Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический контроль




Экологическое страхование и мониторинг.

Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности.

Тема №5 Государственная экологическая экспертиза, мониторинг, страхование, контроль.

1. Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности. Под термином «экспертиза» (от лат. ехреrtus — опытный) понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов. Как сказано в ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 I 174-Ф3 «Об экологической экспертизе» (в ред. от 22.08.2004), экологическая
экспертиза
есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определении допустимости реализации объекта экологической экспертизы в елях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Одним из основных рычагов государственного регулирования защиты окружающей среды и природных ресурсов России является организация и проведение государственной экологической экспертизы, главная цель которой — осуществление предупредительного контроля в области охраны окружающей средь и рационального использования природных ресурсов. Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности представляет собой одну из форм санкционирования государством тех или иных видов деятельности, пространственного размещения объектов, используемых в хозяйственной и иной деятельности. Эта экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. Ее объектом является документация, выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ. документация, не соответствующая указанным требованиям, на государственную экологическую экспертизу, как правило, не принимается.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов, например, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов; материалы экологичёских обоснований лицензий и сертификатов и др. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными МПР России и его подразделениями на местах. Она осуществляется на принципах обязательности ее проведения научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и при участии общественности. Она является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду и экологическую безопасность общества-

Работа экспертной комиссии завершается составлением заключения, в котором должна даваться оценка и сделаны выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Заключение экспертизы является официальным документом, содержащим отношение к выводам экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы по результатам рассмотрения документации, обосновывающей развитие объектов и видов деятельности, перечень которых утверждается федеральным государственным органом, специально уполномоченным в области экспертизы, подлежит опубликованию МПР России или его территориальными органами в средствах массовой информации, за исключением случаев необходимости соблюдения государственной тайны.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также па инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями); основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Общественные организации (объединения) имеют право: получать от заказчика надлежащую документацию для экологической экспертизы; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной эколог ческой экспертизы и в проводимых ими обсуждениях заключении общественной экологической экспертизы и т.д.

2. Экологический мониторинг и страхование.Экологический мониторинг — это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления. состоянием окружающей среды к экологической безопасности. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха почв, водных объектов и последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза её состояния. Экологический мониторинг осуществляют МПР России, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору территориальные органы. Ведомства, осуществляющие экологический мониторинг, обязаны обеспечивать заинтересованные организации и население текущей и экстрённой информацией об изменениях окружающей среды, предупреждать о них и давать прогнозы ее качества. Государственным, органам законодательной и исполнительной власти РФ, субъёктов РФ, местного самоуправления и гражданам РФ данные экологического мониторинга предоставляются бесплатно, предприятиям.и организациям — за плату. Порядок установления и взимания платы за эту информацию устанавливается Правительством РФ. В настоящее время можно выделить три вида мониторинга России
1) социально-гигиенический мониторинг, являющийся системой наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека с позиций установления причинно-следственных связей между, состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Этот вид мониторинга складывался по мере развития гигиенической науки и создания санитарно- эпидемиологической службы, на которую были возложены обязанности по проведению изменений окружающей среды под воздействием человеческой деятельности и разработке мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды;

2) экологический мониторинг, представляющий собой систему наблюдений за изменениями экосистем под влиянием антропогенных факторов — загрязнения биосферы, сельскохозяйственного использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. Серьезный недостаток экологического мониторинга состоит в отсутствии в нем системы социологических исследований;

З) климатический мониторинг объектом которого является климатическая система (атмосфера, океан, поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистём).

Экологическое страхование. Силовые методы решения экологических проблем сами по себе мало результативны, а в условиях становления рыночных отношений в нашей стране они тем более не эффективны. Рынок требует не только совершенствования чисто административных методов управления экологопользованием, но и создания условий, которые способствовали бы экономической заинтересованности субъектов в уменьшении вреда, причиняемого окружающей среде, и, что немаловажно, в предупреждении возникающих в связи с этим убытков. Наиболее перспективной в этом отношении предоставляется система экологического страхования (ЭС), тем более что практические исследования свидетельствуют о значительной эффективности этой системы. В Российской Федерации ЭС пока только создается. Следует отметить, что создание ЭС не только трудоемкий, но и малоизученный процесс, хотя отличительной чертой любого рыночного хозяйства является развитая сеть страхования различных рисков, и в первую очередь — экологических как наиболее опасных для человека. Общее понятие страхования содержится в Законе РФ от 27.11.1992 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно данному Закону страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Закон об охране окружающей среды предусматривает возможность проведения не просто ЭС, но и двух его форм: обязательного экологического страхования и добровольного экологического страхования.. Важную роль в правовом регулировании добровольного ЭС играет также Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное МПР России и. Российской государственной страховой компанией 3 декабря 1992 г. Им введен новый подвид ЭС, при котором страхователями выступают сами причинители вреда, страхующие риск своей гражданской ответственности. Этот вид ЭС теперь закреплен в ст. 936 ГК РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.