КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О Системавоспитания в Павлышской школе В.А. Сухо-млинского
В основеосвоения технологий воспитания лежит система выборов педагогом, ведущая к определенной педагогической позиции, т.е. к исповедыва-нию определенной концепции воспитанияи соответствующей ей методике ее реализации в Глава V. Основы методики воспитания 5.5. Современные технологии воспитания
собственном педагогическом опыте, дальнейшем его совершенствовании и передаче коллегам. Итак, выборы, которые делает воспитатель: О Необходимость определиться в отношении к основной парадигме воспитания. О Четкая формулировка для себя понятия и сущности воспитания (из множества современных определений). О Четкая формулировка цели и стратегических задач воспитания. О Определенность в подборе тактических задач, четкость планирования. О Подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания. О Подбор содержания воспитания. О Выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи. О Выбор стиля и тона отношений с воспитанниками. О Определение отношений к педагогическим аксиомам типа «детей надо любить», «не унижать достоинства ребенка», «во всем должна быть мера», «детей баловать нельзя» и т.д.
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология»*. Видимо, это относится и к воспитательным технологиям. 3. Общепедагогическая технология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении...; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса. 2. Частнометодическая (предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо на-. правления воспитания, класса, учителя, авторской школы... Локальная (модульная) педагогическая технология -как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их: О переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности; О гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой; О возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.; О возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания; О коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.
Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ*.. I - - общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).
* Селевко Г,К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 15-16. * Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998. Глава V. Основы методики воспитания О Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшш имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания — самовоспитание. О Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др. О Школа как воспитательная система В.А. Караковсого. О Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека — высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера... О Воспитательная система Международного детского центра «Артек». II — частнометодические воспитательные технологии. О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова). О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
5.5. Современные технологии воспитания О Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова. О Технология педагогической поддержки О.С. Газмана. О Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1—9-й классы). О Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение»*. О Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селев-ко)**. О Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание». III — локальные (модульные) воспитательные технологии***. В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие. Разрабатываются даже специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |