КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Виды распределения упражнений
Закон Йоста может быть сформулирован иначе, а именно: при прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения (Этот закон был подтвержден многочисленными исследованиями как на животных (мыши - Йеркс, 1907; куры - Катц и Ревеш, 1908; прудовик и литторина - Пьерон, 1913; крысы - Ульрих, 1915; Лешли, 1918; Уорден, 1923; Майер и Стоун, 1931, и многие другие), так и на человеке в самых разнообразных ситуациях (рисование звезды по зеркальному изображению - Лордж, 1930; печатание на машинке - Бук, 1908; Пайл, 1914; ряды цифр - Пьерон, 1913; лабиринт со стержнем - Карр, 1919; бессмысленные слоги - Йост, 1897; Мюллер и Пильцекер, 1900; Пьерон, 1913; Ховлэнд, 1938, 1940; Андервуд, 1951, и другие)). Однако с самого начала необходимо различать два вида распределения упражнений: 1) временные интервалы между элементами материала; 2) временные интервалы между последующими пробами. а) Роль временных интервалов между элементами материала. Ряд из 12 бессмысленных слогов может быть предъявлен испытуемому таким образом, что постоянные интервалы между двумя смежными слогами будут равны 2 или 4 сек., а интервалы между следующими друг за другом предъявлениями ряда - 6 сек. Ховлэнд (1938) показал, что когда заучивание производится в ритме, равном 4 сек., то количество ошибок заметно уменьшается; кривые II и II (Этот закон был подтвержден многочисленными исследованиями как на животных (мыши - Йеркс, 1907; куры - Катц и Ревеш, 1908; прудовик и литторина - Пьерон, 1913; крысы - Ульрих, 1915; Лешли, 1918; Уорден, 1923; Майер и Стоун, 1931, и многие другие), так и на человеке в самых разнообразных ситуациях (рисование звезды по зеркальному изображению - Лордж, 1930; печатание на машинке - Бук, 1908; Пайл, 1914; ряды цифр - Пьерон, 1913; лабиринт со стержнем - Карр, 1919; бессмысленные слоги - Йост, 1897; Мюллер и Пильцекер, 1900; Пьерон, 1913; Ховлэнд, 1938, 1940; Андервуд, 1951, и другие).) рис. 9 свидетельствуют о том, что уменьшение количества ошибок особенно значительно для элементов, расположенных в центре ряда, которые, как известно, являются наиболее трудными для запоминания (см. стр. 225).
б) Роль временных интервалов между последовательными пробами. Если изменить интервалы между последовательными пробами, сохраняя постоянными интервалы между элементами ряда, то можно добиться еще большей эффективности распределенного заучивания. В упоминавшемся уже исследовании Ховлэнда (1938) применялись различные условия эксперимента; как уже говорилось, при одном из этих условий интервал между пробами был равен 6 сек., а при другом - 2 мин. 6 сек. Было установлено, что, когда интервал между слогами равен 2 сек., гораздо меньше ошибок возникает при интервале между пробами в 2 мин. 6 сек., чем при интервале в 6 сек. (кривые I и II рис. 9). Однако, делая вывод о преимуществах распределенного упражнения перед концентрированным, необходимо внести некоторые уточнения. В сущности, относительная эффективность научения определяется соотношением между интервалами, разделяющими пробы, с одной стороны, и интервалами между элементами материала - с другой. Таким образом, в одном и том же опыте Ховлэнд показал, что при интервале между слогами, равном 4 сек., практически не наблюдается различия между концентрированным и распределенным научением (кривые I' и II" рис. 9).
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |