КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 9
Выпуск J ПСЗ 2-е, т XXXIII, № 32820, 33265 а, 33455 Сборник узаконений и распоряжений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, т 2 СПб, 1884 с 205—206 Документы крестьянской реформы — часть выгона, примыкающего к усадьбе. При определении размеров поземельного надела статья ориентирует на предпочтительность добровольного соглашения крестьян с помещиками, допуская при этом возможность сокращения надела, согласно ст. 139 данного Положения, не более как до половины высшего или указного его размера, установленного для той или иной местности. Меньше этого минимального размера надел мог быть сокращен лишь в том случае, если до реформы фактический надел был ниже этой нормы. При отсутствии добровольного соглашения (что явилось правилом, а добровольные соглашения исключениями) в действие вступали нормы закона, изложенные в ст. 10—49 данного Положения. Статьи 10—17 Статьи содержат распределение губерний и уездов (а иногда и частей уездов) на полосы и местности в зависимости от конкретных местных условий дореформенного хозяйствования и надельного обеспечения крестьян. В приложении к ст. 15 устанавливаются для каждой полосы и местности нормы высших и низших, или указных, размеров пореформенного надела, отводимого крестьянам (крестьяне не имели права требовать надела выше определенной нормы, но и помещик не имел права урезать надел ниже установленного законом предела): 1. В первой (нечерноземной) полосе высшая норма устанавливалась: для 1-й местности — 3 дес. на ревизскую душу, 2-й — 3 дес. 600 кв. саж., 3-й — 3 дес. 1200 кв. саж., 4-й — 4 дес, 5-й — 4 дес. 1200 кв. саж., 6-й — 5 дес, 7-й — 5 дес. 1200 кв. саж., 8-й — 6 дес. и для 9-й — 7 дес. 2. Во второй (черноземной) полосе высшая норма устанавливалась: для 1-й местности — 2 дес 1800 кв. саж., 2-й — 3 дес, 3-й — 3 дес. 600 кв. саж., 4-й — 3 дес. 1200 кв. саж., 5-й — 4 дес, 6-й — 4 дес. 1200 кв. саж., 7-й — 5 дес. и 8-й — 6 дес. 3. В третьей (степной) полосе устанавливалась указная норма надела: а) для великороссийских губерний (некоторых уездов Оренбургской, Саратовской и Самарской) 1-й местности— 6 дес, 2-й — 7 дес, 3-й — 8 дес, 4-й — 10 дес. и 5-й — 12 дес, б) для новороссийских губерний (Екатерино-славской, Таврической и Херсонской) 1-й местности — 3 дес, 2-й — 3 дес. 1200 кв. саж., 3-й — 4 дес, 4-й — 4 дес. 1200 кв. саж., 5-й — 5 дес, 6-й — 5 дес. 1200 кв. саж. и 7-й — 6 дес. 1200 кв. саж. В Общем примечании к «расписанию» норм наделов указывается: «В тех уездах, кои в отношении надела разделяются в настоящей ведомости на части без обозначения границ, определение сих границ предоставляется местным губернским по крестьянским делам присутствиям» — т. е. тем учреждениям, которые, по сути дела, отражали интересы помещиков. Установление для первой и второй полос высшей и низшей норм надела не обязывало помещика не только предоставлять крестьянам надел сверх высшей нормы, но и доводить существующий до этой нормы. Таким образом, для значительной массы крестьян (от 18 до 69%, в зависимости от губернии), чьи дореформенные наделы оставались без изменения, фактическое землепользование после реформы оказалось ниже тех высших норм, которые были определены законом. Статьи 18—25 В статьях фиксируются условия, на основании которых помещики получали право уменьшать крестьянский надел (производить отрезку от дореформенного надела). Вместе с тем они обязывались в определенных случаях и увеличивать крестьянский надел (производить к нему прирезку). Помещик получал право производить отрезку от надела в следующих случаях: 1)если дореформенный надел превосходил высшую норму (ст. 18), 2) если у помещика после наделения крестьян землей оказывалось менее одной трети ранее принадлежавших ему угодий (в данном случае на основании ст. 20 он мог увеличивать свое землевладение до этой нормы за счет сокращения крестьянского надела) и 3) если у помещика в степной полосе за отводом крестьянам надела оказывалось менее половины земли в имении (ст. 22). Впрочем, этими условиями не ограничивались возможности помещиков увеличивать свое землевладение за счет сокращения крестьянского надела. Статья 24 Положения допускает в случае особых в том или ином помещичьем имении условий изъятия из общего правила: если крестьяне имели особые выгоды — занимались торгово-промышленной деятельностью, предпринимательским земледелием, рассчитанным на рынок, или если помещичьи имения были расположены вблизи обеих столиц (Петербурга и Москвы), крупных промышленных центров, речных пристаней, морских портов (о чем говорится в ст. 173—175 Положения). Уменьшение крестьянского надела (особенно значительное) происходило и в случае предоставления четверти высшей нормы в дар по ст. 123. Увеличивать крестьянский надел (т. е. производить к нему прирезку) помещик обязывался лишь в том случае, если дореформенный надел оказывался меньше низшей, установленной Положением, нормы. Однако и в этом случае помещику, согласно ст. 19, предоставлялось право (правда, по добровольному соглашению с крестьянами) вместо прирезки понизить повинности крестьян, но это правило относилось только к первой и второй полосам, на степную полосу оно не распространялось. Следует отметить, что отрезка от крестьянских наделов была заранее запланирована при подготовке проекта реформы путем установления заниженных норм предоставляемой крестьянам в надел земли. На практике, при проведении реформы, размер отрезков оказался выше запланированного. Значительный разрыв между высшей и низшей нормами надела (в три раза), установленный законом, сделал отрезки правилом, а прирезки исключением. В то время как отрезки по от- Местное положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских Документы крестьянской реформы См.: Революционная ситуация в России в середине XIX века. М., 1978, с. 211. дельным губерниям были произведены у 40—65% крестьян, прирезка коснулась только 3—18%. Общие размеры отрезанной у крестьян земли в десятки раз превосходили размеры прирезки, причем отрезались лучшие земли, а прирезались худшие. Да и сама прирезка в конечном счете преследовала не крестьянские, а помещичьи интересы: она доводила надел до определенного минимума, необходимого для сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации государством и помещиком, и в большинстве случаев была связана с увеличением повинностей. В общей сложности отрезка от крестьянских наделов составила 20%, а прирезка к наделам — менее 1%. Точные сведения об изменениях в крестьянском наделе в связи с проведением реформы и о мотивах этого изменения дает анализ уставных грамот. В последние десятилетия советскими историками проделана огромная работа по исследованию и систематизации уставных грамот. К настоящему времени статистической обработке подверглись уставные грамоты примерно половины губерний России, на которые распространялось действие Положений 19 февраля 1861 г. Большой фактический материал, введенный в научный оборот, конкретные выводы и наблюдения историков позволили гораздо полнее и глубже проследить процесс реализации реформы, нежели это ранее проводилось по обобщающим данным и повествовательным источникам, выявить те средства и методы, к которым прибегали помещики для ограбления крестьян по закону и в обход закона. Анализ уставных грамот позволил внести существенные коррективы в прежние представления о размерах сокращения крестьянского надельного землепользования в результате проведения реформы. Выяснилось, что существовавшие долгое время в специальной и учебной литературе данные об отрезках оказались значительно преуменьшенными. Так, раньше считалось, что в Калужской губернии крестьянские наделы сократились на 0,5%, по данным уставных грамот оказалось — на 10,9%, в Московской — соответственно 7,5 и 14,5%, в Псковской — 9,1 и 20%, в Смоленской — 7,3 и 16%, в Тверской — 5,2 и 19,9%. Таким образом, в нечерноземных губерниях отрезки от крестьянских наделов в ряде случаев оказались ничуть не меньшими, чем в черноземных. Вот данные уставных грамот о сокращении крестьянского надела (в %) по губерниям в связи с проведением реформы'. Владимирская — 15,7 Воронежская — 26,7 Калужская — 10,9 Костромская — 32,0 Курская— 15,7 Московская — 14,2 Нижегородская — 17,1 Орловская — 16,5 Псковская — 20,0 Оренбургская — 14,4 Рязанская — 16,8 Самарская — 41,3 Саратовская — 42,7 Симбирская — 32,6 Смоленская — 16,0 С. Петербургская — 30,7 Таврическая — 27,8 Тамбовская — 13,1 Тверская — 19,9 Тульская — 12,7 Здесь приведены средние погубернские данные уменьшения крестьянского надельного землепользования. В пределах же губерний (по уездам) это уменьшение существенно колебалось: например, в Воронежской — от 7,6 до 43,2%, в Курской — от 7,2 до 25,4%, в Орловской — от 7,7 до 35%, в Рязанской — от 10,7 до 28,3%, в Тамбовской — от 4,2 до 25,6%, в Тульской — от 7,4 до 17,6%4. Как установили исследователи, подавляющее большинство отрезков проводилось по ст. 18 Местного положения. На размеры отрезков влияли также хозяйственный уклад помещичьего имения и расчеты помещиков на будущие формы эксплуатации крестьян5. Отрезные земли сосредоточивались преимущественно в руках крупных землевладельцев. Так, в шести черноземных губерниях (Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской) у владельцев свыше 100 душ м. п. сосредоточивалось (по отдельным губерниям) от 77,2 до 93,8% всех отрезанных от крестьянского надела земель в губернии. Таким образом, «чистка земель» для капитализма, по выражению В. И. Ленина7, укрепила в первую очередь крупное помещичье землевладение. Из 112 млн. десятин земли, находившейся в помещичьих имениях до реформы, примерно 78 млн. десятин осталось в руках помещиков и около 34 млн. предоставлено в надел крестьянам. Тяжесть отрезки заключалась не только в абсолютных ее размерах, но и в качестве отрезаемой земли, а также в хозяйственной необходимости ее для крестьян. Иначе говоря, имело значение не только то, сколько земли у крестьян было отрезано, но и то, какие земли были отрезаны. На практике, вопреки закону (см. ст. 17 и 26), производилась отрезка наиболее ценных для крестьян угодий — лугов, выгонов, водопоев, без которых нормальное функционирование крестьянского хозяйства было невозможно. Крестьянин вынужден был арендовать эти крайне необходимые ему отрезные земли на кабальных условиях. Арендная плата за эти земли значительно превосходила их рыночную стоимость. По свидетельству смоленских статистиков, отрезки увеличивали «обязательность» аренды, делали ее «прямо принудительной» и поднимали арендные цены вдвое, а иногда в четыре и пять раз. Наблюдательный А. Н. Энгельгардт писал из смоленской деревни: «Сначала помещики еще не понимали значения отрезков... Теперь же значение отрезков все понимают, и каждый покупатель имения, даже не умеющий по-русски говорить немец, прежде всего смотрит, есть ли отрезки, как они расположены и насколько затесняют крестьян. У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают круги, то есть на своих лошадях, со своими орудиями, производят, как при крепостном праве, полную обработку во всех трех полях. Оцениваются эти отрезки — часто, в сущности, просто ничего не стоящие, не по качеству земли, не по производительности их, а лишь по тому, на- Местное положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских См.: Литвак Б. Г. Русская деревня в реформе 1861 года. Черноземный центр.1861 —1895. М., 1972, с. 180, 184, 186, 188, 191, 194. См. там же, с. 313; Будаев Д. И. Смоленская деревня в конце XIX и начале XX в. Смоленск, 1972, с. 24. См.: Литвак Б. Г. Указ. соч., с. 181 — 196. См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 16, с. 254. См.: Будаев Д. И. Крестьянская реформа 1861 г. в Смоленской губернии. Смоленск, 1967, с. 212. Документы крестьянской реформы Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. М., 1956, с. 450. Ленин В. И. Поли собр. соч., т. 7, с. 222. См.: Зайончков-ский П. А. Отмена крепостного права в России, с. 364—365. См.: ЯнсонЮ. Э. Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах. СПб., 1877, с. 70—71. сколько они необходимы крестьянам, насколько они их затесняют, насколько возможно выжать с крестьян за эти отрезки»9. Отрезные земли превратились в руках помещиков-латифундистов в мощный инструмент нажима на крестьян. Отрезки явились базисом отработочной системы в пореформенной России, особенно там, где достигли значительных размеров. «В общем и целом, — писал В. И. Ленин, — не подлежит сомнению, что центр отработочной системы в России (среднечерноземный район) есть в то же время и центр отрезков»"1. В общей сложности крестьяне получили в надел 33,7 млн. десятин — в среднем по 3,4 десятины на ревизскую душу, при этом 5,5% крестьян получили менее 1 десятины на душу, 13,2%—от 1 до 2, 28,2%—от 2 до 3, 26% — от 3 до 4, 22,3% —от 4 до 6, 4,8% —свыше 6 десятин". При тогдашнем уровне производительных сил даже «высшие», установленные Местным положением, нормы наделов не обеспечивали нормального развития крестьянского хозяйства только за счет земледелия. Видный статистик второй половины XIX века Ю. Э. Янсон считал, что для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства (его воспроизводства и уплаты многочисленных податей) требовалось: в черноземных губерниях не менее 5, а в нечерноземных — от 6 до 8 десятин на душу ". Следовательно, более 9/10 бывших помещичьих крестьян не получили этой, необходимой, нормы. В общей сложности крестьянам не доставало более половины необходимой для ведения нормального земледельческого хозяйства земли, которую они вынуждены были пополнять частично покупкой (что под силу было преимущественно зажиточным), частично кабальной арендой, но более всего для обеспечения своего прожиточного минимума крестьяне прибегали к сторонним заработкам. Недостаток земли у крестьян повышал арендные и продажные цены на землю, а поскольку основным источником аренды и покупки была помещичья земля, у помещиков создавались дополнительные возможности для дальнейшего ограбления крестьян. Статьи 26—36 Хотя по ст. 26 в крестьянский надел включались одни только удобные земли, закон допускал возможность предоставления крестьянам и неудобных — солончаков (ст. 28), закустаренных земель (ст. 29). В то же время крестьяне не получали в надел леса — за исключением случаев, предусмотренных ст. 30—31. При крепостном праве крестьяне сверх надела пользовались правом пастьбы своего скота на скошенных помещичьих лугах и полях. Им давался для отопления и постройки (но не для продажи) помещичий лес. Разумеется, помещик в этом случае руководствовался не «человеколюбием» и не «заботой о мужике»: здесь был прямой экономический расчет — поддержать крестьянское хозяйство как объект феодальной эксплуатации. В результате реформы крестьяне лишались указанных прав. В уставных грамотах специально оговаривался запрет крестьянам пользоваться лесом, пасти скот в лесу, собирать там грибы и ягоды, или же устанавливалась за это определенная плата помещику. Особенно болезненно это сказалось на крестьянах нечерноземных губерний, издавна пользовавшихся лесом для пастьбы скота, лесных промыслов, сбора грибов, ягод и пр. Лишение этого дополнительного источника существования подрывало крестьянское хозяйство, нарушало традиционные формы его ведения. Условия пользования помещичьим лесом для построек и топлива отныне определялись ст. 47—49 данного Положения. Хотя ст. 33—36 и сохраняли за крестьянами прежние водопои и прогоны для скота, вместе с тем они предоставляли помещику право выделять крестьянам вместо прежних новые участки, если это было ему выгодно. В уставных грамотах нередко оговаривалась дополнительная плата с крестьян (или отработка) за пользование прежними прогонами и водопоями. Следовательно, и эти статьи Местного положения могли быть использованы помещиками для дополнительного нажима на крестьян. Статьи 37—46 Крестьяне сохраняли право владения теми усадьбами, которые у них были до отмены крепостного права, однако существенно ограничивались в этом праве рядом условий, изложенных как в комментируемых статьях, так и в ст. 74—91 (в которых идет речь о перенесении крестьянских усадеб). Закон предоставлял помещикам широкие возможности для обмена и перенесения крестьянских усадеб, нажима на крестьян с целью извлечения дополнительных доходов, особенно в торгово-промышленных селениях: например, право повышать размеры оброка за пользование торговыми площадями (ст. 44—46), требовать двойной платы за выкуп земли, на которой находились промышленные и торговые заведения крестьян (ст. 91). Поскольку в категорию усадебных земель попадали только те, которые находились в черте селения, расположенные вне этой черты унавоженные крестьянские огороды, сады, коноплянники и пр., наиболее важные и ценные для крестьян, попадали в состав полевого надела, который подвергался отрезке или обмену. Статьи 47—49 В принципе с помещика снималась обязанность предоставлять крестьянам лес для построек и топлива; она сохранялась лишь как временная мера на девять, после утверждения Положения, лет, да и то в ограниченных пределах. Теперь крестьяне Должны были за все платить — деньгами или повинностями.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |