г^Если начало подросткового возраста связано со снижени- ем показателей интеллектуальной активности (это отмечают • многие исследователи), то период вступления в юность, за- вершение полового созревания связан с подъемом интеллек- туальной активности на качественно новый уровень^Подро- стковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если юный человек начинает переживать возможность «приклю- чения» своего Я в области мысли, то есть возможность само- воздействия и самопреобразования в соответствии с образом своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое пространство молодого человека, можно было бы назвать его
источником собственной силы, так как я не знаю, как его обо- значить точнее в научных терминах. Может быть, это пере- живание интегративных (объединительных) свойств своего Я. Это проявляется и в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл действительности, смысл самой жизни.
Эта ориентация опосредует все психические процессы и придает им большую устойчивость, так как смысл является саморазвивающимся образованием, он и есть одно из прояв- лений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я, поэтому когда вместо него предлагают готовые механиче- ские схемы, которые надо просто воспроизводить в соответ- ствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет. Если для юных людей нет возможности соответствовать в мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими со- временными старшеклассниками, которые «проходят» клас- сическую литературу в качестве и количестве, не соответст- вующем их потребностям. Недаром среди выпускников школ так много людей, которые часто не читали классиче- ских произведений, по которым писали сочинения на «пя- терки» и «четверки».
Для подростков естественно в своем умственном образо- вании стремиться к углублению и расширению своего психо- логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес- конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше- нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту- альных возможностей, так как в этот период жизни реаль- ность собственного мышления такова же, как реальность те- ла, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процессе как мне принадлежащем.
Это обостряет значение содержания общения между под- ростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрос- лыми людьми.
На поверхности бытового поведения подростков наблюда- тель видит, что они очень много сил и времени отдают обще- нию со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых суще- ственно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его
530
однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристи- ки человека. Это не только теоретическое построение, оно подтверждается фактами экспериментально-психологических исследований'. Использование бесед, стандартизированного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного само- определения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.
Значительное большинство исследованных школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерег- ламентированном общении со взрослыми, которые составля- ют их ближайшее окружение.
Обращает на себя внимание еще одна особенность обще- ния подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношения с подростками - переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего «срабатывает» распространенность среди взрослых педагоги- ческой позиции, основанной на механизмах проекции. («Подросток - это я».)
Заслуживает особого внимания экспериментальный ма- териал, который показывает влияние характера общения со взрослыми на развитие Я подростков2. Я уже писала выше, что важнейшим моментом в развитии подростка является переживание им интегративных возможностей своего Я, их можно в экспериментально-психологическом исследовании личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватно- сти самооценки. '
По мнению многих исследователей3, именно эти свойства самооценки определяют степень самостоятельности и незави- симости человека в разных видах деятельности и во взаимо- отношениях с другими людьми.
' Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М., 1991; и др.
2 По материалам сборника: Формирование личности в переходный пери- од от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
3 Например: Донцов А. И., Сапожникова Л. С., Чеснокова И. И. и др.
531
Оказалось, что характер общения со взрослыми сущест- венно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти циф- ры: у подростков, которые могут доверительно общаться с родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекват- ная самооценка в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что детское следование правильности в отношениях с родителя- ми давно уже сменилось стремлением подростка следовать своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал? Только кое-кто.
Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуе- мых школьников, если им есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении с родителями - у 25%.
Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить себе, какие переживания преобладают у человека с устойчи- вой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой. Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколочен- ный корабль с бушующем море - это образ устойчивой само- оценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайка- ми, пытаясь одолеть бурное море, - это образ неустойчивой самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь, читатель решит сам.
Юные люди, удовлетворенные своим доверительным об- щением со взрослыми, характеризуются развитой способно- стью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реально- сти человеческой жизни анализировать и оценивать качест- ва своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовле- творения. Поведение этих подростков взрослые и сверстни- ки воспринимают и оценивают как «взрослое». (Остановите свое внимание на этом факте.)
Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они за- трудняются самостоятельно анализировать и оценивать свер- стников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В пове- дении этих подростков наблюдатели отмечают агрессив- ность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.
В экспериментах с несовершеннолетними правонаруши- телями установлено, что ближайший круг их общения ста-
532
новится важнейшим фактором формирования их ценност- ных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влия- ния взрослых, которые воспринимаются только как «по- меха» для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное со- держание.
Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физиче- ского созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции нужен механизм, в психологии пока неизвестны более уни- версальные пути становления механизмов, осуществляющих психические процессы, чем пути интериоризации - вращи- вания и выращивания их. Нужен материал (психологическая информация) для вращивания и почва (необходимые пере- живания) для выращивания. Таким «материалом» для вы- ращивания собственных интеграционных качеств для под- ростка является событие встречи с работающим - осуществ- ляющимся или осуществлявшимся когда-то - интегрирован- ным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важ- нейшим свойством - оно самодостаточно, ему для существо- вания достаточно силы собственного Я, оно не отбирает часть (или все) психологического пространства другого че- ловека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая в другом человеке его истинные качества, которые как бы резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное звучание.
Очень сложно описать это воздействие человека на че- ловека в нерегламентированном общении, в общении души с душой, где слова часто не имеют большого значения - важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгля- де, жесте, короткой реплике, совместном чувстве... Этот другой человек находит имя для Я подростка и таким об- разом делает его видимым, доступным для воздействия, до- ступным для необходимой защиты, ухода и, если хотите, то для любви.
Доли этого нет, если к Я подростка подходят с мерками универсальной правильности жизни (словно такая существу- ет), он попадает в конфликт между своим Я и несоответст- вующей ему формой жизни. В зависимости от степени ее
533
жесткости и степени несоответствия подросток будет пере- живать разного рода напряжения - от депрессии до агрес- сии, пытаясь разрешить этот конфликт. Ситуация осложня- ется тем, что ресурсы для интегрирования собственного Я у него не бесконечны, отсутствие необходимой психологиче- ской информации приведет к пустоте. Это то, что еще назы- вают духовным оскудением, безразличием к жизни, безот- ветственностью, потерей себя и тому подобное. Это еще одно рассуждение о том, что огонь жизни Я в подростке поддерживает взрослый человек, всей своей жизнью показы- вающий ее осуществимость.
Преобладание нормативного содержания в отношении со взрослым толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к како- му-то придуманному, фантомному образу Я этого конкрет- ного человека. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть и люди (компании) более старшего воз- раста. Эти люди могут дать подростку (в силу своей жизнен- ной некомпетентности) недостоверную психологическую информацию, что окажет свое влияние на его отношение к собственной жизни.
Недаром конкретные экспериментальные данные показы- вают, что доверительное общение с родителями связано с проявлениями пониженной тревожности, а регламентирован- ность - с повышенной.
С сожалением приходится констатировать, что потреб- ность подростков в нерегламентированном общении со взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает регламентированный тип общения. Ос- тается только думать, что за этим стоит еще одно проявле- ние обусловленной любви, замененной псевдолюбовью, то явление, которое носит культурно-обусловленный характер, где идеал человека и концепция жизни не являются научны- ми абстракциями, а составляют ткань отношения человека к другому человеку.
Вспоминаются в этой связи слова подростка, сорвавшиеся у него в ответ на упреки взрослых в его плохости: «Вспомните хотя бы, как вы меня любили в детстве». Хорошо еще, что есть что вспомнить.
Свою личностную Я-индивидуальность подросток охраня- ет, создавая разные формы ее целостности. Надо согласиться с Э.Эриксоном в том, что «это есть осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентифи- кации с влечениями либидо, с умственными способностями,
534
приобретенными в деятельности, и с благоприятными воз- можностями, предлагаемыми социальными ролями».
Опасностью этой стадии является ролевое смещение, по- теря механизма интеграции собственных проявлений жиз- ни. Для того чтобы компенсировать его, подростки разви- вают идентификацию со сверстниками, где сама принад- лежность к группировке гарантирует переживания «своих» людей как «моих», где верность группе культивируется как верность себе.
Подросток потенциально готов к освоению морали, так как он уже переживает необходимость в интегративных ме- ханизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, не- даром мировоззрение подростков часто называют идеологи- зированным; он еще только определяет свое место среди людей, свое место в обществе, с которым он уже может об- щаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу. Этой готовностью к подвигу и можно было бы разграни- чить подростковый и юношеский возраст, о котором речь впереди.
В завершение этой главы я приведу несколько отрывков из «Дневника обыкновенной девушки», который был начат Ни- ной Костериной, московской школьницей, в 1936 году, когда ей исполнилось 15 лет'. Короткие отрывки, в которых хоте- лось бы показать читателю живое биение огня:
«...кто я и какая я? Талантов у меня нет никаких... Ну, са- мая обыкновенная. У меня даже в мечтах нет ничего особен- ного... А у меня в будущем - один туман...
Танцую я давно и люблю танцевать, но с таким удовольст- вием еще никогда. Шутя Алик поднял меня на воздух: сердце замерло, дыхание перехватило, и жарко запылали щеки...
Многое я уже прочитала, некоторые произведения доводи- ли меня до бессонницы...
"Человек, который смеется" Гюго чуть не сорвал мне эк- замен по физике - зачиталась и забыла о том, что надо гото- виться.
Эх, и не люблю, когда ко мне приходят мальчики! В квар- тире потом все на меня так глядят, что... Да ну их?.. Дали во- жатую Люсю из Института права. Толстенькая по форме, а каково содержание - посмотрим...
' См.: Из дневников современников. - М., 1965.
535
Вчера папа купил мне гитару. Я очень обрадовалась по- дарку.
...И еще страшное и непонятное: арестован папа Стеллы. Он был начальником главка при Наркомтяжпроме. Говорят, он предатель.
...Обидно, что не умею драться как надо.
...У нас с Леной одинаковые характеры: когда есть дело, когда мы заняты по горло, бегаем, суетимся, - мы счастливы, мы веселы. Но вот покой, тишина, дела нет - тень хандры опускается на нас, и мы ругаемся друг с другом...
Ну и дела? Мне сейчас объяснились в любви!.. Не хочу и не могу писать об этом. Когда он сказал мне это, я еле дошла домой. Есть не могу, плачу и смеюсь...»
Нина Костерина погибла в декабре 1941 года.
1. лава 1- /
О ЮНОСТИ (18-22 ГОДА)
Музыка ли, пенье, что ли, эхом - Что же это зазвучало вновь? От вокзала Дружбы мы отъехали К следующей станции - Любовь.
М.Светлев
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым,
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!» Я спросил у могучего моря, В чем великий завет бытия, Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!» Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!»
К.Бальмонт
Юность, границы которой связываются с возрастом обяза- тельного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социаль- ных условиях. С этой точки зрения юность - возраст участия в выборах органов государственной власти.
Решение каких задач собственного развития обеспечивает человеку эту возможность - потенциально правильную соци- альную ориентацию в качествах других людей?
Попробуем в этом разобраться. Подростковый возраст за- вершается переживанием необходимости собственной целост- ности, если хотите, интегрированности. Подросток нуждается в руководстве, в присутствии человека, задающего саму возмож- ность такой интегрированности как цели, как жизненной пер- спективы, стремление к которой не является фантомным, уто- пичным, бессмысленным. Подросток готов к осуществлению подвига собственной жизни, реализуемой своими же усилиями.
Значит, он готов и к целостному, правдивому, реалистич- ному отношению к факту своего собственного существования. Надо согласиться с мыслью о том, что именно переживание ценности, неповторимости своего Я как частицы мирового многообразия вызывает в человеке желание жить. Ценность эта привносится мыслящим о самом себе Я.
Остается еще раз удивиться тайне человеческой природы, в которой жизнь породила сознание, знающее, что сущест-
538
вует и что может не существовать. Для того чтобы выбрать существование, выбрать жизнь, сознание должно само себе сказать «да», то есть Я должно предпочесть свою индивиду- альную живую жизнь всем другим видам жизни, в том числе и смерти.
Я согласна с тем, что у человека всегда есть выбор между бытием и небытием, он совершается как балансирование по канату над пропастью, где грани между Я и не-Я удержива- ются чувством ценности жизни, переживаемой как моя-жизнь. Эсхил в свое время называл людей «эфемерными», то есть как бы кратковременно существующими для других. В этом глу- бокий смысл, так как моя-жизнь может существовать такой только тогда, когда она воспринимается так же другими.
Психологическое пространство человека весьма неодно- родно, это делает целостность его Я неустойчивой, воспри- ятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам, непонятным самому человеку. Это блистательно показано Фрейдом. Что придает устойчивость Я, так необходимого для осуществления выбора между бытием и небытием?
Человечество давно знает ответ на этот вопрос. Каждый человек ищет и находит на него ответ в разном возрасте, но наиболее вероятно, что и сам вопрос и возможность ответа на него приходят в юности.
Наверное, в самом общем виде ответ может быть дан та- кой: каждый человек в мире не лишний. Потенциально каж- дый человек - создатель нового, творец, говоря высоким сти- лем, самой жизни, так как обладает данной ему экзистенцией. Для конкретного ответа на данный вопрос у человечества достаточно опыта, который многие пытались обобщать и описывать как явление человеческой дружбы'.
Я уже отмечала ранее возникновение у детей в середине детства тоски по «ребенку» как экзистенциального пережива- ния о необходимости собственного воплощения в другом.
Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенци- альной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установле- нию особого отношения с другими. Я уже назвала его отно- шением дружбы.
' См., например. Льюис К. Любовь, страдание, надежда. - М.. 1993, Альбертони Ф, Дружба и любовь. - М., 1991; Фромм Э. Душа человека. - М., 1992 и др.
539
В современных условиях жизни оно чаще всего реализуется среди сверстников (возрастные субкультуры обладают отно- сительной замкнутостью и непрозрачностью друг для друга). Что же это за отношение и почему оно является таким важ- ным? (Вспоминается неподдельная грусть и даже обида на жизнь в словах немолодого человека - 69 лет - о том, что за всю жизнь так друга и не встретил.)
Попробую описать то, что понимаю об одном из самых потаенных экзистенциальных проявлений жизни Я, жизни живого Я.
Первое, что бросается в глаза наблюдателю при анализе дружбы, это то, что другу разрешается приходить в дом. Друг никогда не бывает там гостем, он там присутствует в совер- шенно особом качестве. Может быть, прояснить это качество поможет словарь. Читаю у С.И.Ожегова: «Друг - 1. Тот, кто связан с.кем-то дружбой ("Близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов" - там же).
2. Сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
3. Употребляется как обращение к близкому человеку, а также (просторечие) как вежливое обращение к товарищу, к соседу, к встречному человеку».
«Гость - 1. Тот, кто посещает, навещает кого-нибудь в до- машней обстановке. 2. Постороннее лицо, приглашенное при- сутствовать на собрании, заседании»'.
Может быть, в описании различия найдется существенная характеристика отношений дружбы? Гость - это человек, который претендует на близость, на возможность присутство- вать в психологическом пространстве человека. Зачем? Ду- маю, что роль гостя можно сравнить с ролью зеркала (слегка кривого) - он должен отражать достоинства хозяев. Гость быстро становится нежеланным, если он этого не делает. Опять же есть почетные гости (свадебные генералы), но как-то не приходилось узнать о «почетном» друге...
Гость, думаю, выполняет особую психологическую мис- сию - он дает хозяевам дома (или хозяину) пережить необхо- димость построения отношений, именно построения, а не проявления. Перед гостями нельзя ударить лицом в грязь и тому подобное. В общем, гость - это человек, который своим присутствием вынуждает хозяев вести себя хорошо.
Наверное, традиции детских балов и утренников, прово- димых для небольших групп детей, помогали осваивать это умение. Гости (или гость) помогают осознать правила, общие
'Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1964. 540
для всех людей данной культуры, на которых базируется не- прозрачность Я, возможность его преобразования по образцу правил (пусть это и правила хорошего тона).
Пригласить кого-то в гости или самому пойти в гости - значит в известной степени взять на себя обязательство «быть хорошим», «быть правильным». Того, кто не умеет это де- лать, в гости обычно не приглашают.
Итак, гость - это человек, задающий своим реальным или возможным присутствием в доме позицию неравенства в от- ношениях с другим человеком, так как оказывает влияние на проявление его спонтанности. Особенно в традициях куль- турной гостеприимности гость может оказаться даже повели- телем хозяина («Слово гостя - закон»). Не будем обсуждать «хорошо» это или «плохо», в культуре ничего не возникает случайно. Может быть, законы гостеприимства - одно из правил этики, позволяющее человеку пережить свою зависи- мость от других людей, не воспринимаемую в других обстоя- тельствах как значимую. Может быть...
Иное дело друг и дружеские отношения. По сути дела од- ним из первых симптомов появления дружеских отношений является приглашение человека в дом. Если гости приходят для того, чтобы рано или поздно покинуть дом, то друг при- ходит туда, чтобы остаться там надолго. Истории известны случаи, когда дружба длилась всю жизнь. Я думаю, что чита- тель понимает слово «остаться» не буквально, а в переносном, метафорическом смысле. Друг начинает занимать место в психологическом пространстве человека, в доме его души. Это совершенно особое место. Как оно появляется - это одна из тайн человеческой жизни, я не претендую на ее раскрытие, а только пробую описать доступное моему пониманию. ^ У человека в юношеском возрасте существует огромная по- требность, необходимость в интегрировании разных проявле- ний жизни своего Я - он чувствует, переживает возможность этого как направленность течения жизни, но для осуществле- ния интеграции нужна сила, нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений жизни, ее глобальную противоречивость - наличие в жизни смерту?
Источником такой силы, такой энергии становится друг - Другой человек, который своим присутствием дает необходи- мую психологическую информацию для интеграции Я. Какая это информация? Я бы сказала о ней как об информации, под- тверждающей, если хотите, утверждающей действительность, правдивость, реальность существования Я другого человека как для него самого, так и для всех людей. Здесь проходит ос-
541
новная линия разграничения содержания отношений с гостем и с другом: с гостем надо казаться, с другом надо быть Я.
Попробую сказать так: друг для человека - это его живая, реальная, «всамделишная» экзистенциальность, поэтому если с гостем может быть тяжело, то с другом - легко. Возможно, по этой легкости и узнают люди своих друзей - с ними словно возвращается (проявляется) полнота собственной жизни, рас- трачиваемая с другими людьми на установление отношений, например, ранговых, служебных и тому подобное.
Скептики утверждают, что в современном мире социаль- ных отношений нет места дружбе, так как она потенциально может быть средством нарушения норм межличностных от- ношений. Да, по сути, она такой и является. Если руковод- ствоваться идеями всеобщей справедливости, то место чело- века в системе социальных отношений должно определяться его заслугами и качествами, которые оцениваются объектив- но (!). Дружба своим существованием выступает противове- сом праву, законам деловой жизни.
Можно понять скептиков, если всю жизнь человека свести к деловым отношениям и его конкурентоспособности, что сегодня и происходит, к сожалению, в нашей жизни. Сведение дружеских отношений к отношениям взаимной выгоды, я думаю, временная тенденция нашей жизни.
Вспоминается в связи с этим сцена, наблюдавшаяся в рес- торане. Была вторая половина дня, еще не вечер и уже не обед. Компания молодых людей (лет по двадцать, не боль- ше) за соседними столиками, вдруг на повышенных тонах вопрос-крик: «Если ты мне друг, то скажи мне, кто я? Скажи мне, зачем я? Зачем мне эти деньги, если я не знаю, кто я?» Прошу читателя не сомневаться в реалистичности этой сце- ны - это был один из тех российских городов, которые при- нято называть провинциальными, был ноябрь 1995 г., моего спутника звали Валера, и он только что задал мне тот же самый вопрос. Он ждал ответа от меня как от психолога, как от профессионала, а в ту минуту, в ту паузу, так необходи- мую для того, чтобы услышать вопрос собеседника, прозву- чал громко-громко, отчаянно и надрывно вопрос-крик за соседним столиком. Приближается конец XX века, в нем, как и за столетия до Рождества Христова, люди тосковали (тоскуют) по дружбе.
Кто это может делать? Только друг, не гость, не приятель, не любимый, а друг. Если он не встречается на жизненном пути, так и останется горький след тоски, горький след невос- требованного живого Я, которое не нашло самого себя.
542
Не буду подробно останавливаться на всех вариантах по- нимания слова «дружба» как возможного содержания отно- шений между людьми, а постараюсь более детально остано- виться на облике другого человека, кого называют настоя- щим другом. Замечу сразу, что уточнение «настоящий» воз- никает неслучайно, так как в семантической сложности слова «друг» подчеркивается его экзистенциальное содержание.
Можно привести множество примеров из личных дневни- ков, из биографических и автобиографических описаний сложнейших, противоречивых переживаний юношей, связан- ных с осознанием того, что перед ними ненастоящий друг, а просто другой. То душевное смятение, которое вызывает это открытие, может оказать очень сильное (часто необратимое) влияние на отношение к людям вообще, особенно в юноше- ском возрасте, так как он сензитивен, особенно чувствителен к содержанию этих отношений. ^""Вопрос о том, как отличить истинную дружбу от других видов отношений между людьми, является крайне актуальным в юношестве, так как жизнь заполнена множеством разного рода отношений, основанных на явном или скрытом подчи- нении человека человеку^Достаточно в этом смысле взгля- нуть на сценарии игр в отношениях между людьми, остроумно и точно описанных Э.Берном'.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление