Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательности голосования простым большинством голосов




Следовательно, голосование большинством не всегда дает разумный выбор, несмотря на демократичность этой процедуры.

В 1952 г. К. Эрроу в своей работе «Общественный выбор и индиви­дуальные ценности» («Social Choice and Individual Values») сформули­ровал свою знаменитую т еоре му невоз м ожно сти: не существует ра­з ум ного коллек ти вного вы б ора, е с л и ч ис ло воз м ожных аль т ерна­ ти в превы ш ае т две.

В другой формулировке теорема невозможности звучит так: о бщ е ст во не м оже т най ти процед у р у пр и ня ти я непро ти вореч и вых, с огла с ован­ н ых ре ш ений, е с л и т олько эти ре ш ен и я не о ст авлены на усм о т ре­ние одного л и ца.

Но что же такое разумный выбор, точнее - разумный коллектив­ный выбор?

Это соблюдение пяти аксиом (условий), предложенных Эрроу:

1. Коллективный выбор должен быть осуществим для любой комби­нации предпочтений участников голосования (аксиома универсальной применимости, или коллективная рациональность).

2. Если одна из альтернатив поднимается выше в шкале предпочте­ний одной личности, то она должна подняться (по крайней мере, не опу­ститься) в коллективной шкале предпочтений.

3. Условие независимости от внешних альтернатив (т. е., если инди­виды выбирают между альтернативами А и Б, то это не зависит от их мнения по поводу альтернативы В).

4. Условие суверенитета граждан. Это означает, что общество не мо­жет предпочесть А - Б независимо от выбора граждан, особенно если существует единодушное предпочтение Б - А. Это условие иногда на­зывают принципом Парето.

5. Условие недиктаторских выборов (никакой индивид не может на­вязать свои предпочтения обществу).

Теорема невозможности К. Эрроу уже сама по себе - довод в пользу Двухпартийных режимов, так как доказывает, что никакая демократичес­кая система голосования (т. е. аксиомы 1-5) невозможна при существо­вании более чем двух партий.

В какой-то степени логроллинг помогает преодолеть парадокс голо­сования. В нашем примере, иллюстрирующем парадокс Кондорсе, если две из трех групп могут договориться между собой о выборе Двух программ и поменять свои предпочтения таким образом, чтобы прошли те программы, которые их устраивают, возможно прийти к ко­нечному решению.

Итак, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами фиас-


 




Глава 17


Роль государства в рыночной экономике


 


ко рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое госу­дарственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы» которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем сказать: «Разум­ная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом».

Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все пробле­мы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рын­ка. Ведь существует и фиа с ко го с удар ст ва (ф и а с ко го с удар с твенно­го рег у л и рован и я), под которым понимается неэффективное распреде­ление ресурсов в результате государственного регулирования, и далее мы подробнее остановимся на рассмотрении этого явления.

§ 3. Фиаско государства

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политичес­кое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т. е. фиаско государства. Проанали­зируем наиболее важные причины фиаско государственного регулиро­вания.

Прежде всего следует еще раз сказать о нарушени и пропорц и й межд у предельны ми за т ра т а ми и предельны ми выгода ми, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, при­нятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравен ст во в пол у чен ии и нфор м аци и также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими дохода­ми, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравен­ство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рац и­ онального и гнор и рован и я. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них ис­хода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, прове­дение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдель­ные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий ка­кому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди все-


го населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатич­но или равнодушно, что и получило название рационального игнориро­вания - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла со­бирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемлен­ное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет кон­центрироваться и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т. п.).

Еще одна из причин фиаско государства - недобро с ове ст нос т ь го­с у дар с твенных чиновн и ков (го су дар ст венной б юрокра тии ), кото­рые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские реше­ния), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективнос­ти. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интере­сы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определен­ный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во вре м ен и принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, пе­ред выборами политик обещает увеличить социальные расходы, сни­зить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, кото­рые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистс­кие обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выбо­ров нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприя­тия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказать­ся неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как эко­номические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и резуль­татами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под вн ут ренн им лаго м понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делят­ся на лаги признания и лаги решения.

1) Лаг признан и я (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять


 




Глава 17


Роль государства в рыночной экономике


 


меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде все­го, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной по­литики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспер­тов, состояние макроэкономической науки.

2) Лаг решен и я. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длит­ся достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, свя­занные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходи­мых инстанциях.

Вне ш ний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее ре­зультатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздей с тв и я. Это период, в течение которого объект государ­ственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. На­пример, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе не­предв и денных по с лед ст в и й. Суть его заключается в том, что в резуль­тате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улуч­шить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продо­вольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако резуль­татом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора ви­дят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несо­вершенства рыночного механизма в определенных пределах.

§ 4. Государственное регулирование

экономики: основные цели и инструменты

Для того, чтобы выработать верную экономическую по­литику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инстру­ментами они для этого располагают.


Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевс­кой премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической поли­тики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы дол­жны выбрать конечные цел и экономической политики и сформулиро­вать их, что обычно делается в терминах максимизации функции обще­ственного благосостояния. На их основе определяются целевые пока­за т ел и (например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вто­рых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опирать­ся на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономичес­кой теории, предполагающей процесс целеполагания.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген, - соответ­ствие между количеством целей и количеством инструментов при про­ведении экономической политики. Допустим, что целей всего две (уве­личение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что пол ити к и могут до сти чь о б еих целей т огда, когда кол и че ст во и н ст р ум ен т ов равно кол и че ст в у целей, и вл и ян и е и н ст­ р ум ен т ов на цел и л и нейно незав исим ы др у г о т др у га.

Определение множества целей называется целевой ф у нкц и ей. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики мо­гут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Вза им оза м еняе м о ст ь целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса (см. гл. 23) ил­люстрирует наглядно данную ситуацию.

Вза им одополняе м ые цели макроэкономической политики сочета­ются друг с другом. Такими целями являются, например, рост нацио­нального дохода и рост занятости.

Ней т ральные цели, то есть не влияющие на достижение друг дру­га, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до оп­ределенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в раз­ных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 эле­ментов:


Глава 17


Роль государства в рыночной экономике


 


1. Объем государственных расходов.

2. Темп изменения реальной заработной платы.

3. Уровень занятости.

4. Индикатор распределения доходов.

5. Размеры инвестиций.

6. Совокупный спрос.

7. Уровень производства.

8. Сальдо платежного баланса.

Позже, в 1970-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

1. Полная занятость.

2. Стабильность цен.

3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.

4. Устойчивый уровень экономического развития.

В конце-1980-х - середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи:

1. Полная занятость.

2. Борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект ре­гулирования и на нем сосредоточить основные усилия.

Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим на­правлением государственной политики, как показывает практика 1990-х гг., является борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем го с удар­ с твенного регулирован и я.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: адми­нистративные методы государственного регулирования через расшире­ние государственной собственности на материальные ресурсы, управ­ление государственными предприятиями, законотворчество, и экономи­ческие методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

Пря м ое вмеша т ель ст во. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам госу­дарственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Го­сударство обладает капиталами в самых разнообразных формах, пре­доставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственни­ком предприятий. Это делает государство совладельцем части обще­ственного капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие го­сударственного сектора происходило практически в одних и тех же от­раслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, желез-


нодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и ма­шин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам (см. гл. 19).

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодатель­ных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между все­ми элементами рыночной системы. Примеры государственного регули­рования экономики путем разработки законодательных актов необычай­но разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогово­го кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимо­нопольных законов) и т. п.

Ко с венное в м ешатель с тво предполагает осуществление государ­ственного регулирования посредством использования основных инстру­ментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика (см. гл. 20 и 22). Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Подробнее они будут рассмотрены в последующих главах.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающе­го и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но суще­ствуют и объективные пределы государственного вмешательства.

В связи с этим можно привести слова известного венгерского эконо­миста с мировым именем Яноша Корнай: «Не надо возводить берлинс­кую стену между рынком и государством». Рынок и государство - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но допол­няют друг друга в ходе экономического развития.

Основные понятия:

public goods - pure - mixed incomplete markets public choice theory direct & representative democracy lobbying political rent seeking

Общественные блага

- чистые

- смешанные Неполные рынки Теория общественного выбора Прямая и представительная демократия

Лоббизм

Поиск политической ренты


Глава 78


Макроэкономическое равновесие: базовые модели


 


Логроллинг logrolling

Парадокс Кондорсе Condorcet paradox

Теорема невозможности Эрроу Arrow's impossibility theorem

Фиаско государства government failure

(фиаско государственного регулирования)

Рациональное игнорирование rational ignorance

Внутренний лаг inside lag

Внешний лаг outside lag

Закон непредвиденных law of unintended
последствий consequences

Целевая функция target function

Государственное регулирование government intervention

Глава 18. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ

«Весьма возможно, что классическая теория пред­ставляет собой картину того, как мы хотели бы, что­бы общество функционирова­ло. Но предполагать, что оно и в самом деле так функ­ционирует, - значит остав­лять без внимания действи­тельные трудности».

Джон Мейнард Кейнс

Важнейшим методом исследования экономической тео­рии, как отмечалось ранее, является метод равновесного анализа. В гл. 5-7, гл.15 этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спро­са и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках - то­варов, труда, капитала.

В масштабе же всей экономики на первый план выступает равнове­сие между доходами и расходами общества. Графически отмеченное равновесие было представлено схемой кругооборота доходов и расхо-


лов в гл. 16. Таким образом, в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным предложением (созданным ВВП или национальным доходом)1 и совокупным спросом (использован­ным ВВП или национальным доходом). При этом важнейшим вопросом будет выяснение следующего обстоятельства: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Классическая, а также неоклассическая теория, с одной сто­роны, и кейнсианская, с другой, по-разному отвечают на этот вопрос.

Порядок изложения в настоящей главе таков: вначале в самом об­щем виде будет рассмотрена классическая модель, затем - кейнсианс­кая. Сравнительный анализ взглядов классиков и Дж. М. Кейнса будет проводиться как в данной главе, так и в темах, посвященных анализу кредитно-денежной, налогово-бюджетной политики (гл. 20 и 22), а также при характеристике основных макроэкономических моделей регулирова­ния (гл. 26).

В нашем анализе кейнсианской теории будут, главным образом, использоваться графические построения П. Самуэльсона, так как именно этим экономистом одним из первых дана графическая ин­терпретация многих положений, сформулированных Дж. М. Кейнсом. В книге же самого Кейнса «Общая теория занятости, процента и де­нег» графический анализ практически не используется. И, наконец, последнее замечание, прежде чем мы обратимся к совокупным вели­чинам. И теория Дж. М. Кейнса, и современная неоклассическая шко­ла подчеркивают огромное значение психологических факторов, и при построении своих моделей допускают использование тех или иных поведенческих предпосылок. Сами термины теории макроэкономи­ческого равновесия пронизаны психологической окраской: «склон­ность», «предпочтение», «ожидания», «стремление» и т. п. - вот далеко не полный перечень терминов, прочно связанных с уже известными нам категориями потребления, сбережения, ликвидности и др. Это -отражение той объективной реальности, в которой действуют живые люди с присущими им мотивациями, стимулами и наклонностями.

Особо важную роль играют ожидания

' в дальнейшем для упроще ния анализа мы будем абстраги роваться от различия между ВВП национальным доходом, пре небрегая амортизацией и Кос венными налогами. Термины«доход», ВВП, «выпуск» будут рассматриваться как синонимы --
экономических агентов. Современная

макроэкономическая теория рассматри-

вает ожидания в связи с такими

проблемами, как налогово-бюд-

жетная политика, кредитно-

денежная политика государтства

ова, функционирование оынка ценных

бумаг, инфляция и антиинфляционная

политика государства и др..


Глава 18


Макроэкономическое равновесие: базовые модели


 


§ 1. Классическая теория

макроэкономического равновесия

Воззрения представителей классической и неокласси­ческой школы на проблему макроэкономического равновесия традици­онно рассматриваются в учебной экономической литературе для лучше­го понимания различий в их концепциях и концепции основоположника макроэкономического анализа Дж. М. Кейнса.

Формально никто из представителей классиков и неоклассиков (Д. Рикардо, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др.) не опериро­вал макроэкономическими категориями. Для этих экономистов был харак­терен микроэкономический анализ, однако в их взглядах и подходах впол­не определенно прослеживаются ясные и четкие представления о функци­онировании рыночной системы совершенной конкуренции в целом.

Каковы же эти взгляды? Сразу следует оговориться, что представи­тели классического направления рассматривали модель общеэкономи­ческого равновесия только в краткосрочном периоде для условий со­вершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя, или закон Сэя, французского экономиста. Сущность закона рынков сводится к следующему утверждению: предложение товаров с оздает с вой с об ст венный с про с, или, другими словами, произведен­ный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный цен­ности всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца до­хода является не получение денег как таковых, а приобретение различ­ных материальных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упроща­ющую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только соб­ственные денежные средства экономических агентов.

У внимательного читателя сразу может возникнуть законное сомне­ние: на чем основано утверждение, что весь доход обязательно будет потрачен? Вполне разумно предположить, что какая-то часть получен­ного дохода не будет израсходована его владельцем и приобретет фор­му сбережений, что, в свою очередь, вызовет соответствующее со­кращение в объеме совокупного спроса, росте нереализованной продук­ции и, в конечном счете, приведет к сокращению занятости. Такое пред­положение сразу же ставит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из кругооборота «доходы — расходы» неминуе­мо приведет к недопотреблению, а, следовательно, к нарушению суще­ствующего равновесия между совокупным предложением и создавае­мым им совокупным спросом.

Понимая справедливость высказанного выше предположения, пред-


ставители классического направления пошли дальше и разработали до­статочно стройную теорию общеэкономического равновесия, объясняю­щую автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием за­кона Сэя. Исходным моментом этой теории является анализ таких кате­горий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков явля­ются гибкими величинами (это очень важное допущение!), обеспечива­ют равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Став­ка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существова­ние вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обес­печивают «расчищение» рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) также оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке то­варов и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (но­минальный ВВП, номинальная заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах нацио­нальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненуж­ным. А раз так, то может показаться, что невозможно рассматривать классическую теорию как аналитическую базу макроэкономической по­литики правительства, если главным в этой политике провозглашается принцип «laissez -faire», т. е. принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Однако такой вывод был бы поспешным. Ведь указанный принцип - это тоже вид макроэкономической политики, и ре­комендации современных неоклассиков базируются на выводах класси­ческой школы.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и беспрецедентно длительным состоя­нием макроэкономического неравновесия, известным под названием Ве­ликой депрессии. Классическая теория в том виде, как она сформиро­валась 100 с лишним лет тому назад, к началу 1930-х гг. оказалась во многих аспектах не способна дать адекватное объяснение происходя­щим кризисным процессам. Дать такое объяснение и стремился Дж. М. Кейнс в своем знаменитом труде «Общая теория занятости, про­цента и денег» (1936 г.).

Прежде чем обратиться к кейнсианской модели общего экономичес­кого равновесия, необходимо остановиться на понятиях и графической 1нтерпретации категорий совокупного спроса и совокупного предложе­ния, общепринятых в современной экономической науке.


 




Глава 18

§ 2. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»

Совок у пный с про с - это суммарное количество това­ров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, го­сударство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются:

1. Потребительские расходы (С)

2. Инвестиционные расходы (/)

3. Государственные расходы (G)

4. Чистый экспорт (NX)

Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см. рис. 18.1).

На оси абсцисс указываются значения реального объема производ­ства (реального ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой У. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в мил­лиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точ­ка на кривой AD соответствует выпуску продукции У, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП, легко по­нять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину но­минального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП х дефлятор.

Итак, кр и вая AD иллю ст р и р у е т и з м енен и е сумм арного ( с овок у п­ного) у ровня в с ех ра с ходов до м ашн и х хозяй ст в, би зне с а, го су­ дар ст ва и загра ни цы в зависимости о т и з м ене ни я у ров н я цен. Ха­рактер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше

 


. к0ОЭКОномическое равновесие: базовые модели

соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет

больше..

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки, 2) эффектом реального богатства и 3) эффектом импортных закупок.

Эффек т процен т ной ст авк и объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении не­изменного объема денежной массы происходит повышение ставки про­цента. Нам известно, что, чем выше ставка процента, тем ниже инвести­ционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение про­центной ставки - ведь многие товары длительного пользования приобре­таются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приво­дит к уменьшению потребительских расходов. Поскольку сокращаются такие важнейшие компоненты совокупного спроса, как / и С, постольку более высокому уровню цен будет соответствовать и меньший объем У, на который предъявляется спрос.

Во втором случае (эффек т б ога тст ва) речь пойдет о влиянии изме­нения уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда ис­пользуется термин «реальные денежные запасы») населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различ­ных финансовых активов: не только денег, но и облигаций, срочных сче­тов и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2 раза. То же самое можно сказать и о деньгах, которые лежат в вашем бумажнике. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном на­клоне кривой AD.

Эффек т им пор т ных зак у пок означает, что при повышении уровня Цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся от­носительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет при­обретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностран­цы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удоро­жания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент NX сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Модель совокупного спроса предполагает и исследование факторов, приводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неце­новых фак т орах с овок у пного с про с а, т. е. экзогенных факторах, вы­зывающих смещение кривой AD. Перечислим важнейшие из них: увели-

S 385


Глава ig


макроэкономическое равновесие: базовые модели


 


 

AD,

AD

РА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.