КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методики изучения воспитательного процесса
Вопросы длясамопроверки и размышления 1. В чем специфика школы как воспитательной системы? 2. Воспитательная система школы как саморазвивающаяся 3. Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных 4. Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обога Рекомендуемая литература АхметоваД.З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система. Казань, 1997. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб.. 1996. Брускова Е. Семья без родителей: социально-педагогическая система Германа Гмайнера (ЗО5 — детские деревни). М., 1993. Воспитательная система современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. М., 1995. Воспитательная система школы... В кн.: Караковскш В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. 2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 5. Системы воспитания: общее и особенное. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995. Каракоескии В.А. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. М., 1993. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М, 1993. Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996. 6,2. Основы методики изучения воспитательного процесса 363 Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1980. Т. 2. Тубельский А,Н. Школа самоопределения: первый Шаг: В 2 т. М., 1995. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999- Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1996. Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя. М. М. Бахтин
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменились коренным образом стратегия и тактика обучения и воспитания в школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей с учетом современных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя. Воспитывать детей сегодня трудно еще и потому, что труднее их изучать: «водораздел поколений»-возрос не только из-за разного возрастного видения мира (как было всегда), но и из-за того, что у сегодняшних «отцов и детей» резко, а порой диаметрально противоположны ценностные ориентации -- политические, экономические,-культурологические, социальные, бытовые, личностно-психологические. Но не только это. Живущие в современных реалиях дети (подростки, юношество) отличаются 364 Глава VI. Организация воспитательного процесса ]*_ школе еще и своей закрытостью от мира взрослых: у них своя субкультура, в которой они живут и куда не хотят никого пускать, особенно родителей и педагогов. И, видимо, в качестве защиты, имеют две маски: дома и в школе. На глазах родителей и педагогов они одни (живут и действуют по принципу «как надо» — они это хорошо знают), а наедине с собой и в кругу «приятных» сверстников — они другие. Не будем голословны: покажем на примере из жизни. Студентка-первокурсница, выпускница иедкласса, отличница, общественница, любимица педагогов и, видимо, родителей доверительно дает для прочтения уважаемому педагогу свой необычный дневник -- записную книжку «Переписка друзей». Из нее видна вся эта «другая», скрытая от взрослых жизнь. Там есть все, от чего как родители, так и педагоги могут впасть в состояние шока. Приведем некоторые выдержки из сопроводительного письма преподавателю: «...Какими целями я была движима, давая Вам наши записи? Ну как это лучше выразить... Вы -- школьный учитель, сталкивались с самыми разными подростковыми проявлениями. Может быть, я, тайная поклонница натуралистического образования и воспитания, лишний раз окунаю Вас в мир отношений нас, тинейджеров, друг с другом, чтобы посмотреть, как Вы отнесетесь к нам, нашей сущности, нашим проблемам? Может быть. Вы так уверенно говорили о том, что Вас ничем не испугать - неужели? Вы спросите: а что же страшного в том, что там есть? Знаете, как Борис Моисеев определяет проблему нашего времени? Нет? Онанизм, вот как. Буквально: никто не нужен. Сидит на какой-нибудь дискотеке такое существо в углу, ни в ком не нуждается, пусто все, ничего нет. Нирвана, блин. Вечный кайф. И вот такое наше общение — попытка спасения от этого, последняя зацепка друг за друга. Последняя — потому что последний школьный год. Нужно успеть. Успели ли? Не знаю, сейчас столько всего происходит. Хочу надеяться, что да. Кто-то потерян. А кто-то нет. Скажете: Господи, да все через этот стресс потери привычной обстановки проходят; привыкните, обживетесь, 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 365 сдружитесь, в институте обычно друзей -находят. Но: ЧУМА XXI века — ОНАНИЗМ. Мы все такие — понимаете? Это данность — равнодушие. Да, уходим мы от этого не лучшими способами. Но мы такие. Лучше смешение эмоций, путаница, чем полное отсутствие их, как у меня, например. Я не извинялась за мат: это не желание приукрасить речь, это отношение к жизни. Вряд ли я открыла для Вас Америку... Думаю, Вы знаете это не хуже меня, но немножко под другим углом зрения. Так вот: если не знаете — знайте, а если знаете -это иллюстрация рассказа на тему «Мир глазами подростка», или уж я не знаю... Ну, не только так. Это и картина становления человека в этом мире, и описание форм отношений, и просто детская философия... Впрочем, зачем я Вам все это рассказываю, Вы это и так видите. И вообще, не верьте тому, что я говорю о мотивах доверия Вам сей рукописи: нужно было — вот и дала, а уж как Вы все воспримите — Ваше дело. Просто хотелось кое-что объяснить. Надеюсь, что не зря». Вот такое письмо. Грустно, больно, неожиданно, труднодоступно и непонятно, неверно — клевета, мол, на всех детей... Разная гамма чувств у думающего воспитателя. Но как же мудрый совет: «знать, что воспитывать»? И это так. Но как «знать»? После приведенного письма трудно писать параграф о методике изучения детей. Трудно, потому что официальные методики исследования должны быть положены на тонкое педагогическое мастерство, мудрую тактику, общения с детьми и молодежью, на гуманное отношение к воспитанникам и принятие их такими, какие они есть. Чтобы оказывая педагогическую поддержку, помочь взрослеющему человеку преодолеть трудные «болезни роста».
В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования — педагогические, психологические, социологические, этические... В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспита- 366 Глава VI. Организация воспитательного _проиесса в_школе тель (классный руководитель) должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса; выбирая те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса (изучение их при первоначальном знакомстве, проверяя эффективность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период времени...); группируя их по своему усмотрению; «вплетая» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая из методов изучения в методы воспитательного воздействия... Таким образом, у каждого школьного педагога скапливается собственный набор — «пакет школьный методик» изучения и воспитания учащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса. Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять: «скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость полученных результатов для конкретных реальных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, практикумов по самовоспитанию...); отсутствие педагогического «давления», создание ситуаций и обстановки, располагающей учащихся к «свободному выбору» (умозрительному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному); создание условий взаимного влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимность или работу цод псевдонимом; соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого—в принципе «Не навреди!» И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему (подчеркнуто нами. — Л.М.)...Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике немедленно должно претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примеры возможного использования различных методик. Это прежде всего целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школь- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса ников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя), беседа (с постановкой цели -- как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему «Что.я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия. Прекрасным подспорьем для изучения детей и индивидуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Школьники их любят, с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я»* дает возможность учащимся (и педагогу) изучить себя по восьми параметрам: экстраверт-интраверт, циклотомик-шизотомик, соматоник-церебро-тоник-висцеротоиик, сила «Я» — слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность — лидерство — конформизм, женственность — мужественность, лживость — правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ»** и тест «Что Вы за птица?»***, содержащий рекомендации-упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств * В кн.: Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994. ** В кн.: Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992. *** В кн.: Козлов И.И. Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждый день). М., 1992. 368 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников*. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики: >* недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь — это...», «Принципиальный человек всегда...», «Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...», «Я не согласен с тем, что говорят, будто...» и др.; >• «тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек - это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский), «Горе -учитель мудрых» и др.; з* «альтернативный тезис» типа «Дисциплина — это свобода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть очень много. Друзей должно быть мало (один-два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.; >• «метод ранжирования» (расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.; >~ «цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников; >• «метод обобщения независимых характеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди -родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто зна- * Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В.Орлова. Киев, 1996. 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 369 комые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»; >• «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» позволяет классному руководителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каждом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отношения между девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь спло-г ченным является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых); как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; как распределять ответственность за определенные поручения; как комплектовать группы для выполнения определенных классных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы. И многие-многие другие вопросы. Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др.
Вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна: 1 370 Глава У]. Организация воспитательного процесса в школе >- определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах -- теоретическом и практическом, т.е. конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности); >• изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике; >• организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса; >- фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя (ход и результаты воспитательного процесса) и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).
Приведем здесь примеры некоторых проблем в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в ходе воспитательной работы. Проблемы могут стать научно-методической темой всего школьного педагогического коллектива, работа над которой осуществляется всеми педагогами (у каждого свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной (или научно-методической) работе: О система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях; О духовное развитие школьников в учебно-воспитательной работе; О личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса школы. О инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся; 6.2. Основы_методики изучения воспитательного процесса 371 О корректировка индивидуального пути развития личности школьника в условиях учебно-воспитательного процесса; О самоактуализация воспитателя и воспитанника (ков) в едином процессе жизнедеятельности и воспитания; О использование воспитательного потенциала современного детского движения и детско-юношеских организаций; О новые возможности воспитания учащихся в процессе обучения в современной школе; О формы и методы использования воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования; О социокультурная среда школы и процесс воспитания в школе; О неформальные объединения, молодежная субкультура и процесс школьного образования; О психолого-педагогические и методические проблемы школьного самоуправления, их решение в реальной школьной практике; О уровень обученности "и уровень воспитанности: сравнительный анализ, проблемы и их разрешение; О динамика изучения и развития уровня воспитанности школьников с 1-го по 11-й класс; О педагогический мониторинг и повышение качества воспитания в современной школе; О эффективность воспитания в различных типах авторских школ (конкретно — по выбору); О стимулирование здорового образа жизни как основа воспитательного процесса; О творческая индивидуальность школьного педагога и воспитательный процесс; О явление «сопротивления воспитанию» в педагогическом процессе современной школы и его преодоление; О развитие личности школьника в системе работы школы (класса) по... (и далее указание проблемы, профиля школы или класса: например, по «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к театральной деятельности», «Экологическому воспитанию», «Приобщению школьников к ТРИЗу — творческому решению изобретательских задач» и др.); 372_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе О система воспитательной работы с классом на основе курса «Человековедение» (9— П-е классы). Возможно и множество других проблем, определяемых как интересами школьных педагогов, так и необходимостью организации учебно-воспитательного процесса.
С научно-педагогической точки зрения, таким образом, одной из сторон деятельности воспитателя является гностическая деятельность, т.е. проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, учет этого анализа в дальнейшем построении воспитательного процесса. В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг» в связи с гностической деятельностью воспитателя. Под понятием «педагогический мониторинг» понимаются «диагностика*, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития»**. Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ранее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками»***. Такова методика педагогического мониторинга. * Педагогическая диагностика (греч. — способность распознавать) — проиесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, образованности и развития детей и подростков. ** Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 258. *** Стефановская Т.А. Там же. С. 334—335. 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |