КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ский П.А. Указ
012(01)-89 Р —»^,^ о»— подписное . 12030100004)11 Щ В И. Д. Ковальченко Р76 О. И. Чистяков Том 9 И буржуазно-демократических революций Законодательство эпохи империализма Судебная реформа Том 8 Документы крестьянской реформы. Том 7 Законодательство первой половины XIX века Том 6 Законодательство периода расцвета абсолютизма Том 5 Законодательство периода становления абсолютизма Том 4 Акты Земских соборов Том 3 Том 2 Русского централизованного государства Законодательство периода образования и укрепления Законодательство Древней Руси Том 1 О. И. Чистякова О Са Ру Ш Реформы Крестьянской Документы X—XX веков Законодательство Российское N ft.i Москва «Юридическая литература» РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Х(ШХ ВЕКОВ В девяти томах Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора Документы крестьянской реформы Том 7 Ответственный редактор тома доктор юридических наук, профессор Рецензенты: Сектор истории государства, права и политических учений Института государства и права АН СССН, академик АН СССР C ЭчВ ■38 К га ег» саза 33 со' Я П."! ISBN 5-7260-0170-2 © Издательство «Юридическая литература», 1989 ВВЕДЕНИЕ аседание Государственного совета, состоявшееся 28 января 1861 года, подвело итоги подготовительной работе по созданию документов крестьянской реформы. На этом заседании Александр II, не стесняясь, «в своем кругу», заявил: «Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано»1. Нельзя было лучше охарактеризовать сущность этой реформы, которой правительство хотело открыть клапан готового взорваться котла, но приоткрыть ровно настолько, чтобы от этого никак не пострадало «благородное дворянство». Крестьянская реформа 1861 года, означавшая существенный шаг на пути превращения феодальной России в буржуазную, была обусловлена вескими объективными причинами. Это прежде всего экономический фактор — назревшее противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Крепостной труд все больше изживал себя, не обеспечивая роста производительности, интенсивного ведения хозяйства, в чем уже ощущалась настоятельная потребность. За первую половину XIX века процент городского населения России увеличился вдвое. Значительно возросла емкость внутреннего рынка. Кроме того, хлеб нужен был и на экспорт. Дореформенная деревня была во всех отношениях чрезвычайно пестрой. Так было в XVIII веке, это положение унаследовал и век XIX. Крестьянство накануне реформы делилось на три основные группы: крестьяне помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне распределялись по территории страны весьма неравномерно. Наибольшая их часть сосредоточивалась в двенадцати центральных нечерноземных губерниях (Zo,5 /о), второе место занимали семь центральных черноземных губерний (22,5%), третье — основная часть Украины (17,8%). В остальных районах страны количество помещичьих крестьян было несоизмеримо меньше: в трех поволжских губерниях — 6%, в так называемых новороссийских губерниях (юг Украины)—3,2%, в приуральских— 1,9%2. Как видим, в Л 1л. веке крепостное состояние было печальной «привилегией» по преимуществу крестьян трех славянских народов, в первую очередь — русского. 5 Введение Цит по Глинский Б Б Революционный период русской истории (1861 — 1881) Исторические очерки, часть первая СПб, 1913, с 15 См Зайончков- ский П А Отмена крепостного права в России М, 1954, с 15—16 Документы крестьянской реформы Самарин Ю. Ф Сочинения, т. II. М., 1978, с. 77—78. См.: История СССР. 1861 — 1917 М., 1984, с. 4—5. См.. Зайончков- ский П. А. Указ. соч, с. 21. По характеру труда помещичьи крестьяне подразделялись на крестьян, занимавшихся производительным трудом, и дворовых людей, удовлетворявших личные нужды помещиков. Количество последних было весьма велико (7,2% к общему числу помещичьих крестьян). По форме эксплуатации помещичьи крестьяне подразделялись на барщинных и оброчных, причем в целом по стране преобладала первая форма, которая, впрочем, имела большее распространение в черноземных, плодородных губерниях и уступала первенство оброку в губерниях нечерноземных. В 13 центральных промышленных губерниях на оброке состояло 47,23% крестьян, на смешанной повинности — 22,49%, на барщине — 30,28%. На протяжении первой половины XIX века наблюдается рост помещичьей запашки и, соответственно, увеличение барщины. Но такая тенденция просматривается только в черноземных губерниях. Так, количество земли на ревизскую душу в Вологодской и Полтавской губерниях разнилось более чем в четыре раза. Правда, малоземелье наблюдалось и в некоторых промышленных губерниях. Так, в Московской губернии на ревизскую душу земли приходилось лишь немногим больше, чем в Полтавской (соответственно — 2,86 и 2,04 дес). В XIX веке получил распространение и перевод крестьян на пресловутую месячину, которую наиболее откровенные помещики сравнивали с рабством. «Месячники, — писал славянофил Ю. Ф. Самарин, — стоят еще ниже дворовых, на самом рубеже между крепостным состоянием и рабством...». Помещики пытались разными способами повысить производительность крестьянского труда на барщине, прежде всего привычными — террористическими. В этих целях применялись массовые порки крестьян, в том числе и женщин, даже беременных, разного рода издевательские формы принуждения к труду и пр. Однако даже такие меры не давали желаемого результата. За вторую четверть XIX века урожайность в стране повысилась всего на 0,5%. В результате помещичье хозяйство деградировало. Помещики влезали в долги и, несмотря на помощь государства, нередко разорялись. С 1835 по 1858 год количество владельцев крепостных крестьян сократилось со 127 000 до 103 8804. Больших «успехов» в повышении нормы эксплуатации добивались помещики при выжимании пота из оброчных крестьян (он существовал как в денежной, так и в натуральной форме): за первую половину XIX века оброки в целом по стране выросли в 2—3 раза5. Вместе с тем эта феодальная форма эксплуатации влекла за собой подрыв натуральности крестьянского хозяйства, составлявшей одну из характерных черт крепостнической системы. Несмотря на все препятствия, которые чинил крепостной строй экономическому развитию деревни, даже в рамках крепостничества происходит классовая дифференциация крестьянства. Иной представитель его верхушки имел порой рабочего и молочного скота в 4 раза больше, чем бедняк. Некоторые крепостные богатеи даже покупали крепостных, разумеется, на имя помещика. Как видим, давало себя знать тяготение к привычным формам эксплуатации. Покупали зажиточные крестьяне и землю, тоже на имя помещика. Притом подобные покупки достигали иногда громадных размеров: в псковском имении князя Юсупова эти приобретения составили 325 десятин! В 1858 году число крестьян-собственников земли достигло почти 270 тыс. человек. Они обладали земельным фондом площадью свыше миллиона десятин6. Особенно заметна была дифференциация крестьян в Белоруссии, Литве и на Украине, где не было общинного землевладения и земля распределялась в зависимости от наличия и количества рабочего скота. В конце 50-х годов в России насчитывалось около 700 тыс. батраков, работавших у помещиков и кулаков, — преимущественно в южных и западных губерниях. Несколько лучшим было положение государственных крестьян, но и здесь наблюдался рост эксплуатации. Государственные крестьяне были преимущественно оброчными, однако за первую половину XIX века оброки выросли и для них. Кроме того, государственные крестьяне платили подати, несли разного рода повинности. В XIX веке была прекращена раздача государственных крестьян помещикам. Прежняя угроза превратиться во владельческих крестьян миновала. Но государство стало практиковать сдачу казенных земель в аренду, а арендаторы сажали крестьян на барщину, уровень которой также рос. Проведенная в конце 30-х годов с целью упорядочить дело управления государственными крестьянами известная «реформа Киселева» привела лишь к тому, что на шею крестьянину села масса чиновников созданного Министерства государственных имуществ, во много раз усилившая поборы. Удельные крестьяне, бывшие собственностью царской фамилии, обладали своеобразным статусом, который в целом был хуже положения государственных крестьян. Царские чиновники склонны были даже приравнивать их к помещичьим крестьянам. Председатель Департамента уделов князь А. Н. Голицын в 1826 году писал: «Удельные имения находятся в том же отношении к императорской фамилии, как помещичьи к помещикам». В том же духе высказался тридцать лет спустя и Я. И. Ростовцев: «Крестьяне удельные — те же крепостные». Новейший исследователь проблемы Л. Р. Горланов соглашается с такой оценкой: «Правовой статус удельных крестьян фактически был идентичен правовому положению помещичьих крестьян». Однако фактический материал, приводимый им же, а также классические работы П. А. Зайончковского противоречат такому выводу. Удельные крестьяне находились где-то посредине — между государственными и помещичьими. Кризис крепостной системы хозяйства наблюдался и в промышленности. Вотчинная и посессионная мануфактуры, бывшие лишь формой барщины в промышленности, не могли, как и в сельском хозяйстве, обеспечить рост производительности труда. О;обенно плохо дело обстояло на посессионных предприятиях, Введение См.: История СССР. 1861 — 1917, с. 4. См: Горланов Л Р. Личные и имущественные права удельных крестьян России — В кн.. Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. Воронеж, 1983, с. 141, 142, 150. Документы крестьянской реформы См.. Зайончков- соч., с 38. См: Конкин С. Николай Огарев. Саранск, 1982, с. 278. где существовавшая система препятствовала введению новой техники и вообще всякого рода улучшениям. Владелец посессионной мануфактуры не мог избавиться от рабочих, ставших лишними вследствие рационализации производства. Именно это и побудило посессионных предпринимателей добиваться освобождения своих крепостных. В 1835 году им и было предоставлено право отпускать ненужных рабочих8. Несмотря на все препятствия, чинимые феодальным строем, в недрах его продолжали развиваться буржуазные отношения. В результате этого к моменту отмены крепостного права в стране насчитывалось уже более полумиллиона наемных промышленных рабочих (при общем количестве рабочих в промышленности свыше 800 тысяч). И именно те отрасли промышленности, где преобладало капиталистическое производство, развивались ускоренно, например текстильное производство. И наоборот, металлургическая промышленность топталась на месте, поскольку в ней процент наемной рабочей силы был весьма низок и даже сократился с 28% в 1804 году до 22% в 1825. Таким образом, явления базисного порядка с неизбежностью готовили крушение крепостного строя. К тому же вели и политические явления — обострение классовых противоречий, вытекающее в конечном счете тоже из экономических факторов. Рост крестьянских волнений в середине XIX века в конце концов привел к революционной ситуации 1859—1861 годов. При всей ограниченности программы крестьянских выступлений, их царистской окраске угроза новой крестьянской войны становилась реальностью. Поводы к отдельным бунтам были различны, но в массе своей они носили антикрепостнический и антидворянский характер. Более организованно и осмысленно выступали (за 60 лет XIX века — 244 раза) посессионные рабочие. Руководители Российской империи осознавали нарастающую опасность. Недаром шеф жандармов Бенкендорф в своем отчете царю в 1839 году писал: «Крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Кризис крепостничества отразился и в идеологии. Интересы крестьян отражали только революционные демократы — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. А. И. Герцен и Н. П. Огарев первоначально заблуждались, полагая, что Александр II может дать действительную свободу крестьянству. Они исходили из ошибочного представления о надклассовости самодержавия и противостоянии ему дворянства. Однако по мере разработки реформы их иллюзии рассеивались, а после опубликования документов и начала проведения их в жизнь «Колокол» твердо заявил, что положения о крестьянах являются «уставом нового рабства», что «старое крепостное право заменено новым», что «народ царем обманут»9. Либералы (как западники, так и славянофилы), отражавшие буржуазные интересы, стояли за реформистский путь развития России, причем по мере роста крестьянского движения они все больше смыкались с крепостниками. При всей серьезности рас- хождений во взглядах они выступили единым лагерем. «Пресловутая борьба крепостников и либералов, столь раздутая и разукрашенная нашими либеральными и либерально-народническими историками, — писал В. И. Ленин, — была борьбой внутри... помещиков, борьбой исключительно из-за меры и формы уступок»10. И Александр I, и Николай I размышляли о необходимости отмены крепостного права — конечно, с соблюдением обязательных гарантий для помещиков. Однако практические результаты этих размышлений были ничтожны. К чести Александра II он яснее, чем его братья по классу — дворяне, понял, что лучше освободить крестьян сверху, чем дожидаться, пока они это сделают сами. Конечно, предотвратить революционный взрыв реформой раз и навсегда не получилось, — «1861 год породил 1905». Но отсрочить революцию на сорок с лишним лет удалось. * * * В предыдущем томе «Российского законодательства» мы поместили документы, свидетельствующие о робких попытках решить крестьянскую проблему в первой половине XIX века. Сам Александр II признавал малоэффективность закона о свободных хлебопашцах 1803 года, указа об обязанных крестьянах 1842 года и иных актов того времени. Поэтому в первые же годы его царствования, по существу сразу после коронации, начинаются работы по подготовке реформы, призванной решить проблему коренным образом. В начале 1857 года под личным председательством царя был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу12. Он должен был заняться принятием мер к постепенному освобождению крестьян — освобождению, которого упорно не желала основная масса помещиков. В конце того же года царю удалось добиться определенной инициативы местного дворянства. Генерал-губернатор В. И. Назимов просил Александра 11 разрешить заняться проблемой освобождения крестьян в трех литовских губерниях. Вслед за тем подобные вынужденные просьбы стали поступать и из других губерний. Рескриптом царя 20 ноября 1857 г. дворянству Виленской, Ковенской и Гродненской губерний было разрешено приступить к составлению проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», для чего в каждой губернии предполагалось учредить губернский комитет под председательством предводителя дворянства. В рескрипте, далее, содержались основные установки для разработки реформы, основные ее принципы. Программа реформы исходила из сохранения собственности на всю землю за помещиком. Крестьянину должна была быть предоставлена усадьба за выкуп. Полевой надел давался лишь в пользование за повинности. Сохранялась крестьянская община и вотчинная полиция помещика. В дополнение к рескрипту министр внутренних дел С. С. Ланской направил особое отношение виленскому генерал-губернатору, в котором указал, что крестья- 9 Введение Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 174. 11 Там же, с. 177. См.: Зайончков- СКИЙ П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958, с. 9. Документы крестьянской реформы 13 См Зайончков- ский П А Отмена крепостного права в России, с 89 См Захарова Л. Г. Крестьянство России в буржуазных реформах 60-х годов XIX века — В кн Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России, с 194—196 не должны находиться в переходном состоянии определенный срок, в течение которого они должны выкупить усадьбу и договориться о размерах наделов и повинности за них. Копия рескрипта Назимову была направлена всем губернаторам, что означало предложение организовать соответствующие ходатайства дворянства об открытии губернских комитетов. В декабре 1857 года последовали аналогичные рескрипты санкт-петербургскому генерал-губернатору Игнатьеву и нижегородскому губернатору Муравьеву. В течение 1858 года губернские комитеты были учреждены во всех губерниях. Поскольку после опубликования рескриптов дело освобождения крестьян получило огласку, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу (8 января 1858 г.). Председателем его стал князь А. Ф. Орлов, а несколько позднее — великий князь Константин Николаевич. Членами комитета состояли генерал Я. И. Ростовцев, граф Д. Н Блудов, граф В. Ф. Адлерберг, барон М. А. Корф, министр С. С. Ланской и др.13 21 апреля 1858 г. царем была утверждена программа деятельности губернских комитетов по улучшению быта крестьян. Эта программа, составленная Я. И. Ростовцевым при ближайшем участии полтавского помещика М. П. Позена, носила явно выраженный крепостнический характер и ставила задачей возможно больше затянуть работу комитета. Основные вопросы, рассматривавшиеся в губернских комитетах, сводились к определению размера наделов, повинностей за землю и установлению предела вотчинной власти. При этом большая часть комитетов высказалась за сокращение крестьянских наделов. Повинности же предполагалось сохранить прежними, а в отдельных губерниях даже увеличить. Опубликование рескриптов вызвало мощный подъем крестьянского движения. Наряду с выступлениями, подавление которых требовало вызова воинских команд, крестьянское движение принимало иногда и необычные формы — от бойкота царевых кабаков и создания обществ трезвости до погрома винных лавок. Рост крестьянского движения встревожил правящие круги. Даже шеф жандармов в своем отчете за 1858 год отметил, что с реформой медлить нельзя. Не случайно, очевидно, еще в пору разработки апрельской программы Министерство внутренних дел, хорошо знавшее обстановку на местах, выдвинуло более либеральный проект. Оно предлагало обязательное наделение крестьян землей в постоянное пользование при сохранении помещичьего землевладения (не только выкуп усадьбы, как предлагалось по рескриптам). Вотчинная власть помещиков по истечении переходного периода подлежала упразднению. Предлагалось ввести в состав комиссии по реализации реформы не только помещиков, но и крестьян. Эта программа тогда в Главном комитете была отвергнута14. Теперь развитие революционной ситуации заставило царя пойти на уступки в сторону более радикального разрешения крестьянского вопроса. 18 октября 1858 г на заседании Главно- го комитета Александр II дал указание развернуть работу так, чтобы крестьяне сразу почувствовали некоторое облегчение, но и помещики успокоились бы уверенностью в том, что их интересы ограждены. Несмотря на всю затруднительность решения задачи, чтобы и овцы были целы и волки сыты, в соответствии с указанием императора была разработана новая программа, принятая Главным комитетом 4 декабря 1858 г. Главное ее новше- ство__допущение выкупа земли крестьянами при содействии государства кредитом. Помещик должен был иметь дело не с отдельными крестьянами, которые получают личную свободу, а с общиной, создающей соответствующие органы управления. Предполагалось регламентировать срочно-обязанное положение. В отличие от П. А. Зайончковского, видевшего причину поворота в сторону некоторой либерализации исключительно в крестьянском движении, Л. Г. Захарова полагает, что круг фактов здесь шире — включая настояния либерального дворянства, кризис верхов и даже влияние, «все более крепнущее, журнала «Колокол» в общественной жизни России». Проекты, разработанные на местах, представлялись на рассмотрение созданных в Петербурге двух специальных редакционных комиссий, которые должны были систематизировать предложения местного дворянства. Председателем этих комиссий был сначала генерал Я. И. Ростовцев, сделавший в свое время головокружительную карьеру на предательстве декабристов. Первоначально мыслилось, что одна из названных комиссий будет заниматься общими вопросами реформы, а другая — местными положениями. Однако вскоре комиссии были соединены в одну (хотя название во множественном числе сохранилось), имевшую 4 отделения — юридическое, административное, хозяйственное, финансовое. Проект реформы, разработанный Редакционными комиссиями, первоначально предполагалось обсудить с депутатами губернских комитетов, как это обещал Александр II дворянству во время его поездки по стране летом 1858 года. Однако поскольку проект ушел от требований, которые выдвигало дворянство, было решено ограничиться вызовом в Петербург отдельных представителей этих комитетов. Деятельность Редакционных комиссий по идее Ростовцева была подразделена на три этапа. На первом из них, который охватил время с марта по октябрь 1859 года, большое внимание было уделено проблеме выкупа наделов. Оставаясь на позициях общих принципов реформы, Редакционные комиссии тем не менее предложили увеличить примерно вдвое по сравнению с предложением губернских комитетов размеры наделов и несколько уменьшить повинности за них. Эти и другие предложения, клонящиеся к некоторому улучшению быта крестьян, вызвали резкую оппозицию дворянства. Во всех губернских комитетах были представлены две основные группы дворянства — откровенные крепостники, хотевшие сохранить все по-старому, и либералы, заинтересованные пустить деревню по капиталистическому пути, но с сохранением Введение Захарова Л Г. Указ соч., с 199—200. Документы крестьянской реформы всех выгод для дворянства. Во всех, кроме одного — Тверского, комитетах первые составляли большинство. Исходя из этого правительство вызвало в августе 1859 года в Петербург представителей 21 губернского комитета в количестве 36 человек. Они были отобраны из нечерноземных губерний, где процент либералов был выше, причем не избраны местным дворянством, а назначены администрацией. Тем не менее делегаты губерний Зала в 1-ц Кадетском корпусе, в которой проходили заседания Редакционных комиссий по крестьянскому делу. Из «Русского художественного листка Тимма» 1861 г. 16 См.: Зайончков- ский П А. Указ. соч., с. 110 дружно забраковали проект именно за то, что он, по их мнению, не устраивал дворянство, уходя от его первоначальных наметок. Царское правительство, конечно, отнюдь не из крестьянолю-бия давало установку на некоторые послабления крепостным. Просто из центра лучше видели рост крестьянских волнений, вызванных толками о реформе, и боялись печальных последствий возможной крестьянской войны. Недовольство дворянства зашло далеко — вплоть до отдельных предложений ограничить самодержавие созданием представительного органа, который должен был бы решить вопросы реформы. Такая позиция произвела на правительство известное впечатление, заставив его на следующих этапах работы Редакционных комиссий пойти на уступки помещикам. Этому способствовало и то обстоятельство, что в феврале 1860 года умер Ростовцев и его пост занял откровенный крепостник граф Панин. В феврале 1860 года в Петербург прибыли депутаты «второго приглашения», представлявшие преимущественно черноземные и западные губернии (45 человек от 25 комитетов). Они также критиковали проект, но не увлекались политическими требованиями, исходя лишь из стремления сохранить за помещиками землю и вотчинную власть над крестьянами16. В третий период работы Редакционные комиссии (июнь — октябрь 1860 года) окончательно обработали проект с учетом отзывов депутатов первого и второго приглашений. Изменения касались преимущественно уменьшения размера наделов и увеличения повинностей. То и другое было проведено в значительном объеме. 10 октября 1860 года Редакционные комиссии закончили свою работу и передали проект в Главный комитет по крестьянскому делу. На этой стадии продолжалось ужесточение проекта по линии уменьшения крестьянских наделов и увеличения повинностей. Хотя комитет отклонил поправки, предложенные наиболее правыми его членами — графом В. Ф. Адлербергом, М. Н. Муравьевым, князем В. А. Долгоруковым и др., он все же несколько увеличил размеры предполагаемого оброка. С 28 января по 17 февраля 1861 г. проект обсуждался в Государственном совете. О значении, которое придавалось реформе, говорит тот факт, что впервые за всю историю Государственного совета в нем реально председательствовал сам царь, который ранее лишь числился его председателем. Но Совет не внес принципиально новых идей в проект. Он лишь еще убавил крестьянские наделы в значительном числе уездов. Принципиально новым было только принятие предложения князя П. П. Гагарина о «дарственном» наделе17. 19 февраля 1861 г., в годовщину своего вступления на престол, Александр 11 подписал документы реформы. Крестьянская реформа строилась на известных принципах. Прежде всего, уже в ходе разработки проектов, как отмечалось, встал вопрос о наделении крестьян землей. Опыт освобождения крестьян в Прибалтике показал нецелесообразность и опасность их полного обезземеления. Даже славянофил А. С. Хомяков еще в 1848 году отмечал, что крестьяне имеют право на землю, которое помещики должны признать, и что в противном случае они «должны наперед раскланяться со своим правом». Поэтому в ходе подготовки реформы и было принято, что освобождаемые крестьяне должны получить землю. Основные же споры, как уже отмечалось, шли о мере наделения крестьян землей. Система, которая сложилась в конце концов, исходила из того принципа, что крестьянин должен получить земли ровно столько, чтобы она привязывала его к деревне, не допускала пролетаризации и ухода в город, но в то же время чтобы земли этой крестьянину не хватало. Только 4,8% крестьян получили " 19 наделы в размере, обеспечивающем прожиточный минимум. В основной массе крестьяне получили земли меньше, чем они имели до реформы. Возникли пресловутые «отрезки», которые будут потом долго камнем преткновения в борьбе крестьян с помещиками. Система отрезков, кроме того что она давала возможность вести помещикам крупное хозяйство, имела еще и другую цель. Если бы крестьянин получил земли в достаточном количестве, Введение См.: Зайончков- ский П. А. Указ. соч., с. 113. Цит. по: Дудзинская Е. А. Славянофилы и историческое право наземлю. — Вкн.: Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России, с. 29. См: Зайончков- ский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы, с. 13. Документы крестьянской реформы 20 См.: Зайончков- ский П. А. Отмена крепостного права в России, с. 217. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 173. 22 См.: Зайончков- ский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы, с. 11. то он стал бы независим от прежнего барина, и последний остался бы без рабочих рук. Нехватка же земли заставляла крестьянина опять идти на поклон к господину, с тем чтобы то ли приарендовать у него землицы, то ли для простого батрацкого заработка. Другим непреложным принципом реформы была возмезд-ность освобождения крестьян. С самого начала ни у кого из авторов реформы не было сомнения, что помещики должны получить компенсацию за потерю ими прежнего статуса. Споры возникали лишь по поводу того, должен ли крестьянин заплатить не только за землю, но и за освобождение своей личности. Идеологи крепостничества стояли именно на последней точке зрения. Прямо такой тезис в документах реформы провести не решились, но фактически крестьянин заплатил за свое освобождение под видом выкупа земли, отдав за нее неэквивалентную сумму. По подсчетам дореволюционного автора А. Лосицкого, общая стоимость земли, полученной крестьянами, исчислялась в 544 млн. руб., крестьяне же должны были заплатить за нее 867 млн. руб. По нечерноземным губерниям этот разрыв был еще больше: здесь крестьяне должны были заплатить более чем двойную цену. Реально крестьяне отдали за землю еще больше, поскольку им пришлось погашать и проценты по ссуде. В общей сложности земля крестьянам обошлась в несколько раз выше ее рыночной стоимости20. «По случаю «освобождения», — писал В. И. Ленин, — крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое выше действительной це- ны на землю». Способ, которым помещики замаскировали выкуп крестьянской свободы, был поистине гениальным. Вместо того чтобы взять за землю ее рыночную стоимость, пусть даже с какой-то наценкой, авторы реформы решили определять эту цену через оброк. Оброк же отнюдь не соответствовал реальной стоимости земли. Зачастую даже наоборот. В нечерноземных губерниях, где земля была относительно дешева, и во всяком случае менее продуктивна, оброки были выше, поскольку исходили из доходов крестьян от неземледельческих промыслов. Поэтому при выкупе надела крестьяне платили порой цену, которая была не только выше рыночной, но и намного превышала возможную хозяйственную отдачу земли. Даже дореволюционный автор Ю. Э. Янсон отмечал, что в Тверской губернии выкупная цена составляла 252% доходности земли, а во Владимирской — 276%22. Принятие оброка за основу при исчислении выкупной суммы откровенно показывало, что законодатель хочет сохранить в неизменности дореформенные доходы помещиков, только в новой правовой форме. Закон исходил из того, что выкупная сумма должна быть такой, чтобы, будучи положена в банк при 6% годовых, она давала в виде этих процентов прежний, привычный для крепостника оброк. У помещика возникали два возможных варианта поведения. Во-первых, он теперь мог спокойно жить как рантье, получая прежний оброк в виде процентов на капитал. Но он мог пойти и по новому, капиталистическому пути, вложив деньги в быстро растущую промышленность, железнодорожное строительство или поставив свое поместье на капиталистическую ногу. Многие помещики так и поступили. Но многие избрали и третий п„ть__они просто промотали полученные от крестьян деньги, а вслед за тем и землю. Дворянское землевладение с 1863 по 1915 год сократилось более чем вдвое — с 85 млн. десятин до 39 млн. десятин23. Конечно, не все помещики были готовы к новым порядкам и по экономическим соображениям. Многие накануне реформы были обременены долгами, закладывали и перезакладывали свои имения. В 1859 году в залоге состояло 44 166, т. е. 2/5 имений, в которых жили 2/3 всех крестьян24. При выдаче помещикам выкупных платежей государство взыскало долги, и должники оказались на мели. Авторы реформы резонно рассудили, что крестьяне не смогут сразу заплатить громадные суммы, которые с них хотели бы получить помещики. Понимали они и то, что если оставить помещика наедине с крестьянином, то прежний барин не будет реально в состоянии взыскать деньги с бывшего крепостного. Значит, нужна была помощь государства с его мощным аппаратом принуждения. Все эти задачи и должна была решить выкупная операция. Юридически эта операция выглядела как предоставление государственным банком кредита крестьянину для приобретения им земли. Конечно, государство не собиралось выдавать деньги на руки крестьянину. Они были сразу перечислены помещикам в форме ценных бумаг. Считалось, что крестьянин приобрел землю у помещика, прежние правоотношения с которым у него теперь прекращались. Не случайно крестьянин с момента заключения выкупной сделки уже именуется собственником. Правда, собственность у него еще серьезно ограничена по праву распоряжения. В одном из сенатских разъяснений прямо говорилось, что крестьянские надельные земли (как усадебные, так и полевые) составляют особый вид владений, резко отличающийся от права собственности, полного господства над имуществом. Прекратив правоотношения с помещиком, крестьянин вступает, однако, в новые правоотношения с государством — кредитные. Он обязуется в течение 49 лет погашать свой долг в рассрочку, уплачивая при этом немалые проценты, которые должны были длительное время значительно превышать ежегодные взносы в погашение ссуды. Вся эта грабительская система и привела к тому, что к моменту прекращения выкупных платежей — а они были прекращены досрочно в результате первой российской революции — крестьяне уже выплатили сумму, в несколько раз превышавшую реальную цену полученной ими земли. Но даже государству с его громадной машиной принуждения тРУдно было бы справиться с крестьянством, выколотить из не- Введение 23 См.: Анфимов А. М. Крестьянское земельное право в пореформенной России. — В кн.: Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России, с. 219. См.: История СССР. 1861 — 1917, с. 4. Документы крестьянской реформы го выкупные платежи, если бы авторы реформы не придумали еще одну хитрость — сохранение общины с ее круговой порукой. Общинного строя не было на Украине, в Белоруссии и Литве. Великороссийская община же уходила корнями во времена Русской Правды. Теперь ее решили использовать для взыскания выкупных платежей. Как раньше община обеспечивала уплату дикой виры, так теперь она должна была руками самих общинников заставить каждого из них вносить ежегодные суммы в погашение долга государству за выкуп. Расчет был простой: ни один крестьянин не захочет платить за соседа и уж найдет способ содрать с ближнего последнюю копейку. Община в этом случае была надежней для государства, чем любой финансовый или полицейский чиновник. Лучшему обеспечению взыскания повинностей и выкупных платежей способствовало и создание общинного и волостного самоуправления. Поставленное под контроль помещика, это самоуправление было хорошо приспособлено к принуждению крестьян выполнять их обязанности перед помещиком и государством. Подобная система казалась отцам реформы весьма мудрой, и она действительно некоторое время «работала». Но когда в 1906 году запылали помещичьи имения, стало ясно, что попытки перехитрить крестьянина не удались. И тогда самодержавие решило искать новую опору в деревне — кулака. Эту задачу и должна была выполнить столыпинская аграрная реформа, важнейшим элементом которой было разрушение общины. Так или иначе, но в результате реформы 1861 года крестьяне получили волю. Не такую, какую хотели, и не так, как хотели, но все же волю. Они приобрели права свободных сельских обывателей, т. е. определенные гражданские, семейные и даже некоторые политические права (например, право создавать крестьянское самоуправление). Правосубъектность крестьян, следовательно, была резко расширена. Из почти рабов они становились людьми. Конечно, крестьянство продолжало оставаться низшим слоем общества, но экономически и политически оно приобретало известную перспективу. С точки зрения экономической оборотистый крестьянин мог, несмотря на всяческие препятствия, стать буржуа. Он мог — тоже с серьезными трудностями — изменить сословную принадлежность, в том числе выбиться и в привилегированные состояния. То есть у крестьянина возникла возможность изменить и свой политический, юридический статус. В документах реформы имеется определенное противоречие по вопросу о моменте приобретения крестьянином личной свободы. В Манифесте указывается, что до составления уставных грамот, т. е. практически около двух лет, крестьянам и дворовым людям следует «пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности». В то же время ст. 1 и ст. 3 Правил о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, предусматривают немедленное — по обнародовании документов реформы — предоставление личных прав крестьянам, т е. прекращение крепостш г(состояния. Большинство исследователей полагает, что закон нужно толковать в той смысле, что крестьяне были освобождены немедленно. Характерной чертой реформы была ее поэтапна*, гь, постепенность и общая медлительности, что отражало страк гное нежелание помещиков расставаться с привычными благами. Эти черты проявились уже в ходе подготовки реформы, когда местные губернские комитеты попробовали заволокитить представление своих материалов в центр. Но даже и в самом конце подготовительной работы, когда проект обсуждался в Государственном совете, Александру 11 пришлось принять крутые меры к тому, чтобы крепостническая часть Совета не сорвала обсуждение. Это был редкий в истории случай, когда самодержавная власть была использована для ускорения прогресса, хотя прогресса, конечно, весьма относительного. Но и сама реформа была построена в расчете на всяческую медлительность. По законам решение главных для крестьян земельных дел растягивалось, по существу, на неопределенный срок. Прежде всего два года давалось на составление уставных грамот. В течение этого срока крестьяне оставались фактически в прежнем крепостном положении. Во всяком с \>чае, они сидели на прежних своих землях и выполняли прежние повинности. С составлением и утверждением уставной грамоты крестьяне переходили в состояние временнообязанных, для пребывания в котором срока первоначально установлено не было. Практически оно растянулось на десятилетия, и не одно поколение крестьян успело побывать во временнообязанных. А ведь временнообя-занные крестьяне мало отличались от крепостных. Они сидели на земле, которая считалась по-прежнему собственностью поме- щика, и платили за пользование ею прежними феодальными повинностями — барщиной и оброком, хотя и несколько упорядоченными. Даже став собственниками, крестьяне, как отмечалось, еще не совсем порывали с прошлым, реформа продолжалась и на этой стадии. Можно сказать, что в целом по стране проведение реформы затянулось чуть ли не до самой Февральской революции, и если бы не Великий Октябрь, то, может быть, крестьянам пришлось бы еще дольше расхлебывать все ее «премудрости». Другая характерная черта документов реформы — лицемерие. Законодатель отдавал решение важнейших вопросов, в том числе о размерах наделов, о повинностях, добровольному соглашению крестьян с помещиком. Таким образом, делался вид, что эти острейшие вопросы можно решить по-доброму. Создавался институт мировых посредников, которые были призваны объективно примирять интересы сторон. Однако законодатель отлично сознавал, что добровольного соглашения классов-антагонистов получиться не может. Поэтому, отсылая стороны к добровольному соглашению, закон в то же время устанавливал нормы, и достаточно определенные, на все случаи жизни. И неудивительно, что в большинстве случаев добровольных соглашений ^ (Гпомещиками о земле, выкупе и прочем не получи- 17 Введение <Х> Документы крестьянской реформы См.: Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел, т. 1.1861—1864 гг. М.,1961,с. 76—77. лось; эти вопросы решались в соответствии с нормативами, обеспечивающими интересы помещиков. Для документов реформы характерны сложность, запутанность и казуистичность. Идя навстречу местному дворянству, законодатель постарался учесть интересы чуть ли не каждого уезда в отдельности (помещиков уезда, разумеется). Размеры наделов, повинностей и прочие элементы нового порядка скрупулезно варьировались в зависимости от разных факторов. Да и общие положения реформы во многом страдали двусмысленностью. Сложная система ссылок и отсылок наряду с массой повторов усложняла и усиливала неразбериху. Нужны были достаточно высокое образование и опыт, чтобы понять и применить правильно всю эту громадную массу законов, которую составили документы реформы. К тому же они неоднократно дополнялись и изменялись. Сложность законодательства открыла дорогу для злоупотреблений. П. А. Валуев со слов графа Блу-дова утверждал, что Сперанский якобы рекомендовал «законы писать неясно, чтобы народ чувствовал необходимость прибегать к власти для их истолкования». Блудов заметил при этом, что сама мысль принадлежит скорее не Сперанскому, а Николаю I25. Как видим, АлександрН вспоминал совет своего отца. Крестьяне, которые не могли самостоятельно разобраться в реформе и не доверяли попам и помещикам, стали толковать закон в выгодном для себя духе, конечно, в полном противоречии и с буквой и с действительным духом закона. Такое толкование, основанное на царистских иллюзиях, привело к восстаниям, как это было в известном селе Бездна Казанской губернии, где дело дошло до вызова войск и массового расстрела крестьян. Мелочная казуистичность документов реформы доходила до ограждения интересов помещиков в самых пустяшных делах, вплоть до права охоты и рыбной ловли, проезда и прохода по дорогам и пр. С этой чертой документов была связана и еще одна — невысокий уровень юридической техники, порой простая юридическая неграмотность, если можно применить к закону такое выражение. Прежде всего, вместо того чтобы издать один, хотя бы и крупный, закон, отцы реформы подготовили серию актов, решающих отдельные вопросы. Даже общие проблемы реформы — о временнообязанном состоянии, о выкупе, о порядке проведения реформы — разбросаны по отдельным документам. Очень неоднородна структура законов, входящих в комплекс документов реформы. Например, Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, делится на разделы, разделы — на главы, которые в свою очередь иногда подразделяются на отделения. Положение об устройстве дворовых людей делится на части, которым не присвоен никакой титул, нет ни разделов, ни глав. Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях подразделяется на главы, отделения, которые дробятся на более узкие структурные едини- цы Этот анализ можно продолжить. По существу, чуть ли не каждый закон имеет свою структуру. Если прибавить сюда длинные названия законов, можно представить, как неудобно было пользоваться документами реформы. Говоря о юридических несообразностях законов крестьянской реформы, можно отметить, например, определение тех платежей, которые шли помещику за землю. Статья 27 Положения о выкупе гласит: «Определенная по правилам сего Положения сумма, выдаваемая помещику под приобретаемые крестьянами в собственность мирские земли и угодья обеспеченными (гарантированными) правительством кредитными бумагами, именуется выкупною ссудою». Если верить этой формулировке, то помещик получает не плату за свою землю, продаваемую крестьянину, а лишь ссуду, которая, как известно, подлежит возвращению. Ничего подобного, разумеется, реформа не предусматривает. Крестьянам, действительно, деньги на выкуп земли давались взаймы, они вступали в кредитные, долговые отношения с государством. Для помещика же государство выступало просто в роли посредника, который берет на себя задачу оплатить покупку крестьянами земли, а потом взыскать с них соответствующие суммы. Статья 113 того же закона называет выкупными платежами не суммы, идущие в погашение данной крестьянину ссуды, а лишь проценты на нее. В Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях странно употребляется термин «избирается». Выборы мировых посредников, о которых идет речь в ст. 12—14 этого положения, состоят в том, что уездный предводитель дворянства составляет список кандидатов, дворянское собрание его корректирует, а из этого списка губернатор выбирает подходящих лиц. Как видим, «выборы» здесь своеобразные. Их следовало бы просто назвать назначением. Даже в дореволюционной литературе отмечалось, что при подготовке крестьянской реформы Александра 11 окружали отнюдь не лучшие умы России26. * * * Документы реформы, как уже отмечалось, были подписаны царем 19 февраля. 5 марта 1861 г., в воскресенье, Манифест был обнародован в Петербурге и Москве путем расклейки печатного текста и оглашения его в церквах. Вопрос о причине отсрочки опубликования Манифеста вызвал в литературе полемику. Ф. С. Горовой полагал, что отсрочка обусловлена общей неподготовленностью царизма к подавлению ожидавшихся волнений. П. А. Зайончковский справедливо усомнился в возможности царизма быть неподготовленным к этому событию, которое ожидалось в течение нескольких лет. Ьольше того, крупнейший исследователь проблемы показал, что такая подготовка велась уже с первых шагов работы над проектом реформы. Из документов, собранных П. А. Зайончковским, видно, что правительство первоначально хотело известить насе- 19 Введение См.: Глинский Б. Б. Указ. соч., с. 39. Документы крестьянской реформы 27 См Зайончков-ский П А Указ соч, с 40 и ел См Дневник П А Валуева, т 1,
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |