели и счастья, независимых от внешних "временных благ". (26) Правда, язычники обожествляли и бедность, несчастье, болезнь.Различие лишь в том, что хорошее есть нечто желанное, а худое или злое -нечто проклинаемое. Так, у Феогнида, например, говорится: "О, жалкая бедность! Отчего ты не хочешь уйти к другому человеку,отчего ты любишь меня против моей воли? Уйди же от меня!" (27) Так как я в "Сущности христианства" и в других своих сочинениях неморализировал, не подымал воя по поводу греха и даже не посвятил ему особойглавы с точным обозначением его имени в заголовке, то мои критики меняупрекнули в том, что я не понял христианства. Но, как и в другихкардинальных вопросах, - это, разумеется, представляет собою утверждение бездоказательства, но у меня нет ни времени, ни охоты для подобного родадоказательств, для несущественной и беспредметной критики, - как,следовательно, и в других кардинальных вопросах мои остроумные противникимне поставили в упрек как раз мой правильный взгляд и мой такт, так и вданном вопросе. Против моей воли разросшееся примечание к этому примечаниюсм. в конце, после э 28. Как добродетель, или мораль, не является сама посебе целью и предметом христианской любви, так же точно и порок, или грех,не есть сам по себе предмет христианской ненависти. Бог есть цельхристианина; но бог не есть - или, по крайней мере, есть не только моральноесущество; только моральное существо есть голая абстракция, голое понятие, апонятие не имеет существования. Бог же согласно вере есть существосуществующее, действительное существо. Бог, разумеется, свят, добр,безгрешен; он понимает свою моральную доброту или совершенство, но лишьпотому, что он есть совокупность всех благ; он ведь не что иное, каколицетворенное и опредмеченное существо силы воображения, наделенный иукрашенный всеми сокровищами, всеми благами и совершенством природы ичеловечества. Моральное совершенство в боге есть не кантовская добродетель,не добродетель в противоречии со склонностью, с влечением к счастью; бог как совокупность всех благ есть блаженство; кто поэтому имеет богасвоей целью, тот, конечно, имеет своей целью безгрешность, моральноесовершенство, но в то же время - непосредственно и неотделимо - иблаженство. Когда я, - говорит, например, Августин в 10-й книге своей"Исповеди", -когда я тебя, моего бога, ищу, я ищу блаженной жизни. Бог ухристиан означает высшее благо, но точно так же и vita aeterna - вечная илиблаженная жизнь - означает высшее благо. Христианин никоим образом неотвергает один только грех, или грех сам по себе, но он отвергает в то жевремя и его условия, его причины, его сообщников, отвергает все соотношениевещей, при котором грех является необходимым звеном: мир, природу, плоть. Грех ли любить женщину? Нет; и однако на небе,этой цели христианских желаний, нет такой любви. Грех ли еда и питье? Нет;но это - нечто не божественное, поэтому исключенное из идеала христианства.Сущность христианства, как я его совершенно верно философски обозначил всочинении, носящем этот заголовок, есть субъективность в хорошем и худомсмысле этого слова - субъективность, то есть душа или личность человека,избавленная от пределов, поставленных природой, и тем самым, разумеется,освобожденная от радостей, но также и от тягот плоти или, вернее,обожествленное, неограниченное, сверхъестественное влечение к счастью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление