КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика и техника планирования воспитательной работы
Вопросы для самопроверки и размышления 1. Изучение воспитанников: трудности и проблемы в совре 2. Научно-педагогические методики исследования и «пакет 3. Какие условия и методические правила должен соблюдать 4. Можно ли и как измерить уровень воспитанности детей,? А 5. Что такое «педагогический мониторинг»? Как его исполь Рекомендуемая литература Голубев И.К., Битинас Б.Л. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175—179. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. Маленкова Л.И. Человековедение. Из методических материалов разд. 8 и 9. М., 2000. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Коче-това, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987. Практическая диагностика результате воспитания: опыт отбора педагогических методик. М., 1996. Психологическая мозаика. Наблюдения, эксперименты, тесты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990. Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 4. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000. Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. С. 258-281,334-335. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Капяунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
374 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001. В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана. Д. И. Менделеев
Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» - - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного педагога-практика. Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте -- плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов: О целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); О конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); О оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
6.3. Планирование воспитательной работы О диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие); О индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации); О научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов); О непрерывность, преемственность и последовательность; О разнообразие содержания, форм и методов; О оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; О единство педагогического руководства и активности воспитанников; О реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; О связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее; О гибкость плана.
Планирование позволяет классному руководителю: О четко осознать цель, стратегичес- кие и тактические задачи воспитания; О предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия; О целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы; О проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося; О и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования — общечеловеческого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей; О отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко
376 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации; О традиционное ожидание указаний, рекомендаций, пред* писаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя; О примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); О неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию; О неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).
Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя? Во-первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач: 1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
6.3. Планирование воспитательной работы 2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка 3. Приобщение учащихся к культуре. 4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональ 5. Создание и развитие ученического коллектива, орга 6. Воспитание культуры общения, создание опыта куль Могут быть и другие задачи. В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования... В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива. В-пятых, привлечение учащихся к планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения. В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)*и др. В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат. * Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3. 378 _ Глава VI. Организация воспитательного процесса пшколе В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д. Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
В современной школе используются, как правило, такие виды планов: 1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъеди-нения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.) 2. Перспективный, календарный и перспективно-кален 3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неде 4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и 5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, 6. План работы по развитию индивидуальности учащихся О анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени; О цель, стратегические и тактические задачи на будущее; О научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива; О инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
6.3. Планирование воспитательной работы О общешкольные дела (коллективная творческая деятельность); О работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей; О работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.; О совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.; О работу по традиционным и инновационным направлениям; О вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.; О деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов; О перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
Структура перспективного плана классного руководителя может быть примерно такой. 1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...). 2. Цель и задачи (стратегические). 3. Краткая характеристика класса (количественный состав 4. Организация жизнедеятельности детей: а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешколь- 380 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе ными детскими учреждениями, работа с семьями уча*-щихся, создание воспитывающей предметной среды); б) организация коллективной творческой деятельнос в) дифференцированная работа с группами учащих г) стимулирование здорового образа жизни педагога и д) выполнение обязательных функциональных обязан 5. Методическая работа воспитателя с классом, группой: а) изучение учащихся, классного коллектива и учеб б) работа с малым педагогическим коллективом; в) научно-методическая работа классного руководите 6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в
В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведем некоторые примеры. Если классный руководитель строит свою воспитатель-'ную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я». Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В школе-гимназии № 1504 г.Москвы (директор Н.А. Ша-рай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые 6.3. Планирование воспитательной работы дела; необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений дополнительного образования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информации.
В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов. Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички: >• Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи; >• Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.); >• Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид (см. с. 382). Методические основы работы с конспективно-календарным планом: >• На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз). >• Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя. >~ В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальней-
6.3. Планирование воспитательной работы шем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ. Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отпис-ка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым. Вопросы для самопроверки и размышления 1. В чем заключается проектировочная (прогностическая) фун 2. Какие теоретические основы (идеи, концепции) необхо 3. Что предшествует планированию воспитательной работы? 4. Виды планов воспитательной работы, их обоснованность и Рекомендуемая литература Байбародова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. V. Караковский В.А, Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. Корортов В.М. Педагогическое проектирование // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. Маленкова Л.И. Зачем классному руководителю план воспитательной работы // Народное образование. 1998. № 9—10. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 5. Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л Л. Байкова и др. Рязань, 1998. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998. Раздел «Проектировочная деятельность». Шили на З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997. Щуркова Н.Е. Программа и план // Кн. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |