Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности государственного управления эколого-правовым режимом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды




Особенности ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовая охрана земель.

Предприятия, учреждения организации и граждане как субъекты права собственности на землю.

Особенности государственного управления эколого-правовым режимом собственности на землю.

Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды.

Тема №7. Эколого-правовой режим использования земли

 

1. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды

Окружающая природная среда состоит из взаимосвязанных и вза­имообусловленных компонентов, главным из которых является земля. Термин «земля» многогранен. Он может обозначать земной шар как космический объект и часть мирового пространства — в этом смыс­ле Земля представляет собой объект международного космического права; среду обитания человека, включающую земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир, — в данном значении земля выступает в каче­стве объекта правового регулирования экологического права; и часть земной коры, расположенную над недрами, именуемую почвенным слоем или территорией, на которую распространяется суверенитет Россий­ской Федерации, — при этом земля рассматривается как объект пра­вового регулирования земельного права.

В соответствии с целевым назначением все земли в Российской Федерации (государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного на­значения (к ним относятся также земли радиовещания, телевидения, ин­форматики и космического обеспечения и энергетики);

4) земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культур­ного назначения);

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

 

Государственное управление земельными отношениями представляет собой активную деятельность по организации рациональ­ного использования земель и их охрани путем принятия экономико-правовых мер.

Необходимо делать различие в государственном управлении земель­ными отношениями по поводу земли как объекта собственности и земли как объекта хозяйствования. В последнем случае речь идет об управлении внутрихозяйственными отношениями, связанными с ис­пользованием земли самими собственниками, землепользователями и арендаторами. Государственное управление подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое) управление, которое осуществляют уполномоченные органы государства.

Среди государственных органов, осуществляющих управление пра­вовым режимом государственного земельного фонда, различают пред­ставительные и исполнительные органы государственной власти. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции — это Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы специальной компе­тенции подотчетны органам общей компетенции. Органами специаль­ной компетенции являются министерства и ведомства, в управление которых переданы земли определенного целевого назначения, необхо­димые для выполнения поставленных перед ними специальных задач, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Среди них особое место занимают Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, МПР России, а также Министерство сельского хозяй­ства РФ и их территориальные органы в субъектах РФ.

Основными функциями государственного управления правовым режимом земельного фонда России являются: учетная, пла­новая, распределительно-перераспределительная, обеспечения надлежа­щего использования земель и охранительная.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют функции по регулированию правового режима земель­ного фонда на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы независимо от того, в чьем пользовании или управлении находятся данные земли.

 

3. Предприятия, учреждения, организации и граждане как субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды

Прежнее земельное законодательство признавало только право пользования землей. Это право было единственным юридическим ос­нованием, по которому отдельные учреждения, предприятия, организа­ции и граждане могли вступать в земельные отношения.

В настоящее время в Российской Федерации установлены частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на зем­лю. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением долей каждого собствен­ника) и общей совместной (без определения доли) собственности. Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ее бесхозяйственного использования, ухудшения ее полезных свойств и качеств положительно решен вопрос о платности предоставления земли всем желающим.

Выбор конкретных форм собственности из числа установленных государством в субъектах РФ осуществляется самими субъектами РФ. Субъекты РФ стремятся организовать ее использование таким обра­зом, чтобы максимально сочетать экономические и экологические интересы общества. Они предоставляют земли в собственность, во владение, пользование и аренду конкретным субъектам, наделяя их соответствующими правами и обязанностями, определяя порядок, ус­ловия и формы использования земли, ее целевое назначение, осуще­ствляя контроль за ее надлежащим использованием.

Право собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды выступает как особый правовой институт экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рациональ­ного использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, земле­владельцев, землепользователей и арендаторов.

Субъектами права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды являются граждане, предприятия, органи­зации и учреждения различных форм собственности. В случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ, правовыми актами субъектов федерации, земли могут предоставляться иным гражданам и юридиче­ским лицам.

Основанием возникновения права собственности на землю, пра­ва землевладения и землепользования является фактический состав, в который входят по меньшей мере два юридических факта: приня­тие решения об отводе или предоставлении земельного участка (ког­да первичный собственник, землевладелец или землепользователь ре­шает вопрос о выделении земельного участка за счет своих земель­ных фондов); отвод или предоставление земельного участка в натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего право соб­ственности, землевладения и землепользования.

Собственники и другие пользователи земли имеют право в установ­ленном порядке использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, песок, гравий, пресные подземные воды, а также лесные угодья и водные объекты. Основным видом землепользования является аренда.

В соответствии с земельным законодательством арендодателями земельных участков являются собственники земли и соответствующие органы исполнительной власти. Аренда земли может быть как крат­косрочной до пяти лет, так и долгосрочной — до 49 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 4707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.