КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности государственного управления эколого-правовым режимом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды
Особенности ответственности за нарушение земельного законодательства. Правовая охрана земель. Предприятия, учреждения организации и граждане как субъекты права собственности на землю. Особенности государственного управления эколого-правовым режимом собственности на землю. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды. Тема №7. Эколого-правовой режим использования земли
1. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды Окружающая природная среда состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, главным из которых является земля. Термин «земля» многогранен. Он может обозначать земной шар как космический объект и часть мирового пространства — в этом смысле Земля представляет собой объект международного космического права; среду обитания человека, включающую земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир, — в данном значении земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права; и часть земной коры, расположенную над недрами, именуемую почвенным слоем или территорией, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, — при этом земля рассматривается как объект правового регулирования земельного права. В соответствии с целевым назначением все земли в Российской Федерации (государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений); 3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения (к ним относятся также земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и энергетики);
4) земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Государственное управление земельными отношениями представляет собой активную деятельность по организации рационального использования земель и их охрани путем принятия экономико-правовых мер. Необходимо делать различие в государственном управлении земельными отношениями по поводу земли как объекта собственности и земли как объекта хозяйствования. В последнем случае речь идет об управлении внутрихозяйственными отношениями, связанными с использованием земли самими собственниками, землепользователями и арендаторами. Государственное управление подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое) управление, которое осуществляют уполномоченные органы государства. Среди государственных органов, осуществляющих управление правовым режимом государственного земельного фонда, различают представительные и исполнительные органы государственной власти. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции — это Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции. Органами специальной компетенции являются министерства и ведомства, в управление которых переданы земли определенного целевого назначения, необходимые для выполнения поставленных перед ними специальных задач, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Среди них особое место занимают Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, МПР России, а также Министерство сельского хозяйства РФ и их территориальные органы в субъектах РФ.
Основными функциями государственного управления правовым режимом земельного фонда России являются: учетная, плановая, распределительно-перераспределительная, обеспечения надлежащего использования земель и охранительная. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют функции по регулированию правового режима земельного фонда на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы независимо от того, в чьем пользовании или управлении находятся данные земли.
3. Предприятия, учреждения, организации и граждане как субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды Прежнее земельное законодательство признавало только право пользования землей. Это право было единственным юридическим основанием, по которому отдельные учреждения, предприятия, организации и граждане могли вступать в земельные отношения. В настоящее время в Российской Федерации установлены частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением долей каждого собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ее бесхозяйственного использования, ухудшения ее полезных свойств и качеств положительно решен вопрос о платности предоставления земли всем желающим. Выбор конкретных форм собственности из числа установленных государством в субъектах РФ осуществляется самими субъектами РФ. Субъекты РФ стремятся организовать ее использование таким образом, чтобы максимально сочетать экономические и экологические интересы общества. Они предоставляют земли в собственность, во владение, пользование и аренду конкретным субъектам, наделяя их соответствующими правами и обязанностями, определяя порядок, условия и формы использования земли, ее целевое назначение, осуществляя контроль за ее надлежащим использованием.
Право собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды выступает как особый правовой институт экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Субъектами права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды являются граждане, предприятия, организации и учреждения различных форм собственности. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, правовыми актами субъектов федерации, земли могут предоставляться иным гражданам и юридическим лицам. Основанием возникновения права собственности на землю, права землевладения и землепользования является фактический состав, в который входят по меньшей мере два юридических факта: принятие решения об отводе или предоставлении земельного участка (когда первичный собственник, землевладелец или землепользователь решает вопрос о выделении земельного участка за счет своих земельных фондов); отвод или предоставление земельного участка в натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего право собственности, землевладения и землепользования. Собственники и другие пользователи земли имеют право в установленном порядке использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, песок, гравий, пресные подземные воды, а также лесные угодья и водные объекты. Основным видом землепользования является аренда. В соответствии с земельным законодательством арендодателями земельных участков являются собственники земли и соответствующие органы исполнительной власти. Аренда земли может быть как краткосрочной до пяти лет, так и долгосрочной — до 49 лет.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 4707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |