КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегическое планирование. Стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности
Стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности Стратегическое планирование может рассматриваться как важнейшая и фундаментальная часть планирования маркетинга. 1. SWOT-анализ. Название традиционно употребляется в английском варианте, представляющем собой аббревиатуру четырех слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunities — возможности, Threatens — угрозы. SWOT-анализ применяется для оценки, точнее, самооценки, стратегических перспектив фирмы. Вместе с тем можно использовать этот метод и для объективной оценки своих конкурентов. Для проведения анализа строят матрицу размером 2x2: В матрицу заносятся все характеристики фирмы, важные с точки зрения ее конкурентоспособности. В верхних квадрантах матрицы характеризуется внутренняя среда, в нижних — внешняя. В левых квадрантах записываются те характеристики организации, которые благоприятствуют ее будущему развитию, а в правых — которые не благоприятствуют. Таким образом, S — это сила внутренней среды, или, проще говоря, объективные достоинства; W — слабость внутренней среды (объективные недостатки); О — благоприятные возможности внешней среды, конкурентные возможности, потенциал в конкурентной борьбе по сравнению с конкурентами; сюда же записываются тенденции внешней среды, благоприятные для фирмы (например, спрос на продукцию растет, правительство намерено повысить пошлины на импорт конкурирующей Глава 8. Планирование маркетинга продукции и т.д.); Т — неблагоприятные факторы внешней среды (цены на мировом рынке падают, появился товар-заменитель и т.д.). Выше (см. 7.1) мы использовали для иллюстрации понятия «миссия» миссию кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности факультета востоковедения и мировой экономики Иркутского государственного технического университета. Воспользуемся этим приемом и сейчас, приведя результаты проведенного на этой же кафедре стратегического SWOT-анализа конкурентного положения (табл. 1).
2. Бостонская матрица — анализ стратегического положения фирм и приоритетов корпорации. Этот метод был впервые применен Бостонской консультационной группой (отсюда название) для анализа ситуации внутри крупной корпорации. Объектами анализа были так называемые стратегические хозяйственные единицы, т.е. относительно самостоятельные фирмы, подчиненные крупной корпорации. Анализ проводился в интересах корпорации, принимающей решения по внутрикорпоративным приоритетам. В систему координат, образованную двумя не коррелирующими между собой показателями, помещаются точки-кружки, символизирующие фирмы (рис. 12). Размер кружка отображает величину фирмы. Можно продемонстрировать еще одну характеристику — тенденции динамики показателей (стрелками). Разделив поле на четыре части, получаем четыре группы фирм. Для каждой из этих групп предлагается определенная типовая стратегия (рис. 13). Таблица 1 Стратегический SWOT-анализ конкурентного положения кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности факультета востоковедения и мировой экономики ИрГТУ
Левый верхний квадрант — так называемые «звезды». Для них характерны высокая доля в отрасли и быстрый рост. Прибыли, приносимые «звездами», велики, но велики и расходы, необходимые, чтобы обеспечить рост. «Звезда» — очень перспективное подразделение, которому стоит помогать, поддерживая его преимущества. Со временем рост «звезды» замедляется, и она переходит в другую категорию.
Нижний левый квадрант — «дойные коровы». Как правило, «дойная корова» — это бывшая «звезда». Такая фирма стабильно работает, сбыт налажен, затраты на маркетинг невелики. Она дает больше прибыли, чем требуется для поддержания ее доли на рынке. Это позволяет корпорации ее «доить», перераспределяя прибыли, прежде всего в пользу «звезд». Правый верхний квадрант — «трудные дети». Эти фирмы принадлежат к перспективной отрасли, но их доля в этой отрасли мала. Подобно «звездам», они требуют подпитки, но целесообразность такой подпитки неочевидна. С «трудными детьми» возможны два варианта стратегии: либо помочь им выйти в «звезды» за счет интенсификации маркетинга, либо отказаться от них, вывести с рынка. Правый нижний квадрант — «бродячие собаки». Это те, от кого однозначно нужно отказываться (вариант — сократить маркетинговые издержки, «помогая» фирме самой уйти с рынка). В «бродячую собаку» может превратиться либо «трудный ребенок», либо «дойная корова». Помимо собственной ценности для анализа аналогичных ситуаций, данный прием интересен еще и тем, что его формальные находки могут Глава 8 Планирование маркетинга применяться и для анализа других ситуаций; при этом поле может делиться на 6,9 или иное количество клеток. 3. Анализ новых рыночных возможностей. Один из законов рыночной экономики — невозможность для фирмы стоять на месте. Поиск новых рынков составляет важную часть стратегического планирования. При этом осуществляется выбор из четырех стратегических вариантов, проанализировать которые помогает матрица возможностей по товарам/рынкам (рис. 14). Конкретнее эти варианты означают следующее: 1) более глубокое проникновение на существующие рынки с существующими товарами (манипуляции с ценой, реклама, расширение числа торговых точек, лучшая выкладка на прилавках и т.д.); 2) выход с тем же товаром на новые рынки (демографические, качественные — например, связанные с другими категориями потребностей, географические); 3) разработка нового товара для того же рынка; • Совместим ли данный вариант со стратегическими целями и долгосрочными планами фирмы? • Если нет, то есть ли основания пересмотреть эти цели и планы? • Располагает ли фирма своими ресурсами для осуществления этого варианта? • Если нет, то есть ли возможность привлечь эти ресурсы со стороны? Раздел III. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |