своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает-
становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо-
ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со
ральному релятивизму: если все относительно, значит, все
всей энергией выступить против
дозволено, все, что можно
постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в
понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное
юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным
этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера-
прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует
туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже
понять, взвесить и оценить
жизненные ситуации
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же, об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест- венными по отношению к тем закономерностям возраста, которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но как они отличаются тем отношением к исследованному фе- номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по- зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте- чественной науки первой четверти XX века, представленную для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело- веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед- ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб- ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест- венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет, сталкивается с культурой, в которой универсальные инст- рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека делает его «удобным» для управления во всех со- циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для нее через существование живого Я. (Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, - пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан- ных с необходимостью найти и установить свое собственное содержание, освоить свое собственное психологическое про- странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей- на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все- гда достигается» (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас- тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы- зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость (или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо- лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе- ния новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди», что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или поло- жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об- ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива- ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах
юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно- сти, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та- кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен- ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де- вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя- занных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое- ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не- даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос- лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз- расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи- тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво- его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир... Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром- ную работу по построению своего мирового (соответст- вующего меркам мира) психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа- ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к са- мым обобщенным формам, содержащим идеал человече- ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи- ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб- ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего- дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор- честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы- вала полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,
„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это осн0 „з оснований для появления чувства взрослости и его ^пления по мере роста физических и духовных сил
^"Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе- г своих сил, которая будет приносить переживание полно- "Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове- ть - одно из важнейших экзистенциальных переживании, от- ражающих реалистичность усилий по организации и осущест- влению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло- гическую связь, существующую в решении жизненных задач подросткового возраста:
Взрослые
Любовь; псевдолюбовь
Я=?
Место подростка в жизни
Идеал человека
Осуществимость
Профессия
Эта форма жизни моя
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи- руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого мес- та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело- века), который может конкретизировать подросток в выборе профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни- маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль- ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ- нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон- кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув- ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст- во, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще на- зывают чувством социальной принадлежности, может быть, это его формула: «Я не чужой на этом свете».
Когда возникают проблемы в становлении этого пережи- вания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плот- ностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем
520
52]
свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни- тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, сни- жающей как бы степень риска перед возможными жизненны- ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро- ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответст- вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате- ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на- пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше- но или превращено в свою противоположность, и вчерашний панк может стать примерным студентом университета, и все это за короткое время.
Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о практиковании искусства любви как о действенности в мысли, в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении всего дня (каждого дня).
Итак, исследуемый период жизни представляет время оперирования человеком со сложнейшими переживаниями, непосредственно затрагивающими его экзистенциальность как духовную, так и физическую. Это время, когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняет- ся, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать. Эта потребность в движениях не только помогает освоению внешнего пространства, но и пространства своего тела, которое организовано весьма сложно и многоуровне- во: от непроизвольных реакций до сложнейших произволь- ных видов активности; установление иерархических отно- шений между ними - одна из задач освоения пространства тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много новых переживаний; мне очень импонирует описание их как изолированной мышечной эротики или мышечной радости,
522
которая доступна только в подростковом возрасте, так и хочется сказать, что именно в это время границы между ду- шой и телом очень размыты. Недаром/во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию мо- лодых, юных людей.
Овладение пространством собственного тела как психо- логическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сила подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии ско- рости движений. У мальчиков сила и ее увеличение высту- пают на первый план, у девочек больше развивается быст- рота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость пред- ставляет качество, достигающее совершенства в последую- щие годы, когда равновесие в организме получает боль- шую устойчивость.
Из-за особенностей развития мышечной системы и ее ко- ординации нервной системой подросток очень быстро утом- ляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной' Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью предотвращения переутомления, раннего ис- тощения нервной системы.
/ С сожалением приходится констатировать, что признаки раннего физического старения можно сегодня наблюдать у очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юно- сти, а только стоящих на ее пороге.)
Как говорят исследователи подросткового возраста, под- росток-девочка и подросток-мальчик - это две различных биологических величины. В этот период жизни они пережи- вают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противополож- ного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооце- нивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному полу, можно зафиксировать у детей в очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут про- явить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им. К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти не систематизированы в специальной литературе, их иссле- дование относят чаще всего к подростковому возрасту в свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых
523
контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы об- суждали половые влечения человека с точки зрения прояв- ления в них экзистенциальных особенностей. Когда же встретила в литературе начала века' несколько важных, с моей точки зрения, идей, была поражена их актуальностью сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема осознания человеком динамических сил своего Я, возмож- ность пережить свое отношение к ним как к проявлению своей сущности. По-моему, заслуживает внимания идея о том, что инстинкт материнства, данный природой женщине, составляет основу социальных навыков. Именно этот ин- стинкт позволяет строить те отношения, которые задают человеку его психологическое пространство, определяют в начале жизни его место среди других людей. Материнский инстинкт является и источником альтруистических стремле- ний. Может быть, отсюда один шаг и к физиологическим основам нравственности? Может быть, торможение является основой совместной жизни людей?
Сложность отношений в современном обществе разрушает традиции и условности, они уже не носят определенности, существовавшей ранее. Это наносит ущерб биологии челове- ка, ущерб, не ощущаемый вначале как потеря целостности своего организма, но реальный по своим последствиям воз- действия на все системы организма. Факты ранней половой жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жесто- ка в проявлении последствий грубого вмешательства человека в ее естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой - от раннего старения до рождения слабого плода с признаками общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологи- ческой наследственности, ведущей к вырождению как отдель- ной личности, так и генеалогического древа.
Взаимные отношения полов в современной культуре пре- терпевают серьезные изменения, многие авторы говорят о том, что в результате бледнеет и оскудевает не только психи- ческий лик матери, но и лик женщины вообще. К сожалению, оправдываются предсказания, сделанные еще давным-давно, о том, что общество, которое хочет сделать из женщины лю- бовницу (а она только мать), толкает ее к усилению чувствен- ности, ослаблению материнского инстинкта, к возрастанию скрытой плодовитости, весьма вероятной дальнейшей диффе- ренциацией менструальной функции, к склонности к гомосек- суализму и омужествлению вообще. Когда грубо прерывается
' Работы Бехтерева В. М., Фрейда 3., Лазурского А. и др. 524
(аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человеч- ности, состраданию, жалости. <^Ha этом фоне жизни ранняя половая функция - это верный путь к истощению сил организма, еще не приобретшего ус- тойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата для саморегуляции,) Проповеди взрослых в этом отношении всегда будут восприниматься подростками с оговорками и сомнениями, важно сообщение точной физиологической и пси- хологической информации об особенностях физиологическо- го созревания организма. Эта точная информация позволит решать проблемы отношений с противоположным полом на культурном уровне, будет способствовать пониманию роли полов в культурном развитии.
Мироощущение самих подростков, дополненное объек- тивной информацией, будет способствовать установлению бережного отношения между полами, подскажет необходи- мость выработать свой кодекс, в котором целибату будет отведено достойное место. Хочется думать, что острота личных переживаний подростков, связанных в ценностью своего тела и своей души, своего физического и психологи- ческого дома, не будет у них отнята той дружной волной физического и психического насилия, которая захлестывает порой нашу жизнь.
У подростков есть свойственное их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности к другим людям, может быть, это тот шанс, который в виде этих подростко- вых переживаний дан всему человечеству, и это шанс оста- новиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны. Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество подростков - это не пустота, это энер- гетический источник, который требует направленного вы- хода энергии - требует действия, иначе он может взорваться. (Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной культуре для подростков не так много поля для приложения их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков, в которой реализуются доступные им действия по устройст- ву жизни.
Субкультура подростков - это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое
525
психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собст- венный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах.
Основное отличие этого языка от языка более ранних детских субкультур в том, что/подростки более-менее ясно осознают, что мысль приобретает действенность только тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое выражение."^Фактически без этого невозможно самостоя- тельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка («никогда», «навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образова- ние жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в ^ том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении «\ друг с другом применяется словесная небрежность, даже у пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции. » Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с 1 их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, ко- 1 торые сейчас меня окружают, например, с удовольствием используют фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки смыслов интонацией и жестами.
В эту пору не только увеличивается словарный запас, но и приобретается большой навык оперирования словом - это путь к массовому словесному творчеству, типичному для подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его обогащения.
Обращает на себя внимание тот факт, что все исследовате- ли речи подростков отмечают их эксперименты над речью как неслучайное явление, которое порождается закономерностями развития: новые переживания ищут соответствующей им формы, отсутствие такой формы ощущается как невырази- мость Я, несоответствие его обыденности. «Огонь», о кото- ром я говорила, используя слова М.Волошина, требует про- явленности - Я нужна адекватная форма, дающая возмож- ность зафиксировать его динамику как проявление жизни. Как важны для юных людей живые образцы живой устной речи! Как важна практика собственного живого говорения и практика слушанья живой речи!
В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноя- зычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.
526
Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что подростки очень мало и поверхностно читают (если читают вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причем это движение естественное, оно осно- вывается на уже существующих в нем переживаниях, структу- рированных в разной степени. Символическая функция соз- нания обеспечивает относительную устойчивость этих струк- тур (образов, внутренней речи) и возможность развития глу- бины и ширины семантического поля каждого структурного образования. Психологическое пространство и движение в его семантике требуют от Я человека его выраженности, если хотите, то оформленности в виде собственных текстов - «Я- высказываний». Говоря другим языком, умеющий читать чужой текст обладает для этого необходимым умением читать собственную душу.
Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы не- читающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглу- шенность их сознания, которую разные авторы описывают то как сон души, то как конформизм (бездумное следование дру- гим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вы- зывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток ста- новится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающем в человеке способность к сосредоточению на собственном Я. У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщенном виде через зри- тельный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуа- ций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может потерять чувствительность к собственной диалогичности. Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.
Все-таки интеллектуально развитые подростки читают, пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для существования самой психической реальности. Мне хотелось бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей разви- тия в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач, которые встают перед подростком, читатель вынес идею о том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни (куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет кожи, движения, голос и тому подобное).
Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих про- явлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих,
низменном проявлении жизни подросток переживает собст- венную экзистенциальность. Причиной его трагедии может стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосу- ществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя пойти на дискотеку.
Подросток - реалист и романтик одновременно, он пере- живает как собственную целостность, так и возможность ее потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях конкретны и абстрактны одновременно, так как он только учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления, в поиске закономерностей он легко может принять случай- ное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств, переживаний и возможностей своего мышления, подросток - это тот человек, который может сформулировать и попро- бовать решить задачу развития собственного мышления. Именно для него написаны все книги по самовоспитанию, именно он может воспользоваться (если захочет) их мудро- стью не для манипулирования другими, а для воздействия на самого себя.
Итак, экзистенциальные переживания подростков связа- ны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них свой ритм.
Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество, позволяющее, подростку переживать полноту жизни, связыва- ется с усилиями по организации Я. Подросток начинает что- то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская дея- тельность (например, самостоятельное освоение музыкальных инструментов), изобразительная деятельность, литературная и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществ- ляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что да- леко не все подростки имеют возможность попробовать себя в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не бы- ли бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и прочего такого. Деструктивное «творчество» подростков за- служивает, думаю, внимания не меньше, чем их самодея- тельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем, откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно, лучшего применения. Какие силы вырываются из-под ра- зумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет своего исследователя.
^28
Продолжу разговор о тех задачах развития подростков, которые возникают при освоении ими абстрактных мысли- тельных операций. Одна из важнейших особенностей абст- рактного мышления состоит в том, что оно основано на применении в качестве средств мышления понятий, не псев- до, а настоящих понятий, в которых процедуры собственно- го мышления становятся доступными для человека. Мышле- ние в понятиях дает основания для мысли о мысли, для реф- лексии на содержание собственной познавательной активно- сти. Говоря иначе/мышление из спонтанного процесса ста- новится опосредованным отношением к нему самого чело- века, то есть диалогичность собственного сознания стано- вится доступной для воздействия самим человеком^Л'0, ка- ким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит, определяет эффективность мышления, иначе это еще назы- вают смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о том, что уровень интеллектуального развития подростков надо «измерять» не в показателях успеваемости по школь- ным предметам и не по широте или глубине умозаключений, а по общему развитию и соотношению углубленных жиз- ненных интересов, по содержанию той концепции жизни, которая отражает и уровень овладения собственным Я. Ду- маю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусст- венно не искажаются факторы развития подростка, так как он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохи- мии организма, которые оно вызывает, создает достаточно органических, телесных, если хотите, предпосылок для ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в соответствующей концепции, построенной совершенно про- извольно на основе самовоздействия на собственный про- цесс мышления.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление