Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сти (ущербность) 23 страница




' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро-
сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;

Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена
юности. - М., 1926.

17 Г. С. Абрамова

513


Основные психологические новообразования
человека в возрасте 13-17 лет

Новооб-
разова-
ния

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.

Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.

Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.

Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.

Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»

514

Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.

Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна

Новооб- разова- ния По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
2. Иска- Анализ характера юных пере- Анализ саморепрезен-
ние но- живаний показывает, какую мощ- тации показывает, что для
вого Я и ную роль в них играет стремление к старших подростков в це-
пробле- выяснению своей личности, к соб- лом характерна достаточно
мы само- ственному обнаружению. Эта черта высокая степень рефлексии
выявле- не является частным проявлением и существенных различий
ния только в этой сфере. Всем хорошо между подростками-старше-
    знакомо явление, как юность любит классниками и подростками,
    чувствовать себя непонятой, оди- стоящими на пороге юности
    нокой в своих исканиях, увлекаясь (имеется в виду количествен-
    мыслью, что обыденные люди не в ная характеристика). Вместе
    состоянии понять ее незаурядную с тем данные свидетельству-
    натуру и так далее. Черта исканий ют, что сторона самосозна-
    присуща юности как ее типическая ния во многом зависит от
    черта. Ее может увлекать сам прин- эмоциональной.
    цип исканий, так сказать, фор- Переход от подростко-
    мальное искание, когда юная мо- вого к раннему юношеско-
    лодежь больше ощущает свое на- му возрасту можно охарак-
    строение, а назвать его не может, теризовать как период, в
    потому что они только своего рода котором происходит смена
    вопросительный импульс, часто некоторого «объективистс-
    больше самоощущение, чем реаль- кого» взгляда на себя
    ная конкретная потребность. Стрем- «извне» на субъективную ди-
    ление это - найти и выявить самого намическую позицию «изнут-
    себя, свое Я. В эту пору особенно ри». Критерии самооценки
    ярко начинает говорить желание приобретают принципиаль-
    быть самим собой. Юность считает, но иные формы сравнитель-
    что величайшее счастье, это - быть но с оценкой человеком дру-
    самим собой и найти свое настоя- гих людей. Она проявляется
    щее место в жизни, это не голос в умении отделять успех или
    рассудка, а выражение всего суще- неуспех в конкретной дея-
    ства юности. тельности от общего пред-
    Естественно, с первого же мо- ставления о себе, своих спо-
    мента юность начинает рваться к собностях, возможностях.
    борьбе за свою личность, за вы- Развитие временных пред-
    явление себя, за собственное опо- ставлений тесно связано как с
    знание. Найти для себя арену дея- умственным развитием, так и
    тельности и простор для самовыяв- изменением жизненной пер-
    ления, что ведет к повышенной спективы ребенка. Воспри-
    жажде активности, неугомонности, ятие времени подростком
    суетливой горячности и так далее. еще остается дискретным и
    Интерес к субъективному ми- ограничено непосредствен-
    ру, внутренний мир, как большой ным прошлым и настоящим,
    мир, как постоянное явление, от- а будущее кажется ему почти
    крывается именно в юности. Это буквальным продолжением
    действительно открытие Америки, настоящего. В юности вре-
    и для каждого юного человека это менной горизонт расширяет-
    открытие нетронутых, невиданных ся как вглубь, охватывая

 


Новооб- По данным По данным
разова- психологического психологического
ния исследования 1927 г. исследования 1987 г.
    плодоносных целин, которые отдаленное прошлое и буду-
    ждут и неотложно требуют своей щее, так и вширь, включая
    разработки. уже не только личные, но и
    Яркое ощущение нового Я, социальные перспективы.
    которому надо дать новое со- Изменение временной
    держание. Так сильно захватыва- перспективы тесно связано с
    ет юность это стремление к выяв- переориентацией юношеско-
    лению своей личности... У нее го сознания с внешнего кон-
    горячее стремление к осчастлив- троля на внутренний само-
    ливанию человечества, к соци- контроль и ростом потреб-
    альному делу, к альтруизму. И ности в достижении. И то и
    все это идет рука об руку с го- другое сильно зависит от
    товностью жертвовать собой. социальных и культурных
    Юность, даже широко подра- условий. Формирование но-
    жая, не хочет, чтобы думали, что вой временной перспективы
    она подражает. Все подражания не всем дается легко. Обост-
    юности конкретным образцам по- ренное чувство необратимо-
    ведения включены в основное ис- сти времени нередко сочета-
    кание юности - в стремление найти ется в юношеском сознании с
    и выявить свое Я. Юность способ- нежеланием замечать его
    на в известных случаях быть сча- течение, с представлением о
    стливой своим несчастьем, даже том, что время остановилось.
    болезнями, лишь бы они не несли с Особенности организации
    собой ощущение преодоления, не- систем саморегуляции лично-
    обыденности, возможность выде- сти детерминируют актив-
    лить свою личность. ность учащихся в согласии, а
    Ни в коем случае нельзя просто порой и вопреки субъектив-
    развенчивать эти порывы юности к но представленным содержа-
    новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
        случае не всегда является
        определяющим, ибо высту-
        пает лишь как ориентир в
        сложном процессе активно-
        сти и развития личности
3. Неко- Индивидуализм юности - чер- Жизненная позиция неот-
торые та, которую мы отмечали неод- делима от мировоззрения
характер- нократно, особенно в стремлении личности. Социальная цен-
ные чер- юности быть самим собой. Юность ность человека определяется
ты умо- полна социальных стремлений, но тем, насколько его деятель-
настрое- она без всякого противоречия с ность способствует прогрессу
ния юно- этой своей чертой хочет быть общества. Чем больше чело-
сти индивидуально социальна, чув- век дает людям, тем богаче
    ствуя, что повторение снижает становится сам как личность.
    ценность личности, что для соци- Задавая вопрос о смысле жиз-
    ального служения нужно не ста- ни, юноша думает одновре-
    до. а многогранный коллектив. менно и о направлении обще-

 

516

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.

Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.

Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.

Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..

Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).

Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.

Фанатизм - черта, которая

ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.

В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.

Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.

В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, с чем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.