Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания




Вопросы для самопроверки и размышления

1. Что такое средство воспитания? Как оно связано с други­
ми компонентами воспитания?

2. Какие средства, на ваш взгляд, наиболее продуктивны в
современном воспитании?

3. Каковы жизненные «точки опоры» как основа жизненной
позиции личности?

4. Жизненные «точки опоры» педагога и воспитанника, их

взаимодействие.

5. Компьютеризация, Интернет как средства воспитания: до­
стижения и проблемы.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 511,

545-554.

Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.

Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000.

Маленкова Л.И. Я — человек. Школьному педагогу — о вос­питании старшеклассников. М., 2002.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. Гл. 19. Ч. 1.

Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Ч. 3. Тема 5.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, ил­люстрациях. М'., 1999.

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.,1998.

Гл.8.

Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Г.И. Рах и др. М., 1993.

Усов Ю.Н. Медиаобразование в России. М., 1995.

Щуркова Н.Е. Источники воспитания // Кн. Новое воспита­ние. М., 2000.


 

Глава V. Основы методики воспитания

Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко, Если ты смотришь на меня и улыбаешься мне, Если слушаешь, что я иногда говорю, Перед тем, как говоришь сам, Я вырастаю, действительно, вырастаю.

Девятилетний мальчик

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

Методические приемы — это конкрет­ное проявление определенного мето­да воспитания. Они определяют сво­еобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и вза-имозаменять друг друга. Эффективность использования тех иди иных приемов зависит от индивидуально-психологи­ческих особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. На­пример, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, аванси­рования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить па­литру используемых методов воспитания.

Раскрывая смысл понятия «метод воспитания», мы охарактеризовали и другое понятие, имеющее прямое от­ношение к педагогической технике, - - «метод воздей­ствия» как деталь метода воспитания. Метод воздействия нацелен на получение немедленного, сиюминутного ре­зультата: ошибся — исправь ошибку, обидел товарища -извинись, нарушил что-то — поправь... Богатство мето­дов воздействия (а следовательно, эффективность и нео­рдинарность методов воспитания) зависит от богатства палитры методических приемов воспитания.

Рассмотрим подробнее понятие «воспитательное воз­действие», обратившись к педагогическому наследию И.П. Иванова*, уделившему пристальное внимание это­му педагогическому феномену.

* Иванов ИМ. Воспитывающая деятельность и воспитательное воздей­ствие // Народное образование. 1998. № 9—10. С. 110—Н2.


5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия 341

Позитивное педагогическое воздействие на ребенка может осуществляться стихийно в широкой социальной среде: в семье, в школе, детском лагере, через средства массовых коммуникаций, произведения культуры... Жиз­ненно-практическое воздействие направляет деятельность детей на решение практических задач в сфере быта, от­дыха, учебы, самовоспитания. Воспитательное воздействие предполагает направление разных видов деятельности на решение воспитательных задач.

И.П. Иванов создал классификацию воспитательных воздействий, которая поможет педагогу-практику пра­вильно отобрать необходимые и целенаправленно их ин­струментовать. По типам воспитательные воздействия мо­гут быть открытые (воспитательные задачи ставятся как главные, а жизненно-практические — как производные, вспомогательные) и скрытые {решение воспитательных задач является следствием от решения задач жизненно-практических). Пример скрытых воздействий: перед Днем Победы посадили Аллею боевой славы — решали задачу патриотического и трудового воспитания, сплочения дет­ского коллектива.

По способам воспитательные воздействия могут быть информационные (в сознание детей вносится новая инфор­мация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то) и организационные (непосред­ственная организация разнообразных видов деятельнос­ти детей).

В практике воспитания используются два пути воспи­тательного воздействия: прямой (в личном общении «вос­питатель о «воспитанник») и косвенный, или опосредо­ванный (через других людей, через обстоятельства, че­рез специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства и литературы...).

По характеру И.П. Иванов выделяет воздействия то­варищеские (направленные на общую творческую заботу) и передаточно-потребительские (направленность воздей­ствия лишь на потребление готового передаваемого опы­та, на послушание и исполнительность воспитанника).

Однако воздействие, неправильно инструментованное или выраженное в грубой, бестактной форме, превраща­ется поначалу в своеобразный тормоз развития положи-



Глава V. Основы методики воспитания


5.4 Приемы и педагогическая техника воздействия


343


 


тельных взглядов, поступков, оценок, а потом и в об­щую тенденцию «сопротивления воспитанию». В качестве примера приведем зарисовку, сделанную В. Леви*, наблю­давшим за группой детсадовских детей: «Строиться пара­ми!, — командует молоденькая воспитательница. — Сей­час уйдете из леса! Морозов, тебе что, особое приглаше­ние? Где твоя пара? Еще одно замечание, и все уйдете из леса! Морозова заталкивают в строй. Еще окрик, нео­хотное равнение, все стихает. И куда-то ведут их мимо припудренных зеленью берез, мимо вспышек первых оду­ванчиков... Ловлю лица: у девочек сердито-серьезные, знают -- кто-то виноват. У мальчишек туповато-угрю­мые...»

Так средство развития (воздействие природы, теплых человеческих отношений...) подменяется «средством тор-' можения». А разве школа не изобилует примерами подав­ления, подминания, нивелирования детской воли, радо­сти, движения, жизни, превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора, подавления?

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ ТИПОЛОГИЯ

Главным условием успешности вос­питания являются воспитательные от­ношения (между воспитателями и вос­питанниками, между самими воспи­тателями, между самими воспитанниками...

И.П. Иванов теоретически и методически обосновал возникшие в истории воспитания типы объективных вос­питательных отношений.

Авторитарные отношения (прямое выражение педаго­гической власти, педагогического диктаторства) -- это такие отношения, в которых воспитатели открыто пере­дают воспитанникам готовый общественно необходимый опыт (политический, трудовой, нравственный, эстетичес­кий) и организуют для усвоения этого опыта пассивно-подражательную или исполнительную деятельность вос­питанников. Увы, нередко, некоторые родители и педаго­ги используют этот тип отношений как основной.

Отношения «свободного воспитания» возникают как антипод авторитаризма: воспитатели тоже передают го-


товый опыт, но не организуют их деятельность. Воспи­танники могут усваивать этот опыт, а могут и нет; они сами организуют свою деятельность, в которой накапли­вают собственный опыт. Таким образом воспитатели вы­ступают в роли помощников, а воспитанники действуют как свободные и самостоятельные. В этих условиях дея­тельность воспитанника неизбежно принимает эгоисти­ческий, потребительский характер, ибо без участия стар­ших он не может сам заботиться об улучшении окружаю-

щей жизни.

Отношения «чрезмерной опеки» — отношения, в ко­торых воспитатели передают готовый опыт и организуют активную и даже творческую деятельность, а воспитан­ники овладевают этим опытом. А.С. Макаренко называл это такими видами ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, «любви». Такие отношения, весь­ма распространенные в практике воспитания, не позво­ляют воспитать творчески мыслящих и самостоятельно действующих людей.

Отношения «разумной опеки» -- отношения, в кото­рых воспитатели открыто передают готовый опыт воспи­танникам, организуя их активную творческую деятель­ность. При этом воспитатели выступают в качестве на­ставников, мастеров. Эти отношения характеризуются сотрудничеством детей и взрослых во всех сферах жизни. Отсюда вытекает закономерность: «чем успешнее стро­ятся и укрепляются отношения общей заботы воспитате­лей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, творчес­кая забота об окружающих людях и себе» (И. П. Иванов).

ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В методике воспитания описано мно­жество приемов воспитательного воз­действия на учащихся*. Назовем здесь наиболее употребимые в школьной

практике воспитания.

Авансированное доверие — подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возмож­ности, надеждой на будущие успехи.


 


Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1992. С. 30.


* См. работы Э.Ш. Натанзон, Н.П. Аникеевой, Н.Е. Щурковой.


 

Глава V. Основы методики воспитания

Великодушное прощение — совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недо­статочности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс — нахождение общих решений с исполь­зованием взаимных уступок и выражения уважения лич­ности другого.

Опора на положительное в человеке как сосредоточе­ние воспитателя на позитивном в воспитаннике и в ок­ружающем мире.

Оставление наедине с собой — не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику са­мому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное — действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это мо­жет быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное воз­награждение...

Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием досто­инств и достижений, позволяет сформировать позитив­ную самооценку и стимулировать дальнейшую позитив­ную деятельность воспитанника.

«Я»-сообщение — прием педагогической оценки, при­меняемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его от­ношение и действия. Это высказывание типа: «Я так пе­реживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не нахо­дила себе места» и т.п.*.

«Ты»-сообщение —. прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предполо­жении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя ско­рее всего...»**.

Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого кон-

* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60. ** Там же. С. 57.


5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия___________ 345

такта можно выразить личное: в начале встречи с клас­сом — «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем ра­ботать!»; в случае затруднений — «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удив­ление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви... Да

что угодно!

Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспомина­ний о Ф.Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все си­дят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы при­нести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слуша­ют—и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» — как бы между прочим замечает Раневская.

ПСИХОТЕРАПИЯ В МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В методике воспитания успешно ис­пользуются методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбад­ривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия...

Особо следует выделить рефлексию, которая в воспи­тательном процессе используется двояко: и для стимули­рования самовоспитания воспитанников, и с целью са­моусовершенствования педагога. Рефлексия понимается как «состояние внутренних сомнений, обсуждение с са­мим собой возникающих в жизни вопросов, трудностей, поиск вариантов ответа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требуют жизненные (педагогичес­кие. — Л.М.) обстоятельства»*. Рефлексия может быть ус­тной и письменной, индивидуальной и коллективной.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Особое место в конструировании и реализации приемов воспитания при­надлежит педагогической технике как «элементу педагогической техноло­гии, состоящему из системы умений,

* Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 437—462.



Глава V. Основы методики воспитания


5.5. Современные технологии воспитания



 


обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздей­ствия»*. Н.Е. Щуркова выделяет четыре группы умений пе­дагогической техники:

1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация,
темпоритм, словарный запас, выразительность, пра­
вильность речи, эмоциональная окрашенность и т.д.

2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция,
движение педагога по классу...

3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание,
наблюдательность, воображение, понимание, про­
фессионально-педагогическое мышление, этическая
(эстетическая, правовая и т.д.) выразительность.

4. Управление эмоциональным состоянием: снятие па­
нического напряжения, саморегуляция, релаксация
и аутотренинг, рефлексия, создание состояния ка­
тарсиса, творческого самочувствия и т.д., умение
выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чув­
ства...

Умения педагогической техники - - предмет заботы каждого педагога-воспитателя. Они успешно развиваются в личном и коллективном тренинге**, в повседневной пе­дагогической практике при осмысленном к ним отноше­нии педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.