КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие понятия спортивного маркетинга
Маркетинг спорта — это концепция финансово-экономической работы, направленная на привлечение источников финансирования дея-1ельности спортивных организаций, или, другими словами, это любая деятельность по созданию продукта, его продвижению и продажам, связанная со спортивными событиями и их участниками. Основные задачи спортивного маркетинга — создать механизм, позволяющий получать достаточные средства для полномасштабного фи- Раздел IX. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ нансирования потребностей мира спорта при условии сохранения собственной независимости (последнее очень важно, поскольку спорт и особенно физическая культура по своим функциям далеко не сводятся к коммерческой деятельности). Физическая культура и спорт представляет собой сложную институциональную систему, которая характеризуется специфическим процессом социальной деятельности. Сегодня, как известно, спорт в развитых странах — это самостоятельная, динамично развивающаяся, достаточно привлекательная и прибыльная сфера человеческой деятельности. Она охватывает массовую спортивно-оздоровительную деятельность среди всех категорий населения, различные виды профессионального спорта, а также индустрию по производству спортивных товаров и др. В России физическая культура и спорт как одна из отраслей национальной экономики претерпевает существенные изменения, адаптируясь к новым социально-экономическим условиям. Их проявлением стало уменьшение доли государственного финансирования отрасли, усиление коммерциализации всех видов спортивного движения, развитие клубного движения и т.п. Современный спорт исторически восходит к двум очень разнородным явлениям. Одно из них — это рыцарские турниры, народные кулачные бои и прочие, говоря сегодняшним языком, самодеятельные, некоммерческие соревнования. Второе — цирк в его разнообразных проявлениях, где артисты-профессионалы демонстрировали (за деньги) свою силу и ловкость и лишь в частном случае боролись или как-то иначе соревновались между собой.
В новое время первое направление развилось в любительский спорт, от которого затем отпочковалась физическая культура, ставящая своей задачей тренировку тела без упора на соревновательность. В СССР с 1920-х годов особое внимание уделялось именно физкультуре, причем не скрывалось, что здоровье и физическая сила граждан нужны государству прежде всего в оборонных целях. Спорт при этом первоначально вообще отрицался как «буржуазный пережиток», но затем, и очень скоро, стал культивироваться наряду с физкультурой и в тесной связи с ней. Второе направление превратилось в профессиональный спорт и вышло далеко за пределы цирка, фактически оставаясь тем же самым — демонстративным соревнованием на глазах у платящей деньги публики. Важное изменение по сравнению с цирковым спортом — последний почти откровенно подразумевал, что борьба может идти «понарошку», с заранее известным результатом. Конечно, и в профессиональном спорте такое бывает, но там принимаются всяческие меры, чтобы обеспечить Глава 36. Спортивный маркетинг честный характер соревнований. От цирка профессиональный спорт отмежевался, оставив ему лишь демонстрационные выступления, почти без соревновательного элемента. В СССР официально профессионального спорта вне цирка не существовало (а в цирке порой выступали очень известные бывшие спортсмены, особенно тяжелоатлеты и фигуристы). Считалось, что все советские спортсмены — любители, т.е. занимаются спортом в свободное от работы или учебы время. Видимо, вначале так и было, но очень скоро спортсменов-любителей в соревнованиях высокого класса практически не осталось (известны и исключения: так, чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник параллельно с участием в турнирах защитил докторскую диссертацию по электротехнике, а другой гроссмейстер, Марк Тайманов, регулярно выступал с концертами как пианист).
Фактически «основное занятие» советского спортсмена (когда его надо было фиксировать документально) могло быть одним из трех: либо это был студент (не посещавший или почти не посещавший занятий и зачастую учившийся 10—12 лет); либо военнослужащий (а вопросы о том, в чем заключались его служебные обязанности, задавать не полагалось, ибо это было военной тайной); либо инструктор по спорту (а инструктировал ли он кого-либо — поди проверь). Поскольку эти спортсмены «защищали честь», соответственно, Вооруженных сил (или системы МВД), вузов и крупных предприятий, всем этим организациям было выгодно или по крайней мере престижно их содержать. Параллельно со спортом высоких достижений существовали и любительские «коллективы физкультуры», между ними проводились соревнования, спартакиады и т.д. Однако налицо была тенденция, как на уровне отдельных спортсменов, так и на уровне целых коллективов, к фактическому переходу при достижении определенных результатов в профессионалы. Все это было очевидно мало-мальски информированным и мыслящим людям и воспринималось как одно из проявлений лживости политической системы. Однако, как выясняется, и на Западе не все было просто. Там официально существовали как любительский, так и профессиональный спорт. В некоторых видах спорта, например в боксе, они функционировали полностью раздельно, лишь наиболее успешные любители переходили в профессионалы. В других, таких как легкая атлетика, любительство преобладало. В третьих, в число которых входили популярнейшие футбол и баскетбол (позже и хоккей), профессионалы могли играть в одних сборных командах с любителями. Такие престижнейшие соревнования, как Олимпийские игры, рассматривались как институт любительского спорта, Раздел IX. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ в этом качестве им придавалось символическое значение, и допуск профессионалам на них был закрыт.
Вместе с тем любительский спорт не был свободен от коммерции: соревнования любителей приносили, как и профессиональные, доход — хотя бы от продажи билетов, а при достижении определенного класса — также от размещения рекламы, тотализатора и т.п. При этом с развитием спорта разрыв в классе любителей и профессионалов все возрастал. Соответственно доход от любительских соревнований уменьшался, поскольку они вызывали все меньший интерес. Для повышения класса использовались фактически те же меры, что и в Советском Союзе: привлекались фиктивные любители, прежде всего студенты-спортсмены, которых буквально зазывали в университеты, а затем позволяли не учиться и только «защищать честь» альма-матер. По мере развития профессионального спорта последний вступал во все большее противоречие с задачами тренировки тела и оздоровления. С одной стороны, напряженный режим скорее разрушал здоровье (как любой другой тяжелый труд). С другой стороны, появились методы повышения спортивных результатов, наносящие здоровью откровенный вред, — допинг, анаболики. С этими методами спортивные организации ведут борьбу, которая не дает эффективных результатов. В мировом спортивном движении наметились две линии. Одни пытались бороться за чистоту любительского статуса и олимпийских идеалов; эту линию поддерживали и официальные спортивные организации СССР Другие призывали отказаться от лицемерия и допустить профессионалов на Олимпийские игры. Победили вторые, что вполне естественно, так как это подсказывалось коммерческими соображениями. Нельзя исключать, что дальнейшая коммерциализация приведет еще к двум радикальным шагам, которые противоречат сложившимся принципам, но соответствуют логике бизнеса, — к легализации допинга и к отказу от соревнований между национальными сборными.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |