КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные технологии воспитания
Вопросы для самопроверки и размышления 1. В чем смысл и назначение воспитательного воздействия? 2. Как перечисленные приемы воспитательного воздействия 3. Педагогическая техника и педагогическое мастерство: как 4. Как использовать тренинг по педагогической технике с це * Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60. ** Конкретные упражнения для тренингов по развитию умения педагогической техники в кн.: Педагогическая техника: программа для педвузов / Сост. Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова. М., 1984. Рекомендуемая литература Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М,, 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М, 1997. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001. Натанзон Э.Ш, Педагогические приемы воздействия на учащихся. М., 1972. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1987. Таранов П.С. Секреты поведения людей. 300 законов. Симферополь, 1997. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинс- кого. М., 1987. Целительная сила любой технологии в ее одухотворенности. А. Апраушев Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой. Б. Пастернак
В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их развести. Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в со- Глава V. Основы методики воспитания 5.5. Современные технологи^ воспитания
ответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методике воспитания культуры речи у ребенка и культуре поведения, но о технологии речевого тренинга или общения в повседневном поведении.
Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...». Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога»*. В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).
Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. «Любая деятельность, — считает В.П. Беспаль-ко, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»**. Самое прямое отношение это имеет к: теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство. * Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 56-57. ** Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989- С. 5. Сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания: О Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае. О Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя. О Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности. О Воспитание — процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив. О Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) -- живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию». О Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном. О Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. О Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация»... О Теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо любовь к детям — важнейшее качество педагога, определяющее успешность воспитания. Нередко действия педагога основаны на интуиции.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |