КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности комплекса маркетинга
Содержание маркетинга образовательных услуг Комплекс маркетинга образовательных услуг включает в себя следующие компоненты. 1. Исследование рынка образовательных услуг. Сюда входит изучение: • конъюнктуры на рынке труда; • потребительского спроса, который, хотя и базируется в основном на субъективных представлениях о конъюнктуре на рынке труда, может с ней не совпадать — здесь играют роль и недостаточная информированность рядовых потребителей, и соображения совершенно иного порядка, такие как традиции, престижность, мода; • конкурентной среды. 2. Сегментация и позиционирование. Совершенно очевидно, что учеб Глава 34 Маркетинг в сфере образования В СССР среди абитуриентов вузов выделялись, пожалуй, два сегмента: дети государственной элиты, которым доступ к престижному образованию открывался положением родителей (в гораздо меньшей степени деньгами), и все остальные. Среди остальных были, конечно, те, кому связи или деньги родителей обеспечивали более легкое, чем у других, поступление в вуз, но это не влияло на позиционирование самих вузов. Последнее заключалось в том, что в некоторые вузы поступление человеку «с улицы» было практически заказано (например, МГИМО); остальные были более демократичными, хотя и сильно отличались друг от друга по престижности. Среди них имелись некоторые, чей особый статус, связанный с традиционно высоким качеством образования, фиксировался почти официально (МГУ, МФТИ и некоторые другие): им1 позволялось предъявлять на вступительных экзаменах повышенные требования, а сами экзамены проводить раньше других, чтобы дать возможность не поступившим попытать счастья в более «простом» вузе.
В наше время ситуация несколько изменилась. Сформировался специфический сегмент — абитуриенты, которые не могут рассчитывать на бесплатное, конкурсное поступление по уровню своей подготовки и одновременно ограничены в средствах. Именно на этот сегмент в первую очередь ориентировано большинство негосударственных вузов. Другой относительно новый сегмент — это абитуриенты, готовые заплатить (легально, чего раньше не было) любые деньги за образование, особенно по определенным специальностям, и некоторые вузы если не полностью, то в значительной степени ориентируются на них и позиционируют себя соответствующим образом. Прежде позиционирование вузов осуществлялось практически стихийно, через неорганизованную пропаганду. Сегодня к этому добавились ценовая политика, реклама и пиар, а также, чаще всего неудачное, манипулирование товарной маркой Подробнее об этом будет сказано ниже. 3. Разработка ассортимента и номенклатуры образовательных услуг. На Многие, хотя и далеко не все, вузы успешно расширяют и номенклатуру предоставляемых услуг. 4. Разработка миссии и товарной марки. Как говорилось выше (см. 7.1),
Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ числе и в сфере образования. Между тем за рубежом миссия играет важнейшую роль не только в менеджменте, но и в позиционировании, в продвижении, т.е. в маркетинге. Товарной маркой учебного заведения служит его название. Стоит напомнить (см. гл. 15), что смена товарной марки считается делом весьма нежелательным; там же приводился пример, связанный именно с вузом (МВТУ им. Баумана). Однако в последние 10—15 лет российские учебные заведения (это распространяется и на другие постсоветские страны) охватила волна переименований. Например, в Иркутске из 9 вузов ни один не сохранил традиционного названия. Но Иркутск — вузовский центр среднего масштаба и регионального значения. В городе, области, соседней Бурятии все и так знают, что Лингвистический университет — это старый добрый Иняз, а Экономическая академия, ставшая затем Университетом экономики и права, причем не Иркутским, а Байкальским, — это всем известный Нар-хоз. Сложнее обстоит дело в столицах, где вузов намного больше, а обслуживают они всю страну. Встречаешь, например, упоминание о каком-нибудь Гуманитарном университете и ломаешь голову: идет ли речь об очередной негосударственной «конторе» или о знаменитом Историко-архивном институте? Переименования связаны в общем чаще всего с двумя тенденциями: с изменением статуса вуза и с отбрасыванием ранее присвоенного, но ставшего непопулярным имени того или иного деятеля (организации, события); уж заодно изменяют иногда и другие элементы, как в вышеприведенных примерах. Об изменении статуса стоит поговорить отдельно. Какому-то чиновнику пришло в голову превратить слова «университет», «академия» и «институт» в показатели статуса вуза, причем присваиваемые официально. Иногда при этом ссылаются на зарубежный опыт: дескать, на Западе никаких институтов нет. Во-первых, есть, и порой очень престижные, например прославленный Масачуссетский технологический. Во-вторых, если институтов там и мало, то их мало не по названию, а по сути, поскольку там иные традиции организации образования: невозможно представить себе в США «университет путей сообщения», «лингвистический», «медицинский», «авиационно-технологический» и т.п. Если в американском городе есть несколько университетов, то все они действительно являются университетами, т.е. универсальными учебными заведениями (причем уровень их может сильно различаться).
Что касается имен, то здесь не все однозначно. Есть вузы, к названиям которых имена как бы «прикипели», которые в народе известны как Ти- Глава 35. Маркетинг концертно-театральной деятельности 347 мирязевка, Бауманка, Плехановка, Лумумба, Гнесинка, Губкинский, Гер-ценовский, Щепка (им. Щепкина), Щука (им. Щукина), Мухинское и т.д. Отказ от такого имени — безусловная потеря. Но когда, к примеру, два университета — Ленинградский и Иркутский — отказались от имени Жданова, это прошло совершенно безболезненно, поскольку и прежде их «ждановскими» никто не называл. Стоит отметить, что некоторые (в основном столичные) вузы поступили разумно, сочетая навязанное сверху изменение статуса с сохранением традиционного названия: к последнему, содержащему слово «институт» механически добавили в скобках слово «университет». Остроумен опыт Московского экономико-статистического института (МЭСИ): превратившись в Московский университет экономики, статистики и информатики, он сохранил прежнюю аббревиатуру. 5. Ценовая политика. Здесь комментировать нечего: как и в случае с любыми товарами (см. раздел V), ведется поиск компромисса между стремлением заработать побольше и привлечь как можно больше учащихся, причем одновременно цена может использоваться еще и для позиционирования. 6. Продвижение. Здесьтоже комментарии излишни, тем более что сказанное выше о позиционировании, миссии, товарной марке касается в первую очередь продвижения. Отметим одну специфическую черту — пиар в сфере образования предполагает широкое использование студентов: те, кто уже учится, могут многое рассказать потенциальным абитуриентам. Глава 35. МАРКЕТИНГ КОНЦЕРТНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последнее время в нашей стране стал активно развиваться маркетинг концертно-театральной деятельности (КТД) как совершенно самостоятельное направление в маркетинге. Имеется в виду управляемый социальный процесс, деятельность, направленная на выполнение интегрированной политики, базирующейся не только на желаниях потребителей, но и на формировании, воспитании этих желаний с использованием интеллектуального и материального инструментария. К сожалению, непонимание большинством отечественных (прекрасных!) артистов этого факта приводит к засилью на наших подмостках и Раздел IX. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ экранах серых посредственностей, откровенной халтуры, царства золотого тельца. Театральные и музыкальные коллективы, исполнители классического репертуара не принимают мысль о том, что они — товар, их спектакли, концерты — товар, театры — товар. Приводит это к тому, что сборы падают, театры не посещаются, а имен многих великолепных исполнителей просто никто не знает. Субъектами маркетинга КТД являются производители спектаклей и концертов — режиссеры, продюсеры, актеры, исполнители, импресарио, художники, декораторы, реквизиторы и т.д., а также потребители — зрители. Объектами маркетинга КТД являются поставляемые на рынок товары, а это в нашем случае спектакль, концерт, конкурс, гастроли и т.п. К настоящему времени можно уже говорить о сформировавшейся классификации маркетинга КТД. 1. Классификация по объектам: • маркетинг собственно театральной деятельности — маркетинг театра, маркетинг спектакля (маркетинг стационарного спектакля, маркетинг антрепризного спектакля), маркетинг гастролей, маркетинг фестиваля; • маркетинг собственно концертной деятельности — маркетинг концертного или филармонического зала, маркетинг концерта, маркетинг гастролей, маркетинг конкурса, маркетинг фестиваля.
2. Классификация по направлениям: маркетинг шоу-бизнеса, маркетинг элитарного концертного искусства (классика), маркетинг элитарного театрального искусства, маркетинг массового концертного искусства, маркетинг массового театрального искусства (елки). 3. Классификация по субъектам (маркетинг личности): маркетинг режиссера, маркетинг актера, маркетинг исполнителя, маркетинг конкурсанта, маркетинг композитора, маркетинг зрителя (детские спектакли, спектакли для ветеранов войн, инвалидов, в домах престарелых, детских домах и т.д.). Некоторые направления в маркетинге могут пересекаться, например возможен маркетинг нового спектакля с участием мало известного, но перспективного актера. В данной главе не рассматриваются специфические особенности такой сферы, как маркетинг шоу-бизнеса, в котором главенствующую роль играют финансовые соображения (в отличие от других сфер, где их роль более скромна) и который имеет свои, жесткие и во многом жестокие законы. Начиная разговор об элементах маркетингового комплекса КТД, следует отметить, что классическая формула «5 П» в этом случае работать не будет, ее необходимо расширить по меньшей мере до «11 П» (табл. 5). Как Глава 35 Маркетинг концертно-театральной деятельности 349 и в общем случае, здесь мы основываемся на терминологии, разработанной за рубежом на английском языке (все слова начинаются на Р), но она легко переводится на русский язык с соблюдением того же формального принципа. При этом речь в ряде случаев идет не о переводе, а скорее о передаче смысла, причем иногда используются иные слова, чем для общего комплекса маркетинга. Таблица 5 Содержание комплекса маркетинга концертно-театральной деятельности
Рассмотрим каждый элемент этого комплекса и его роль в анализе и планировании комплекса маркетинга. 1. Продукт — спектакль, концерт, шоу, конкурс и т.п. Здесь важно про • качество. Плохая игра актеров, плохие декорации, слабая режиссура, пение под фонограмму могут оттолкнуть потребителя — зрителя. Известно, что хорошие спектакли, как стационарные, так и антре-призные, долгие годы способны собирать аншлаги. На первом этапе своего существования способны притягивать интерес зрителя и просто скандальные постановки; • товарная марка. В этом качестве могут выступать как название театра, так и известное имя режиссера или актера, причем и они также могут притягивать внимание не только известным качеством, но и скандальностью. 2. Цена может зависеть от того, какого зрителя хочет видеть в зритель Раздел IX. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ них является приоритетным: деньги, слава, уважение или социальный имидж. Здесь важны такие показатели, как уровень цены, покупательское восприятие, соотношение качества и цены, разнообразие. Когда-то театр мог посетить почти каждый, купив билеты: богатый — вложу или партер, бедный — на галерку или раек. Сегодня зачастую реальное качество спектакля или концерта не соответствует цене. 3. Продвижение включает в себя целый ряд аспектов, таких как: • реклама в традиционном понимании — афиши, анонсирование в средствах массовой информации и т.д.; • художественная разработка программы спектакля, его дополнительный антураж. Можно в качестве примеров вспомнить такие известные постановки московских театров, как «10 дней, которые потрясли мир» на Таганке (прямо на улице над театром — революционные лозунги, билеты проверяет «матрос» с красным бантом и накалывает на штык, в фойе типажи из 1917 г. распевают злободневные частушки) или «Крутой маршрут» в «Современнике» (зрителей встречают бравурной советской музыкой 30-х годов, в фойе — гипсовая скульптура Сталина, по стенам развешаны плакаты, вырезки из газет той эпохи). Все это, в каждом случае по-своему, готовит душу и сознание зрителя к правильному восприятию спектакля и в этом смысле составляет неотъемлемую его часть (как и другая находка той же Таганки: зрителя, покидающего спектакль «А зори здесь тихие» и спускающегося по театральной лестнице, встречают стоящие прямо на ступенях пять факелов, сделанных из снарядных гильз, — память о погибших героинях спектакля). И одновременно антураж спектакля обеспечивает его продвижение; • продвижение торговли — имеется в виду организация продажи би Хорошо известно, что в Москве вокруг некоторых наиболее известных и любимых театров сложилась нездоровая обстановка с билетами — в кассах билетов не достать, все они скуплены перекупщиками и продаются с рук по завышенным ценам. Даже если руководство театров пытается влиять на этот процесс, это далеко не всегда удается, так как у перекупщиков имеются разнообразные способы, включая приобретение билетов в кассе театра вроде Глава 35. Маркетинг концертно-театралыной деятельности 351 бы на общих основаниях, но с организацией постоянного дежурства и т.п.; • «паблисити» — род пропаганды, информация о каком-то событии (новой постановке, шоу, конкурсе, спектакле, концерте), личности (некоторые артисты и режиссеры специально стремятся к освещению событий своей личной жизни в прессе —таковы, например, Мадонна, Э. Тейлор, Л. Долина, семейство Пугачевой и многие другие), коллективе, продукте; • связи с общественностью (public relations, пиар) — своеобразный вид социально-психологического менеджмента, функция управления, цель которой — установление и поддержание общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между субъектом КТД и общественностью; • позиционирование. Есть театры и режиссеры, имеющие славу скандальных. Есть театры, имеющие имидж элитарных. Есть понятие театра, спектакля для интеллигенции (что в наше время, к сожалению, не то же самое, что элитарные). Такая репутация отчасти складывается сама собой, но ее можно формировать и целенаправленно. 4. Площадка — здесь важными являются следующие факторы: • расположение — где находится театр, далеко ли от остановки городского транспорта. Например, в Москве удобно расположены Большой театр, Малый театр, Ленком и др. А вот Театр им. Гоголя находится довольно далеко от станции метро, к которой нужно идти" темными переулками в окрестностях Курского вокзала. Некоторых любителей театра это отталкивает; • доступность — этот показатель характеризует степень трудности попасть на тот или иной спектакль или просто в театр. Например, в Москве последние годы трудно купить билеты на постановки М. Захарова в Ленкоме или на спектакли П. Фоменко. Иногда ажиотаж вокруг той или иной постановки создается искусственным образом. (Бывает, что после такого похода зрители плюются, но не признаются в этом окружающим, боясь прослыть невеждами.) Есть еще один аспект доступности. Приезжающие в Москву традиционно стремятся попасть в Большой театр. При этом многим интересно не столько увидеть спектакль (тем более что в последнее время постановки Большого весьма спорны, часто неинтересны, неярки, не блещут ни декорациями, ни исполнительским составом), сколько побывать в самом здании театра. Так же ходят в первую очередь «смотреть» Театр оперы и балета в Одессе. Во многих странах, кстати, такое стремление зрителей учитывают. В Оперный театр в Вене можно купить смотровые билеты, Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ как и в Оперу в Париже, в Ла-Скала в Милане. Продажа билетов на посещение музея свой истории может стать для театра одним из способов зарабатывания дополнительных средств. 5. Публика (покупатели). Сегментация потребителей для КТД имеет • возраст — давно известная и учитываемая категория (существуют специальные детские и молодежные театры, а в обычных ставятся соответствующие спектакли); • «география» — наиболее важна для столичных театров, особенно самых популярных, в публике которых выделяются туристы как совершенно особый сегмент; • социальный статус, по которому в наши дни прежде всего выделяются две группы — интеллигенция и «новые русские». При анализе потребительского поведения учитывают такие факторы, как проявление интереса, желание прийти еще раз и т.п.; уровень вовлечения, т.е. реакция на происходящее на сцене; контакты между потребителями («очень интересный спектакль, концерт — советую сходить»). 6. Персонал. Это те люди, которые предоставляют концертно-театраль ные услуги, создают и обслуживают их, — режиссеры, артисты, художники, продюсеры, реквизиторы — вплоть до гардеробщиков. Есть поговорка, что театр начинается с вешалки. От того, как вас встретят билетер на входе, гардеробщик, а в антракте — буфетчик, во многом зависит, захотите ли вы прийти в тот концертный зал или театр еще. Здесь важны такие факторы, как общая культура, обученность, благоразумие, доброжелательность, осознание принадлежности к миру театра, инициатива, чувство коллектива. 7. Порядок. Здесь анализируются такие факторы, как внутренняя обстановка, комфортность, чистота, порядок. Так, например, если в известном Государственном Кремлевском дворце в туалетах оторваны крючки для сумок и дверные замки, отсутствует жидкое мыло в специальных контейнерах, сушилки для рук сломаны, то это способно испортить впечатление и от спектакля, и от здания. 8. Политика театра, концертного зала и т.п. включает в себя прежде всего сознательное определение своей миссии. Этим будут определяться такие из рассмотренных факторов, как товарная марка, сегментация, позиционирование. Производными от миссии будут также разработка репертуарной, ценовой политики, политики продвижения — говоря другими словами, стратегии. 9. Предубеждения. Речь идет об анализе политической, правовой, социально-культурной, коммерческой среды субъекта КТД. Это законодательство, в том числе и налоговое, и его изменения, политическая Глава 35 Маркетинг концертно-театральной деятельности 353 обстановка в стране и регионе и, что очень важно, социальное отношение к субъекту КТД, обусловленное во многом культурными традициями. Понятно, к примеру, что скандальные спектакли Р. Виктюка рискуют быть запрещенными в странах СНГ, где значительная часть населения исповедует ислам. Известен скандал, связанный с именем А. Пугачевой, когда перед гастролями в одну из «мусульманских» республик там были распространены гастрольные плакаты с изображением певицы в непристойном с точки зрения ислама виде. 10. Потенциал. Анализируются ресурсные характеристики субъекта КТД — кадровые, материальные, финансовые. 11. Популярность. Трудно завоевать благоприятное общественное мнение, но легко его потерять. Можно легко завоевать благоприятное общественное мнение, и потерять его так же легко. Можно легко завоевать неблагоприятное общественное мнение, но практически невозможно его изменить. На рубеже ХГХ и XX столетий в сознание широких масс населения стали активно внедряться названия опер, имена знаменитых исполнителей и т.д. с помощью... кондитерских изделий. В 1895 г. была выпущена карамель «Артистическая» Московской кондитерской фабрики И.Л. Динга. На обертках были изображены фотографии известных оперных певцов и артистов, например Собинова и Шаляпина. В 1900 г. в Санкт-Петербурге известная карамельная фабрика Г. Ландрина стала выпускать карамель «Евгений Онегин» (на обертке была надпись «Дозволено цензурою»). Кондитерская Жоржа Бормана стала производить конфеты «Опера». Паровая фабрика карамелей в шоколаде С. Васильева приступила к производству карамели «Верди». В том же году к гастролям великой певицы Э. Дузе на Санкт-Петербургской фабрике М. Конради были произведены конфеты «Элеонора Дузе». На уже упоминавшейся фабрике Динга стали производиться конфеты «Синяя птица», приуроченные к премьере самой известной детской постановки Художественного театра, на которой выросло не одно поколение наших соотечественников. Не была забыта и столь любимая в то время оперетта и выпущена карамель «Оперетта "Разведенная жена"». К рекламе концертно-театральной деятельности привлекались известные художники, такие как А. Бенуа, И. Билибин, Н. Герардов. Они охотно работали над малой графической продукцией: пригласительными билетами, театральными и концертными программами. С. Дягилев заказывал программы К. Сомову, А. Головину, Л. Баксту. Открывались артистические кафе, например «Привал комедианта». В газетах тех времен писали, что «реклама не может заслужить осуж Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |