' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро- сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;
Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926.
17 Г. С. Абрамова
513
Основные психологические новообразования человека в возрасте 13-17 лет
Новооб- разова- ния
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
1. Поло- Естественные корни разви- вое со- вающегося человека; появляется зревание новый его облик. Это второе ро- ждение человека.
Огромное количество всяких недомоганий берет начало в этом возрасте.
Рождение новой психики - «вдруг» выявившаяся обращенность внутрь. Многое зависит от инди- видуальности, но общее есть: пере- ломный характер душевного со- стояния, возможность почувст- вовать свое место среди людей. Это состояние сопровождается резкими подъемами и спадами настроения. Реактивная сгущен ность состояний. Немотивиро ванное чувство стыда, невероят ная обидчивость, повышенная воз будимость. Опасения насчет нор мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще- ний - от отвращения к еде до об жорства. Повышается чувстви- тельность к запахам. Начинает острее восприниматься цвет. Го- лос становится фактором душевной жизни. Замечательный новый мир и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается во влюбленности в лицо проти- воположного пола. Возникает явление красования, инициато ром которого чаще всего являют ся девочки. Это плоскость претво ренного интереса, которая дает о себе знать в половых фетишах (термин Ст.Холла, Уипла и др.) - подарках, безделушках, подарен- ных представителями другого пола, альбомах со стихами «про любовь»
514
Формирование половой идентичности человека свя- зано не только с определен- ными психосексуальными (то есть направлением и харак- тером осуществления влече- ния к противоположному полу), но и различными со- циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре- деленная система половых ролей. Это очень важный момент в воспитании стар- шеклассников, так как все чаще возникают утрирован- ные тенденции мускулиза- ции женского и феминиза- ции мужского поведения.
Переживание половой идентичности предполагает наличие у человека опреде- ленных образцов поведения соответствующего пола. Идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подро- стков, как мальчиков, так и девочек, находится как бы в разных планах и практиче- ски не пересекается. Естест- венно, что регулирующая функция этих образов весь ма незначительна
Новооб- разова- ния
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
2. Иска-
Анализ характера юных пере-
Анализ саморепрезен-
ние но-
живаний показывает, какую мощ-
тации показывает, что для
вого Я и
ную роль в них играет стремление к
старших подростков в це-
пробле-
выяснению своей личности, к соб-
лом характерна достаточно
мы само-
ственному обнаружению. Эта черта
высокая степень рефлексии
выявле-
не является частным проявлением
и существенных различий
ния
только в этой сфере. Всем хорошо
между подростками-старше-
знакомо явление, как юность любит
классниками и подростками,
чувствовать себя непонятой, оди-
стоящими на пороге юности
нокой в своих исканиях, увлекаясь
(имеется в виду количествен-
мыслью, что обыденные люди не в
ная характеристика). Вместе
состоянии понять ее незаурядную
с тем данные свидетельству-
натуру и так далее. Черта исканий
ют, что сторона самосозна-
присуща юности как ее типическая
ния во многом зависит от
черта. Ее может увлекать сам прин-
эмоциональной.
цип исканий, так сказать, фор-
Переход от подростко-
мальное искание, когда юная мо-
вого к раннему юношеско-
лодежь больше ощущает свое на-
му возрасту можно охарак-
строение, а назвать его не может,
теризовать как период, в
потому что они только своего рода
котором происходит смена
вопросительный импульс, часто
некоторого «объективистс-
больше самоощущение, чем реаль-
кого» взгляда на себя
ная конкретная потребность. Стрем-
«извне» на субъективную ди-
ление это - найти и выявить самого
намическую позицию «изнут-
себя, свое Я. В эту пору особенно
ри». Критерии самооценки
ярко начинает говорить желание
приобретают принципиаль-
быть самим собой. Юность считает,
но иные формы сравнитель-
что величайшее счастье, это - быть
но с оценкой человеком дру-
самим собой и найти свое настоя-
гих людей. Она проявляется
щее место в жизни, это не голос
в умении отделять успех или
рассудка, а выражение всего суще-
неуспех в конкретной дея-
ства юности.
тельности от общего пред-
Естественно, с первого же мо-
ставления о себе, своих спо-
мента юность начинает рваться к
собностях, возможностях.
борьбе за свою личность, за вы-
Развитие временных пред-
явление себя, за собственное опо-
ставлений тесно связано как с
знание. Найти для себя арену дея-
умственным развитием, так и
тельности и простор для самовыяв-
изменением жизненной пер-
ления, что ведет к повышенной
спективы ребенка. Воспри-
жажде активности, неугомонности,
ятие времени подростком
суетливой горячности и так далее.
еще остается дискретным и
Интерес к субъективному ми-
ограничено непосредствен-
ру, внутренний мир, как большой
ным прошлым и настоящим,
мир, как постоянное явление, от-
а будущее кажется ему почти
крывается именно в юности. Это
буквальным продолжением
действительно открытие Америки,
настоящего. В юности вре-
и для каждого юного человека это
менной горизонт расширяет-
открытие нетронутых, невиданных
ся как вглубь, охватывая
Новооб-
По данным
По данным
разова-
психологического
психологического
ния
исследования 1927 г.
исследования 1987 г.
плодоносных целин, которые
отдаленное прошлое и буду-
ждут и неотложно требуют своей
щее, так и вширь, включая
разработки.
уже не только личные, но и
Яркое ощущение нового Я,
социальные перспективы.
которому надо дать новое со-
Изменение временной
держание. Так сильно захватыва-
перспективы тесно связано с
ет юность это стремление к выяв-
переориентацией юношеско-
лению своей личности... У нее
го сознания с внешнего кон-
горячее стремление к осчастлив-
троля на внутренний само-
ливанию человечества, к соци-
контроль и ростом потреб-
альному делу, к альтруизму. И
ности в достижении. И то и
все это идет рука об руку с го-
другое сильно зависит от
товностью жертвовать собой.
социальных и культурных
Юность, даже широко подра-
условий. Формирование но-
жая, не хочет, чтобы думали, что
вой временной перспективы
она подражает. Все подражания
не всем дается легко. Обост-
юности конкретным образцам по-
ренное чувство необратимо-
ведения включены в основное ис-
сти времени нередко сочета-
кание юности - в стремление найти
ется в юношеском сознании с
и выявить свое Я. Юность способ-
нежеланием замечать его
на в известных случаях быть сча-
течение, с представлением о
стливой своим несчастьем, даже
том, что время остановилось.
болезнями, лишь бы они не несли с
Особенности организации
собой ощущение преодоления, не-
систем саморегуляции лично-
обыденности, возможность выде-
сти детерминируют актив-
лить свою личность.
ность учащихся в согласии, а
Ни в коем случае нельзя просто
порой и вопреки субъектив-
развенчивать эти порывы юности к
но представленным содержа-
новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью
ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
случае не всегда является
определяющим, ибо высту-
пает лишь как ориентир в
сложном процессе активно-
сти и развития личности
3. Неко-
Индивидуализм юности - чер-
Жизненная позиция неот-
торые
та, которую мы отмечали неод-
делима от мировоззрения
характер-
нократно, особенно в стремлении
личности. Социальная цен-
ные чер-
юности быть самим собой. Юность
ность человека определяется
ты умо-
полна социальных стремлений, но
тем, насколько его деятель-
настрое-
она без всякого противоречия с
ность способствует прогрессу
ния юно-
этой своей чертой хочет быть
общества. Чем больше чело-
сти
индивидуально социальна, чув-
век дает людям, тем богаче
ствуя, что повторение снижает
становится сам как личность.
ценность личности, что для соци-
Задавая вопрос о смысле жиз-
ального служения нужно не ста-
ни, юноша думает одновре-
до. а многогранный коллектив.
менно и о направлении обще-
516
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы и образцы не из семьи, а из лите- ратуры, из истории, обществен- ной жизни, иногда знакомые толь- ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав- ляют их сознание своей индиви- дуальности, оставляют больше простора для собственных выяв- лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри- цание увлекательно уже тем, что оно расчищает почву для ощуще- ния своей самобытности. Скеп- тицизм юности носит служебный характер, юность должна иметь мужество отрицания, огонь этот очистителен с точки зрения про- гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на помощь крепнущий свет разума, собственной думы, обобщения и отвлечения... Устойчивость тут не такое уж частое явление, и в этом не следует видеть повода для отри- цательной оценки. Одновременно с такими чертами, как скепсис, кри- тика, некоторый нигилизм, она проявляет не только самоуверен- ность, но и довольно наивно выяв- ляющийся догматизм. Юность спо- собна приняться поучать кого хо- тите и в чем хотите, и не охотно признается в том, что она в чем- либо некомпетентна. Это ощуще- ние резко повысившейся телесной и духовной силы..
Максимализм - юность рвется на простор к большему, обыден- ное имеет мало шансов на успех у юности. Для подъема юности ха- рактерно пользование своего рода словесным максимализмом («друж- ба», «верность», «навсегда», «ни- когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и о конкретной цели собствен- ной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наи- большей степени раскроются мои индивидуальные способ- ности? На эти вопросы нет общих ответов, их нужно вы- страдать самому, к ним мож- но подойти только практиче- ским путем. Трудность юно- шеской рефлексии о смысле жизни в правильном совме- щении ближней и дальней перспективы. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей мо- рально-психологической зре- лости человека.
В юности мировоззрен- ческие вопросы решаются категорично, в них отража- ется противоречие между абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно- шеского возраста - форми- рование жизненных планов. Это явление одновременно социального и этического порядка. Это план деятель- ности, который заземляется на выбор профессии. Стрем- ление к самоутверждению сменяется более реалистиче- ским и критическим самоана- лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка, принимающего правила по- ведения на веру, юноша уже начинает осознавать их отно- сительность, но еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление