Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные технологии воспитания




Вопросы для самопроверки и размышления

1. В чем смысл и назначение воспитательного воздействия?
Как может помочь педагогу-практику знание классифика­
ции воспитательных воздействий, сделанной,И-П. Ивано­
вым?

2. Как перечисленные приемы воспитательного воздействия
могут стимулировать развитие позитивных качеств личнос­
ти воспитанника и устранение негативных?

3. Педагогическая техника и педагогическое мастерство: как
они взаимосвязаны?

4. Как использовать тренинг по педагогической технике с це­
лью самоусовершенствования педагога?

* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60.

** Конкретные упражнения для тренингов по развитию умения педа­гогической техники в кн.: Педагогическая техника: программа для педву­зов / Сост. Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова. М., 1984.


Рекомендуемая литература

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М,, 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педаго­гического воздействия. М., 1967.

Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.

М., 1997.

Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М, 1997.

Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

Натанзон Э.Ш, Педагогические приемы воздействия на уча­щихся. М., 1972.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна.

М., 1987.

Таранов П.С. Секреты поведения людей. 300 законов. Сим­ферополь, 1997.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинс-

кого. М., 1987.

Целительная сила любой техно­логии в ее одухотворенности.

А. Апраушев

Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то зна­чить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой.

Б. Пастернак

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) проис­ходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспита­ния». Для четкости употребления этих понятий необхо­димо их развести.

Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по дости­жению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в со-



Глава V. Основы методики воспитания


5.5. Современные технологи^ воспитания



 


ответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и прин­ципами действия воспитателя. Например, говорят о ме­тодике воспитания культуры речи у ребенка и культуре поведения, но о технологии речевого тренинга или об­щения в повседневном поведении.

ПОНЯТИЕ педагогической технологии

Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспита­тельные) современными учеными по­нимается «компонент педагогическо­го мастерства, представляющий собой научно обоснован­ный профессиональный выбор операционного воздей­ствия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к это­му миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...».

Второй смысл понятия обозначает «научно-педагоги­ческую дисциплину, которая изучает, исследует, описы­вает педагогическую технологию как элемент професси­онализма педагога»*.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда осво­ены лишь ключевые операции основных слагаемых педа­гогических технологий) и профессиональный (когда пе­дагог свободно владеет палитрой педагогических техно­логий).

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ

Педагогические технологии воспита­ния имеют свою специфику. «Любая деятельность, — считает В.П. Беспаль-ко, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, тех­нология — на науке. С искусства все начинается, техно­логией заканчивается, чтобы затем все началось снача­ла»**. Самое прямое отношение это имеет к: теории вос­питания, ибо воспитание — и наука, и искусство.

* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 56-57.

** Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989- С. 5.


Сложности в создании и реализации технологий вос­питания объясняются целым рядом особенностей воспи­тания:

О Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае. О Воспитание носит целостный характер, его трудно рас­членить на составляющие, а значит, трудно создать не­кий алгоритм действия воспитателя. О Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия

педагога, и субъект многообразной деятельности. О Воспитание — процесс многофакторный: многие фак­торы, в том числе и стихийные, вносят свой коррек­тив.

О Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, вос­питанник, процесс) -- живые люди, они определен­ным образом ассимилируют все происходящее, их дей­ствия труднопредсказуемы; возможно появление «со­противления воспитанию».

О Воспитание тесно связано с жизнью: логика и пози­ция субъектов воспитания могут быть противоречивы­ми в зависимости от личностной и педагогической по­зиции; противоречия могут происходить и от понима­ния воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном.

О Различия в концепциях воспитания у разных педаго­гов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. О Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абст­рактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация»...

О Теория и методика воспитания не могут быть неэмо­циональными, ибо любовь к детям — важнейшее ка­чество педагога, определяющее успешность воспита­ния. Нередко действия педагога основаны на интуиции.

СИСТЕМА ВЫБОРОВ КАК ОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.