КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень затрат, связанных с выходом на зарубежный рынок
3. Степень привлекательности инвестирования (матричное представление способов выхода на внешний рынок исходя из учета последних двух характеристик иллюстрирует рис. 5.2). Выбор наиболее эффективного способа (стратегии) требует комплексных расчетов и обоснований. Альтернативные стратегии проникновения на внешний рынок представлены на рис. 5.3, а их сравнительные характеристики приведены в табл. 5.1. Рассмотрим особенности каждого способа и условия их использования. Под экспортом понимается реализация на зарубежных рынках товаров и услуг, которые производятся или выполняются в своей стране. Принято различать прямой и косвенный экспорт. О прямом экспорте говорится, если производитель продает свои товары и услуги самостоятельно. При этом несущественно, продал ли он продукцию конечному потребителю или же посреднику. Косвенный экспорт имеет место в тех случаях, когда изделия и услуги реализуются, например, внешнеторговыми фирмами. Он особенно необходим в условиях, когда производитель не имеет достаточной информации о внешнем рынке или опыта работы на нем, поэтому предпочитает уменьшить собственный риск, передав функцию сбыта посреднической фирме. Концепция маркетинга должна учитывать возможность его осуществления в активной и пассивной формах. При активной форме инициатива относительно зарубежных поставок исходит от отечественных институтов — производителя или экспортера. Пассивный экспорт имеет противоположный источник: импортер или некий иностранный институт (нередко государственные организации иностранной державы) ведут поиск необходимой для них продукции. В некоторых случаях пассивный экспорт проявляется в виде нерегулярного. Это такой уровень включения в мировую торговлю, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы.
Экспорт, расширяя рынок предприятия, значительно усложняет реализацию всех функций маркетинга. Особенно это касается обработки рынка, реализации и дистрибуций. Кроме того, экспортер встречается с необходимостью переориентации всех задач на новые условия, что требует нередко перераспределения капитала, структурных изменений в кадровом потенциале и т. п. Особенно трудным такой переход в новое качественное состояние оказывается для мелких и средних предприятий. Для большинства из них выходом является использование форм экспортной кооперации. Экспортная кооперация в мировой практике получила широкое развитие и характеризуется большим разнообразием форм. Их сравнительный анализ позволяет вычленить основные черты, присущие совре-
Способы проникновения на международные рынки Таблица 5.1 Сравнительный анализ основных форм участия предприятия на международных рынках
222 Глава 5 • Политика проникновения на международные рынки
менной кооперации в международном бизнесе. Прежде всего она представляет собой сотрудничество на добровольной основе двух и более юридически и экономически самостоятельных предприятий на основе заключенного между ними соглашения или договора. Это сотрудничество направлено на решение стоящих перед участниками кооперации общих задач в области экспорта. Экспортная кооперация имеет функциональную, инструментальную и институциональную стороны. В функциональном отношении она выражает те задачи предприятий-учредителей, которые они предпочитают реализовать совместно. Сотрудничество по экспорту часто приводит к обычным совместным действиям группы независимых фирм, располагающих взаимосвязанными продукцией и рынками, что расширяет их возможности при ведении международных операций. Типы сотрудничества можно классифицировать по двум показателям (рис. 5 4). Задачи, которые требуется выполнить, можно определить как узкие (например, конкретные действия в ограниченный период времени) или широкие (т. е. всеобъемлющие программы, неограниченные по времени). Контракт между сотрудничающими фирмами может быть свободным, например в виде протокола, который уточняется и дополняется в ходе совместных операций партнеров, или жестким, точно определяющим соответствующие права партнеров и их обязательства во всех деталях. Способы проникновения на международные рынки Примером узких задач при свободном контракте может быть участие в промышленных ярмарках и выставках или в специальных мероприятиях (например, издание какого-нибудь торгового журнала). Для мелких экспортеров такая деятельность может иметь большое значение с точки зрения установления рыночных контактов, но, действуя в одиночку, отдельно взятая фирма не сможет в значительной степени заинтересовать клиентуру вследствие своей малой величины.
Примерами широких задач при свободном контракте могут служить планирование и осуществление маркетинговых коммуникаций от имени большого количества небольших производителей сопутствующих товаров. Такое сотрудничество характерно для небольших производителей мебели и специального оборудования. Сотрудничество может включать в себя предоставление общей информации влиятельным кругам, а также охватывать потребности в образовании со стороны групп важных клиентов. В некоторых случаях проводятся рекламные кампании, нацеленные на конечного потребителя и часто подчеркивающие отечественное происхождение товара. Примерами выполнения узких задач при жестком контракте может быть начало совместной деятельности за рубежом небольших предприятий по продаже, обслуживанию и сбору информации о рынке. Такие совместные усилия предполагают наличие однотипных товаров, что позволяет небольшим предприятиям скоординировать и сконцентрировать свои усилия по охвату целевой группы. В то же самое время товары должны быть взаимно дополняющими и не конкурировать между собой непосредственно. Выполнение широких задач при жестком контракте затрагивает уже в большей степени выполнение основных задач маркетинга вместе с другими функциями компании. Сотрудничающие фирмы теперь уже отводят совместному органу обилую руководящую роль: анализ и планирование маркетинга являются основой для скоординированной разработки продукции этой группы и для осуществления контакта с клиентами. При этом возможно, что само производство, складирование и транспортировка должны регулироваться общими принципами материально-технического обеспечения, так же как и координация финансирования, чтобы достичь лучших отношений с банками. Такое сотрудничество уже больше похоже на функционирование вполне развитой маркетинговой фирмы.
В инструментальном и институциональном плане международная кооперация построена на использовании большого арсенала методов и механизмов, с помощью которых решаются задачи по обработке зару- 224 Глава 5 • Политика проникновения на международные рынки бежных рынков. Наиболее крупные блоки: обмен информацией; обмен опытом; коллективная деятельность без специального предварительно го выделения какой-либо из проблем предприятий; сотрудничество и решении оговоренных взаимным соглашением задач; формирование ко оперативного ангажемента; основание акционерного общества; правовое выделение кооперативного ангажемента. Экспортная кооперация позволяет обмениваться информацией относительно международных выставок; объявлений открытых конкурсов на размещение правительственных заказов; о торговых посредниках, коммерсантах-посредниках, комиссионерах и т. п.; источниках получения другой информации. Участники кооперации практикуют совместные посещения выставок и ярмарок, материалы которых затем анализируются и обсуждаются. Нередко ими создаются совместные предприятия, которые занимаются сбытом,розничной торговлей и сервисом. Практикуется совместное приобретение различного рода основных средств, в особенности таких, которые сообща можно дешевле купить и скорее окупить. Например, выставочное оборудование, имущество для бюро и оснащения складов, складские помещения, грузовые автокары. Формы кооперативного ангажемента в наиболее простом виде выражаются в совместном изучении рынка и координации планов, организационных и диспозитивных мероприятий. Для многих же предприятий предпочтительней более завершенные в организационном отношении формы. Они создают на кооперативных началах различного рода экспортные объединения, имеющие правовой статус самостоятельных фирм, которые принимают на себя функции менеджмента по разработке проектов внешнеэкономической деятельности их учредителей и реализации продукции. В настоящее время возникает большое число форм, обеспечивающих деятельность на зарубежных рынках без вывоза капитала, которые основываются на использовании договорных отношений. Они характеризуются формированием международной кооперации, при которой границу пересекают продукты творческой деятельности, новые знания, опытные технические проекты и т. п. Эти формы кооперации проявляются в трех основных видах: лицензионное производство; управление по контракту (management contracting) и подрядное производство (contract manufacturing). Лицензионное производство состоит в том, что отечественный оферент (лицензиар) передает зарубежному производителю (лицензиату) права использовать ноу-хау на продукт и изготавливать этот продукт на Способы проникновения на международные рынки условиях оплаты определенного лицензионного сбора или вознаграждения. При этом лицензионные договора содержат по крайней мере два аспекта. Во-первых, они отражают специфику объекта лицензии. В их числе выделяются патенты, промышленные Модели и образцы, товарные знаки и торговые марки, незащищенные ноу-хау. Во-вторых, при приобретении лицензии нередко фиксируются определенные ограничения на пользование, эксплуатацию и т. п. Соответственно видовые отличия приобретают форму лицензий на производство, использование и сбыт. Лицензионные контракты устанавливают вид прав на пользование,.жсплуатацию и получение дохода, а также период, на который они передаются (чаще всего 5-10 лет). Нередко оговариваются возможности и условия продл ения договора. Стороны иногда устанавливают дополнительные обязанности относительно маркетинговой активности. Примерами таких условий являются: обмен информацией по вопросам сбыта, обучение персонала, получение консультаций по вопросам маркетинга. Более того, лицензионное производство может иметь своим целевым назначением обработку зарубежного рынка, что предусматривается контрактом. В этом случае лицензиар нуждается в исчерпывающей информации об активности лицензиата по производству и сбыту продукции. Главным преимуществом лицензионного производства является то, что помимо ноу-хау за рубеж не вывозятся никакие материальные ценности. При этом оно избавляется от необходимости проявления собственной активности. Именно поэтому данное; направление весьма популярно у малых и средних предприятий. Классификация форм и средств технологического обмена представлена на рис. 5.5, основные тенденции и структура международной лицензионной торговли — на рис5.6. Учитывая большие потенциальные резервы в области наукоемких технологий и организационные сложности реализации лицензионной деятельности предприятий, могут быть использованы для этих целей специализированные фирмы и фонды. Сущность процедуры продвижения объекта лицензии на внешний рынок рассматривается в гл. 11. Необходимой составляющей такой системы должен стать банк лицензий, в котором должны быть сосредоточены сведения об объекте лицензирования и потенциальном лицензиате. По мере развития взаимодействия между Восточноевропейскими странами, Россией и странами, входящими в ЕС, накапливается опыт международного маркетинга и менеджмента в области научно-техни-
228 Глава 5 • Политика проникновения на международные рынки ческого сотрудничества. Одним из направлений служит участие в совместных международных программах. На рис. 5.7 приведены основные характеристики форм сотрудничества в области инновационного предпринимательства, которые могут служить развитию малых предприятий в сфере наукоемких технологий. Своеобразной формой лицензирования может служить франчайзинг (подробно рассматривается в гл. 11). Другая форма совместного предпринимательства — управление по контракту Management Contracting. Она находит широкое применение в развивающихся странах, имеющих капитал и исполнительный персонал, но не располагающих ноу-хау и квалифицированными работниками. Предложения относительно кооперации с участием зарубежного капитала в этих странах нередко отклоняются из-за боязни допустить излишнее иностранное присутствие. Соглашение же на осуществление комплекса работ в области менеджмента ограничено во времени, и в конечном итоге зарубежные специалисты будут заменены местными. Следовательно, применяя Management Contracting, фирма экспортирует не товар, а управленческие услуги. Чаще всего это осуществляется в форме консультаций для иностранных компаний. Данный метод использует фирма Хилтон для организации работы отелей в разных частях света. Management Contracting был популярной формой международного бизнеса и в странах бывшего Восточного блока. Правда, здесь ему отдавалось предпочтение преимущественно по политическим мотивам. Его успешно использовали в одном из крупнейших проектов строительства Волжского автомобильного завода. В современных условиях для использования Management Contracting открываются совершенно новые возможности, которые в мировой практике еще не имели широкого применения. Речь идет о приобретении ноу-хау в области менеджмента действующими предприятиями, многие из которых приватизируются. Третья форма совместного предпринимательства — производство по контракту (Contract Manufacturing) состоит в том, что зарубежное предприятие принимает на себя обязательства изготавливать на собственных производственных мощностях продукцию, приобретение которой гарантируется отечественной фирмой договором на длительный период. Ситуации, в которых возникает необходимость прибегнуть к подобной форме, можно в известной мере типизировать. Использование ее имеет смысл при дефиците собственных мощностей и наличии больших препятствий для экспорта в соответствующую страну или
230 Глава 5 • Политика проникновения на международные рынки его высокой стоимости, а также в условиях, когда производство в чужой стране обходится дешевле благодаря низким материальным издержкам и невысокому уровню заработной платы. Общая схема Contract Manufacturing на практике имеет различные модификации. Большое распространение получило производство исходного продукта (изготовление деталей). В случаях, когда Contract Manufacturing ставит своей целью обеспечение изготовления продукции на последней ступени, имеют место формы, определяемые как «сборка» (рис. 5.1-5.3). К разновидностям Management Contracting относится переработка давалъческого сырья (пассивные операции). Технологическая схема их выполнения заключается в поставке отечественных материалов, полуфабрикатов и компонентов за рубеж, где они обрабатываются, монтируются и т. п. и затем реимпортируются в качестве готовой продукции. К разновидностям Contract Manufacturing относят также «монтаж» и «комплектное изготовление». В первом случае речь идет о производстве деталей для их последующей сборки. При комплексном производстве предметом Contract Manufacturing является производство всего продукта, включающее все технологические фазы. Среди условий, при которых целесообразно его использование, выделяется наличие возможности удовлетворения потребности в зарубежных мощностях при наиболее высокой результативности. Обычно это выражается в низких издержках на заработную плату, сырье и транспорт. Одновременно не менее существенным может оказаться и такой фактор, как использование преимуществ, связанных с имиджем страны по данному продукту. Особое место среди способов выхода предприятия на внешний рынок принадлежит прямому инвестированию или трансферту капитала. Прямые инвестиции могут осуществляться предприятием самостоятельно или же совместно с хозяйственными субъектами страны, в которую ввозится капитал. В последнем случае речь идет о создании совместного предприятия (Joint Venture). При самостоятельном вложении капитала за рубежом фирма принимает предприятие под свою полную ответственность. Можно выделить две основные формы трансферта капитала за рубеж, когда принимаются на себя преимущественно все риски: сборочное производство и полное производство продукта. Различия между ними касаются в основном числа производственных фаз, которые предполагается осуществлять вне своей страны.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |