Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Влияние распределения упражнений на отсроченное воспроизведение




Йост в своем исследовании, о котором мы уже говорили (см. стр. 245), показал, что при одинаковом числе повторений, сохранение (измеряемое по методу повторного заучивания) через 24 часа лучше при распределенном научении, чем при научении концентрированном. При более строгом подходе к этой проблеме возникает необходимость проверить, какова же будет относительная эффективность отсроченного сохранения (при любых разновидностях распределения упражнений), если испытуемые достигают одного и того же критерия усвоения материала (например, одинакового числа правильных ответов). Ответ на этот вопрос дают 2 категории работ, а) Влияние временных интервалов между периодами упражнения. В исследовании Каина и Уилли (1939) 6 групп предварительно обученных испытуемых заучивали по методу антиципации ряд из 12 бессмысленных слогов. Каждую группу исследовали лишь при одном из шести предусмотренных планом эксперимента условий. Последние включали: 2 условия упражнения (концентрированное научение: только один сеанс упражнения; критерий усвоения: 12 правильных антиципации; распределенное научение: 3 сеанса упражнений, разделенные 24-часовыми интервалами; критерий усвоения: 6 правильных антиципации в первый день, 9 - во второй и 12 - в третий) и 3 временных интервала между окончанием научения и проверкой запоминания (24 часа, 3 дня, 7 дней). Анализ результатов показывает, что количество упражнений, необходимых для достижения критерия усвоения - 12 правильных антиципации, - является почти одинаковым как при распределенном, так и при концентрированном научении (в среднем 35,6 проб при распределенном упражнении и 33,5 - при концентрированном). При первой пробе повторного заучивания для каждого испытуемого определялся показатель воспроизведения (число правильно антиципированных ответов). На рис. 12 представлены средние данные динамики воспроизведения. Отчетливо прослеживается следующая тенденция: материал дольше сохраняется в памяти, когда заучивание его осуществлялось в течение не одного, а нескольких сеансов.


Рис. 12. Изменение во времени воспроизведения ряда из 12 бессмысленных слогов при распределенном и концентрированном заучивании (по Каину и Уилли, 1939, стр. 211)

б) Влияние временных интервалов между отдельными пробами. Если не разделять этапы (blocs) концентрированного упражнения продолжительными интервалами, а вводить между отдельными последовательными пробами периоды кратковременного отдыха, то получаемые результаты будут подтверждать выводы, вытекающие из исследования Каина и Уилли, однако с одной весьма существенной оговоркой: сохранение при распределенном научении значительно лучше, чем при концентрированном, но только в тех случаях, когда при усложнении задачи возрастает вероятность интерференции. И напротив, при незначительной вероятности интерференции концентрированное научение приводит к столь же эффективному - и иногда даже более полному - запоминанию, как и распределенное научение.

В исследовании Андервуда и Ричардсона (1955) 168 испытуемых сначала заучивали ряд из 6 триграмм согласных. 84 испытуемых заучивали эти триграммы при концентрированном упражнении, 84 других - при распределенном. Через 24 часа после окончания заучивания не было выявлено никакого существенного различия между двумя группами испытуемых в количестве воспроизведенных триграмм, позволяющего сделать вывод о положительном влиянии распределенного научения на эффективность отсроченного воспроизведения.

Затем все испытуемые заучивали 5 новых рядов букв в условиях концентрированного научения. В данном случае преследовалась цель облегчить возникновение проактивных интерференции при заучивании последнего, критического, ряда (7 ряда). Половина испытуемых заучивала этот седьмой ряд при распределенном упражнении (эти испытуемые подразделялись в свою очередь на 3 подгруппы, в зависимости от длительности интервалов между предъявлениями: 1 мин., 2 мин. и 3 мин.). Остальные заучивали этот ряд в ситуации концентрированного упражнения. Кривая на рис. 13 показывает изменение воспроизведения 7 ряда в зависимости от длительности интервалов между пробами. Можно сделать вывод о том, что через 24 часа после окончания упражнений воспроизведение при распределенном научении лучше, чем при концентрированном. Это преимущество тем отчетливее, чем больше длительность интервалов между предъявлениями. Распределение упражнений улучшает, следовательно, долговременное сохранение в том случае, когда возникающие интерференции могут нарушить закрепление материала в памяти (7 ряд). Однако этот позитивный эффект не возникает, если возможность таких интерференции маловероятна (Выводы этой работы позволяют понять кажущиеся противоречивыми результаты некоторых предшествующих исследований. См. работы Ховлэнда (1940), свидетельствующие о более эффективном воспроизведении при распределенном научении, а с другой стороны, работы Андервуда (1952а, 1952b, 1953), не подтверждающие результатов Ховлэнда).


Рис. 13. Зависимость воспроизведения ряда из 7 слогов от величины интервалов между пробами при заучивании (по Андервуду и Ричардсону, 1955, стр. 42)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.