Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика и техника планирования воспитательной работы




Вопросы для самопроверки и размышления

1. Изучение воспитанников: трудности и проблемы в совре­
менных условиях.

2. Научно-педагогические методики исследования и «пакет
школьных методик» воспитателя-практика: в чем сходство
и в чем различие?

3. Какие условия и методические правила должен соблюдать
воспитатель, изучая детей, чтобы они не чувствовали себя
«подопытными кроликами»?

4. Можно ли и как измерить уровень воспитанности детей,? А
взрослых? Как его показатели использовать в воспитатель­
ном процессе?

5. Что такое «педагогический мониторинг»? Как его исполь­
зовать для повышения качества воспитания?

Рекомендуемая литература

Голубев И.К., Битинас Б.Л. Введение в диагностику воспи­тания. М., 1989.

Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет // Кн. Вве­дение в педагогику. М., 1999. С. 175—179.

Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.

Маленкова Л.И. Человековедение. Из методических матери­алов разд. 8 и 9. М., 2000.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Коче-това, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987.

Практическая диагностика результате воспитания: опыт от­бора педагогических методик. М., 1996.

Психологическая мозаика. Наблюдения, эксперименты, те­сты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996.

Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орло­ва. Киев, 1996.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащих­ся. М., 1990.

Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 4.

Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогичес­кую деятельность. М., 2000.

Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. С. 258-281,334-335.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Капяунович И.Я. Изучение лич­ности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.


 


374 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.

В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана.

Д. И. Менделеев

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ

Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе че­ловеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспек­тив завтрашней радости» - - «близ­кой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не ста­ли потребностью современного педагога-практика.

Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировоч­ная деятельность, которая предполагает определение це­ли, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте -- плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, пос­ледовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таким образом, планирование воспи­тательной работы это педагогическое моделирование деятельности воспитате­ля, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов: О целеустремленность, систематичность (воспитательный

процесс как система);

О конкретность (конкретные дела, направленные на ре­ализацию цели);

О оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);


 

 

6.3. Планирование воспитательной работы

О диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);

О индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);

О научность (в основе научное понимание процесса вос­питания, всех его компонентов);

О непрерывность, преемственность и последовательность;

О разнообразие содержания, форм и методов;

О оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

О единство педагогического руководства и активности воспитанников;

О реальность, учет возрастных и индивидуальных особен­ностей, учащихся, уровня их подготовленности и ус­ловий жизни;

О связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;

О гибкость плана.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЛАН

Планирование позволяет классному

руководителю:

О четко осознать цель, стратегичес-

кие и тактические задачи воспитания;

О предварительно изучить классный коллектив, отдель­ных учащихся, состояние учебно-воспитательного про­цесса в классе, окружающие условия;

О целенаправленно отобрать содержание и средства, орга­низационные формы воспитательной работы;

О проектировать результаты своей деятельности, плани­руя и корректируя поступательное движение в разви­тии коллектива и личности каждого учащегося;

О и, что немаловажно, видеть перспективы своего соб­ственного самосовершенствования — общечеловечес­кого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения

и учащихся, и педагогов.

ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ

Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускае­мые в практике классных руководи­телей;

О отсутствие четко определенной цели, конкретных стра­тегических задач воспитания, основанных на глубоко


 


376 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

научном знании детей и сложившейся психолого-пе­дагогической ситуации;

О традиционное ожидание указаний, рекомендаций, пред* писаний, конкретных разработок «мероприятий» свы­ше и, как следствие, безынициативность классного ру­ководителя;

О примитивизм планирования (план-отписка, содержа­щий какой-то, часто случайный, перечень дел);

О неумение (а порой невидение необходимости) привле­чения детей к планированию;

О неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как де­тей, так и педагога (типа: «провести диспут», «рабо­тать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).

КАК СОЗДАЕТСЯ ПЛАН ВОСПИТА­ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?

Во-первых, ознакомление с госу­дарственными документами, определяющими задачи шко­лы и воспитания на современном этапе; изучение инст­руктивно-методических материалов министерства образо­вания и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической ли­тературы по актуальным проблемам воспитания и по ме­тодике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачи на основе воз­раста детей, уровня развития классного коллектива, ус­ловий воспитания (возможностей города или села, кон­кретного региона, специфики школы, возможностей пе­дагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в услови­ях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Сти­мулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегичес­ких задач:

1. Организация внеурочной интеллектуально-познаватель­ной деятельности учащихся.


 

 

6.3. Планирование воспитательной работы

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка
собственной программы оздоровления.

3. Приобщение учащихся к культуре.

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональ­
ной ориентации и самоопределении, в процессе са­
моподготовки к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, орга­
низация и стимулирование деятельности классного со-
управления и самоуправления.

6. Воспитание культуры общения, создание опыта куль­
турного проведения досуга в свободно выбранных ви­
дах деятельности и общения.

Могут быть и другие задачи.

В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объе­динений; изучение опыта лучших классных руководите­лей; обсуждение перспективных дел с педагогами, рабо­тающими с классом, с родителями, работниками учреж­дений дополнительного образования...

В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного кол­лектива.

В-пятых, привлечение учащихся к планированию. В са­мых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руко­водителем; рассказ о наиболее интересных делах, кото­рые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения.

В практике школ накоплен интересный опыт исполь­зования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения пла­на. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Ка­закина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)*и др.

В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.

* Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3.


378 _ Глава VI. Организация воспитательного процесса пшколе

В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.

Могут быть добавлены еще дела, обусловленные про­филем школы и класса. Из всего этого и составляется пе­речень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.

ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В современной школе используются, как правило, такие виды планов:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клу­ба, детской общественной организации, методобъеди-нения классных руководителей и учителей-предметни­ков, групп продленного дня и т.д.)

2. Перспективный, календарный и перспективно-кален­
дарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неде­
лю.

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и
взрослых по какому-либо направлению, специальной
программе, по реализации определенных задач и ре­
шению актуальных проблем школы.

5. План воспитательного мероприятия (общешкольного,
классного, группового).

6. План работы по развитию индивидуальности учащихся
(А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»).
Общешкольный план воспитательной работы, как пра­
вило, включает в себя:

О анализ результатов воспитательной работы за преды­дущий период времени;

О цель, стратегические и тактические задачи на будущее;

О научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;

О инструктивную и научно-методическую работу с пе­дагогами;


 

 

6.3. Планирование воспитательной работы

О общешкольные дела (коллективная творческая деятель­ность);

О работу с научными кадрами, постоянными и времен­ными творческим группами педагогов и детей;

О работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами учени­ческого самоуправления и т.п.;

О совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми орга­нами, общественными организациями и т.д.;

О работу по традиционным и инновационным направ­лениям;

О вопросы, выносимые на педагогические советы, со­вещания при директоре, административные и педаго­гические консилиумы, родительские и ученические со­брания и т.п.;

О деятельность в рамках принятых воспитательных про­грамм и проектов;

О перечень возможных дел в классных коллективах, твор­ческих объединениях, клубах, объединениях дополни­тельного образования (рекомендуемая система класс­ных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, ре­пертуар театральных постановок и т.д.).

ПЛАНКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ

Структура перспективного плана класс­ного руководителя может быть при­мерно такой.

1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).

2. Цель и задачи (стратегические).

3. Краткая характеристика класса (количественный состав
и качественная характеристика состава учащихся и ро­
дителей; уровень развития коллектива; актив и его ра­
ботоспособность; лидеры: краткая характеристика; не­
формальные группы и их особенности; традиции, кол­
лективные привычки; учащиеся, требующие особого
внимания, и т.д.).

4. Организация жизнедеятельности детей:

а) работа по созданию и развитию воспитывающей сре­ды (ученического коллектива, работа с малым педа­гогическим коллективом, взаимодействие с внешколь-


 

380 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ными детскими учреждениями, работа с семьями уча*-щихся, создание воспитывающей предметной среды);

б) организация коллективной творческой деятельнос­
ти детей;

в) дифференцированная работа с группами учащих­
ся; реализация личностно-ориентированного подхода
к воспитанию;

г) стимулирование здорового образа жизни педагога и
воспитанников как основа воспитания;

д) выполнение обязательных функциональных обязан­
ностей воспитателя, классного руководителя (ведение
личных дел учащихся, классного журнала, ученичес­
ких дневников, написание характеристик, справок и
т.д.).

5. Методическая работа воспитателя с классом, группой:

а) изучение учащихся, классного коллектива и учеб­
но-воспитательного процесса;

б) работа с малым педагогическим коллективом;

в) научно-методическая работа классного руководите­
ля, воспитателя.

6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в
практику дальнейшей воспитательной работы.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В современной школе возможны и име­ют место разные системы планиро­вания воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и струк­тура плана. Приведем некоторые примеры.

Если классный руководитель строит свою воспитатель-'ную работу на основе системно-ролевого подхода, то в пла­не могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».

Для наиболее целенаправленной работы по поддерж­ке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разра­батывать целевые программы: «Учение», «Общение», «До­суг», «Образ жизни», «Здоровье».

В школе-гимназии № 1504 г.Москвы (директор Н.А. Ша-рай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые


6.3. Планирование воспитательной работы

дела; необходимая деятельность в компонентах воспита­тельной системы: уроки, классные дела, дела объедине­ний дополнительного образования, семьи учащихся, ос­военная среда микрорайона, города; средства массовых информации.

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-СЕТКА

В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспектив­но-календарного планирования, в ко­торой могут быть реализованы дос­тоинства и перспективного, и календарного планов.

Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитатель­ной работы», в котором есть специальные странички: >• Цель воспитательной работы с классом на год, стра­тегические и тактические задачи;

>• Результаты изучения классного коллектива и отдель­ных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различ­ные опросники, ролевые игры, фиксация участия де­тей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);

>• Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет та­кой вид (см. с. 382).

Методические основы работы с конспективно-кален­дарным планом:

>• На план отводится 10 страниц — по количеству меся­цев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).

>• Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. При­чем, отдаленные во времени дела можно писать ка­рандашом (возможность перенесения или непроведе­ния). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны де­ятельность детей и методическая работа учителя. >~ В работе с таким планом отпадает необходимость со­ставления и написания отчета (экономия времени пе­дагога!): в самом плане другим цветом отмечается вы­полнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальней-


382 Глава VI. Организация воспитате; ~~-\_ КАЛЕНДАРНЫЕ СРОКИ ьного процесса в школе СЕНТЯБРЬ
^^-^^^ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА  
  1-я 2-я 3-я 4-я
СОДЕРЖАНИЕ НЕ- НЕ- НЕ- НЕ-
ПЛАНИРОВАНИЯ ^~^-^^^ ДЕЛЯ ДЕЛЯ ДЕЛЯ ДЕЛЯ
1. Организаци- 1. Воспитательно-орга-        
онная работа низационные задачи        
2. Содержание «лятнад-        
цатиминуток» классно-        
го руководителя актива        
(в течение недели)        
2. Организация 1. Познавательная дея-        
коллективной тельность        
творчеекой де-, ятельности ' Ценностно-ориенти-        
учащихся ровочная деятельность        
3. Трудовая деятельность        
4. Общественно-полез-        
ная деятельность        
5. Художественная дея-        
тельность        
6. Физкультурно-спортив-        
ная деятельность        
7. Деятельность свобод-        
ного общения   -    
8. Деятельность по про-        
филю класса        
3. Методичес- 1. Изучение учащихся,        
кая работа классного коллектива,        
хода учебно-воспитатель-        
ного процесса        
2. Дифференцированный   ^    
и индивидуальный под-        
ход к учащимся        
3. Взаимодействие с ма-        
лым педагогическим кол-        
лективом        
4. Работа с родителями        

 

 

6.3. Планирование воспитательной работы

шем нецелесообразно. В конце года проводится педа­гогический анализ.

Таким образом, достоинства перспективно-календар­ного планирования можно выразить очень кратко: соче­тание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отпис-ка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководите­ля... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. В чем заключается проектировочная (прогностическая) фун­
кция педагога-воспитателя? Как она способствует повыше­
нию эффективности воспитания?

2. Какие теоретические основы (идеи, концепции) необхо­
димо положить в основу планирования воспитательной ра­
боты, чтобы воспитание было успешным?

3. Что предшествует планированию воспитательной работы?
Попробуйте предложить свои идеи.

4. Виды планов воспитательной работы, их обоснованность и
эффективность. Предложите, если возможно, альтернатив­
ные модели планов.

Рекомендуемая литература

Байбародова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.

Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образователь­ных учреждениях. Ярославль, 1995.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999. Гл. V.

Караковский В.А, Воспитательная система школы: педаго­гические идеи и опыт формирования. М., 1991.

Корортов В.М. Педагогическое проектирование // Кн. Вве­дение в педагогику. М., 1999.

Маленкова Л.И. Зачем классному руководителю план вос­питательной работы // Народное образование. 1998. № 9—10.

Планирование воспитательной работы в классе. Методичес­кое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и орга­низация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 5.


 

Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л Л. Байкова и др. Ря­зань, 1998.

Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998. Раздел «Проектировочная деятельность».

Шили на З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

Щуркова Н.Е. Программа и план // Кн. Классное руковод­ство: теория, методика, технология. М., 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.