Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К лекции тринадцатой




(12) Это особенно явствует из представления о смерти вообще, величайшемзле в глазах необразованного человека. Человек первоначально не знает, чтотакое смерть, и еще менее, какова ее причина. Человек - абсолютный эгоист;он не может себе мыслить отрицания своих желаний, и, следовательно, концасвоей жизни, ибо он ведь хочет жить. Он вообще ничего не знает о природе,ничего о существе, отличном от человеческого существа и воли; как же мог быон представить себе смерть как нечто естественное или даже необходимое?Смерть поэтому имеет для него человеческую, личную, произвольную причину; носмерть есть бедствие, некое зло, стало быть, причина ее есть зависть богов,не желающих человеку ни счастья, ни радости ("Ты завистлив, Гадес!" -говорится в одной эпиграмме Эринны), или гнев богов из-за какого-нибудьпричиненного им оскорбления (так, например, жители острова Тонга верят, посвидетельству В. Маринера в его книге "Известия об островах Дружбы, илиостровах Тонга", что всякая человеческая беда причинена богами за нерадениео религиозных обязанностях), или одна лишь злоба духов и людей, находящихсяс ними в сношениях, волшебников. Луллы (в провинции Чако) приписывали, посвидетельству Шарлевуа (История Парагвая, т. 1), все болезни, за исключениемветряной оспы, злобе невидимого животного, не отличающегося, впрочем, от"духа"; чикиты же, по свидетельству того же Шарлевуа (т. 2), наоборот,верили, что женщины являются причиною всех болезней. У кафров есливолшебник, повелевающий стихиями, не может вызвать дождя, то это значит, чтов этом отсутствии дождя повинен какой-нибудь человек, который потомнамечается волшебником и убивается (Ausland, май 1849). Так, например,кхандами в Гондване смерть приписывается магическим силам отдельных лиц ибогов, ибо смерть согласно их вере не есть необходимый удел человека,который, собственно говоря, бессмертен (совсем как у христиан) и которогонастигает смерть лишь в том случае, если он оскорбил какое-либо божество,либо если лица, желающие ему зла и располагающие сверхъестественными силами,причиняют ему смерть. Все, например, смертные случаи, происшедшие отнападения тигров, приписываются подобным лицам, потому что тигр согласноверованиям кхандов (а также и христиан, по крайней мере, правоверных) создандля пользы людей, но разгневанные боги или волшебники пользуются им длясвоих целей (Ausland, январь 1849 года). Из этих представлений о причине исуществе смерти и всех других зол вытекают и человеческие жертвоприношения ивсе другие беды, которые человек причиняет себе и другим, побуждаемыйрелигией. Разумеется, не только из них, потому что какое бесчисленноеколичество людей не истребляла только огнем и мечом одна лишь вера вбессмертие! Богу нравится смерть человека, то ли из зависти и чувства мести,то ли из какого другого личного побуждения, стало быть, надлежит в его честьи для его удовольствия убивать людей. Но всего очевиднее наслаждается кровьючеловека бог войны, ибо лишь от смерти врага зависит победа, милостивыйподарок бога войны; неудивительно, стало быть, что этому богу в особенностиприносили человеческие жертвы. Богу вообще доставляют удовольствие страданияи муки человека, каковы бы ни были причины этого, и, следовательно, длятого, чтобы ему нравиться, чтобы завоевать его расположение, необходимодобровольными жертвами и муками предупредить недобровольные. (13) Дословно, впрочем, в переводе А. Шлегеля, это значит: я есмьвечное время (le temps infail-lible согласно Вилькинсу во французскомпереводе 1787 года), я - всевидящая и всепожирающая смерть, я - началобудущего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.