Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Отношение между объемом целого и частей и временем, необходимым для заучивания




Отправным пунктом исследования Орбисона (Это исследование Орбисона является частью его неопубликованной докторской диссертации. Мы познакомились с ней в изложении Ховлэнда (1963) и Осгуда (1953, стр. 540-542)), о котором мы только что говорили, послужило теоретическое положение Мак-Геч oо зависимости между объемом заучиваемого материала и продолжительностью его заучивания.

Допустим, что ряд X состоит из N элементов, разделенных на 2 части, А и В, по N/2 элементов в каждой. При заучивании по частям общая продолжительность заучивания ряда X будет включать в себя время tA, соответствующее заучиванию части А, время tB, соответствующее заучиванию части В, и дополнительное время tS, необходимое для завершающего повторения частей А и В, объединенных вместе. Допустим теперь, что tX - время заучивания задания при целостном методе. Ход рассуждений Мак-Геч сводится к следующему: известно, что время, необходимое для заучивания материала, увеличивается намного быстрее, чем относительный объем заучиваемого материала (см. стр. 228); следовательно, начиная с определенной величины N, время tX, необходимое для запоминания всей задачи при целостном методе заучивания, будет больше, чем сумма времени tA и tB, необходимого для отдельного заучивания двух подгрупп из N/2 элементов. Отсюда следует, что когда разность tX-(tA+tB)=D больше, чем tS, то метод заучивания по частям будет более экономичным, чем целостный метод, и, наоборот, когда tS>D, лучше применять метод целостного заучивания. Таким образом, относительная эффективность обоих методов зависит от переменных, систематически влияющих на D, tS и их взаимное соотношение.

По-видимому, исходя из этого анализа, Орбисон и постулировал, что сбережение D будет быстро увеличиваться при возрастании общего числа элементов N, содержащихся в задаче X, и при неизменном отношении N к числу элементов, содержащихся в одной из частей этой задачи (В эксперименте Орбисона эти отношения были такими: 8/4, 12/6, 16/8, 24/12); это сбережение будет увеличиваться быстрее, чем время tS, необходимое для объединения частей. При одинаковых критериях усвоения элементы материала запоминаются тем лучше, чем больше число элементов, входящих в каждую из заучиваемых отдельно частей (см. стр. 229), что способствует уменьшению интерференции частей при их объединении.

На рис. 14 представлен полученный Орбисоном график изменения D и ts в зависимости от изменения D и tS. Эти кривые полностью подтверждают предположение Орбисона: в то время как кривая D (представляющая разность между временем tX - время заучивания при целостном методе - и суммой времени (tA+tB), необходимого для заучивания каждой из частей, при методе заучивания по частям) является функцией с возрастающим ускорением, кривая tS (время для запоминания объединенных частей) является фактически линейной функцией. Стандартное отклонение этих кривых, нулевое при N=8, достигает своего максимума при N=24.


Рис. 14. Кривые, показывающие возрастающее преимущество заучивания по частям по сравнению с целостным заучиванием при увеличении объема материала. Время, необходимое для объединения частей (штриховая линия), растет гораздо медленнее, чем сбережение D (сплошная линия), разность результатов при заучивании материала в целом и по частям (по Орбисону, 1944, и Осгуду, 1953, стр. 541)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.