Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое экономика. Ее проблемы




Экономика как наука

Вопросы:

1.1. Что такое экономика. Ее проблемы.

1.2. Экономика и другие науки экономико-управленческого цикла.

1.3. Содержание дисциплины и задачи по ее изучению.

 

Вы одержимы идеей сделать блестящую карьеру или иметь маленький, но свой бизнес. У вас прекрасное здоровье, масса знакомств, стартовый капитал. Всего этого было бы достаточно на рубеже XIX-XX вв., когда неискушенные знанием экономической теории, но умные и честолюбивые люди создавали миллиардные состояния. На рубеже XX – XXIв.в. одним из основных условием успеха в экономической деятельности является наличие фундаментальных знаний, которые можно получить в престижном экономическом вузе. Поэтому перед курсом «Экономика организаций» стоят две задачи:

1. Ввести в мир экономических знаний, дать практические навыки работы и умение ориентироваться в экономических задачах на уровне организаций, в том числе предприятий.

2. Побудить у себя стремление постоянно наращивать свой экономический потенциал, чтобы по выражению профессора Мюнхенского университета Хорста Вильдеманна “слышать шорохи окружающего мира”.

Экономика в переводе с греческого языка означает “управление хозяйством”. Это наука о хозяйстве, способах ведения его людьми и экономических отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и распределения товаров. Ее возникновение связано с ограниченностью экономических ресурсов: финансовых, трудовых, природных, ресурса времени и др.

Именно ограниченность ресурсов приводит к проблемным экономическим ситуациям, которые требуют поиска оптимального или чаще рационального их решения.

В зависимости от уровня хозяйственной системы сложился ряд экономических дисциплин:

- экономика семьи;

- экономика организации (предприятия);

- муниципальная экономика;

- региональная экономика (например, субъекта РФ);

- национальная экономика;

- мировая экономика.

Несмотря на большое разнообразие экономических ситуаций, возникающих в этих системах, при их решении отвечают на три вопроса:

а) что производить;

б) как производить;?

в) для кого и каким способом доводить произведенное до

потребителя?

Эти вопросы получили название классических проблем экономики.

а) Содержание первой проблемы рассмотрим на примере “о пушках и масле” американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона. Предположим, что у общества есть некоторый ограниченный финансовый ресурс, который оно может направить на производство двух видов товаров: военного (пушек) и гражданского (масла).

В таблице представлены возможности их производства при ограниченных государственных ресурсах.

 

Возможности Производство
Пушки, т. шт. Масло, млн. фунтов
А   B   C   D   E   F           -          

 

Среди шести представленных ситуаций две крайние:

1. А – ситуация войны, когда все финансовые ресурсы уходят на производство вооружений. При этом общество оказывается на грани самовыживания.

2. F – ситуация идеального мира, когда ни единого рубля, марки и т.д. государство не тратит на военные вопросы, и все средства направляет на развитие экономики (1945 г. – ФРГ и Япония, когда по международным соглашениям эти страны не имели права иметь военные бюджеты, что позволило им добиться быстрого экономического роста).

Между ситуациями А и F есть другие, для которых характерно разное соотношение объемов производства пушек и масла, при этом решение сколько производить тех и других остается за правительством страны. И это наиболее сложная проблема в экономике любого субъекта хозяйствования, которая требует решения. На приведенном примере просматривается так называемый “закон убывающей доходности”. В соответствии с ним при ограниченных ресурсах выпуск каждой новой единицы продукции требует все больших жертв по свертыванию раннее выпускавшейся продукции.

б) Для ответа на второй вопрос экономики “как производить?” менеджеру или экономисту следует рассмотреть все предлагаемые конструкторско-технологическими службами варианты производства товара и выбрать среди них лучшие по определенным экономическим критериям критериям.

Например: подставку для настольной лампы можно изготовить по различным технологиям из различных материалов:

- литье металла;

- обточка деревянной заготовки;

- литье пластмассы под давлением;

- ковка металла;

- механическая обточка металлической заготовки.

Каждый из этих вариантов характеризуется определенным уровнем единовременных и текущих затрат. При одинаковой оптовой цене на лампу выбор будет осуществляться по минимуму совокупных затрат.

в) что касается ответа на третий вопрос, то следует отметить, что в мировой экономике сложились две системы распределения ресурсов:

1) исторически более ранняя – плановая (централизованная, командная).

Свой отчет ведет с доисторических времен, когда происходило распределение внутри рода выращенного урожая, добытого мяса и других ресурсов. Сохраняется в настоящее время в семьях, а также в государстве через систему государственных и муниципальных заказов. В развитых странах мира она используется при производстве и распределении лекарственных препаратов, вооружений, детского питания и др. (федеральный заказ), школьных обедов (муниципальный заказ). При этом у производителя основной задачей деятельности является производство конкурентоспособного товара и победа на конкурсе по получению заказа. Вопросы “сколько производить?” и “для кого производить?” решает государство в лице правительства или местная власть в лице администрации муниципального образования.

2) рыночная, более молодая. В ней каждый производитель на свой страх и риск выходит с товаром на свободный рынок в поисках покупателя. На рынок же устремляются и покупатели для удовлетворения собственных потребностей. Встреча продавца и покупателя происходит при условии согласования обоюдных интересов. При этом их движение друг к другу происходит по принципу “невидимой руки” (А. Смит).

А. Смит – первый писатель-теоретик в области экономики. В 1776 году вышла его книга “Исследования о природе и причинах богатства народов”, в которой он описал закономерности функционирования рынка и назвал его основной двигатель – конкуренцию.

В условиях сильной государственности для нормального функционирования рынка необходимы два условия:

1) наличие свободного предпринимательства в лице субъектов малого бизнеса (создают массу рынка и является родителями многих идей НТП);

2) поддержка государством малого бизнеса, в том числе через льготное налогообложение и антимонопольную политику.

В СССР переход к рыночной экономике начался в конце 80-х гг. прошлого века с выходом в свет ряда постановлений Совета Министров СССР (правительства Советского Союза), в том числе о мерах по демонополизации народного хозяйства, о предприятии и предпринимательской деятельности, о кооперации.

Впервые были введены меры контроля за монополистами, т.е. предприятиями, занимавшими своей продукцией более 70% союзного или областного или республиканского рынка. В настоящее время монополист должен занимать не меньше 30% соответствующего рынка. Ряд из них контролируется государством (естественная монополия).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.