Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики 3 страница




Доктринальное представление о буржуазном "равном праве" при социализме, хотя и подразумевало совсем другое, но как бес­спорно авторитетное положение идеологически подтверждало и легитимировало допущение и признание в тех условиях правового значения и характера "социалистического права", поскольку отри­цание этого означало бы ошибочность доктринального предсказа­ния о наличии хоть какого-то права при социализме.

Самым ортодоксальным и вместе с тем наиболее компетент­ным приверженцем доктринального положения о буржуазном "рав­ном праве" на первой фазе коммунизма в истории марксистско-ленинского учения о праве был Е.Б. Пашуканис. И именно поэтому эволюция его правопонимания представляет интерес не только для характеристики его собственных взглядов, но и для понимания самой доктрины в процессе ее практической реализации в условиях дик­татуры пролетариата и исторически сложившегося реального со­циализма.

Мы уже видели, что эволюция позиции Пашуканиса во мно­гом носила конъюнктурный, приспособленческий характер. Здесь уместно отметить и другой аспект: оставаясь ортодоксальным мар­ксистом и защитником доктрины, он был "обречен" на такую эво­люцию в силу нетождественности доктрины и практики и вместе с тем необходимости интерпретировать доктрину как предвидение практики, а практику — как реализацию доктрины.

Внутренняя суть, цель и ориентиры доктрины — отрицание и преодоление вместе с частной собственностью действительного бур­жуазного права после пролетарской революции и переход в режи­ме диктатуры пролетариата к полному коммунизму (от буржуазно­го формального правового равенства к т. н. "фактическому равенст­ву" с распределением продуктов личного потребления "по потреб­ностям"). И следует признать, что такой доктринальный стержень пронизывает всю внешне пеструю мозаику эволюции подходов Пашуканиса к праву. В метаморфозе его взглядов есть нечто внут­ренне общее и принципиально единое — максимально возможное (с учетом соотношения доктрины с реалиями послереволюционной практики) фактическое отрицание буржуазного права (т. е. един­ственного действительного права в тех социально-исторических ус­ловиях) для всей эпохи перехода от капитализма к коммунизму.

Суть дела и ортодоксальная верность Пашуканиса (да и мно­гих других марксистских идеологов права) не во внешней словес­ной подгонке концепций "особого" "советского права", "социали­стического права" и т. д. под терминологию доктрины (хотя идеоло­гически и это было важно), а в том, что во всех этих "особых" кон-

Глава 3. Советский легизм

I

цепциях под оболочкой словесно признаваемого нового, особого "пра­ва" по существу, фактически имелось в виду объективно нечто не­правовое, а, следовательно, настоящее антибуржуазное, пролетар-ско-диктаторское, социалистическое и прокоммунистическое, под­линно марксистско-ленинское отношение к праву.

Все это характерно и для выдвинутой Пашуканисом концеп­ции "социалистического права". Хотя она расходится и с доктриной (с постулатом о буржуазном "равном праве" при социализме и т. д.), и с практикой победившего социализма (отсутствие буржуаз­ного, а вместе с ним и всякого настоящего права), однако своим фактическим отрицанием права и трактовкой в качестве "социали­стического права" неправовых норм партийно-политической вла­сти при диктатуре пролетариата данная концепция наилучшим образом (при сложившихся условиях) выражает и учитывает внут­ренние требования и доктрины, и практики в их глубинной несо­вместимости с подлинным правом, с принципом формально-пра­вового (не "фактического") равенства.

На эти внутренние потребности коммунистической доктрины и послереволюционной практики так или иначе ориентировались сторонники также и других направлений марксистско-ленинского подхода к праву. Но Пашуканис глубже других понял и адекватней выразил в ходе трансформации своей позиции (*уть доктринально­го и практического отрицания права как права, совместимость док­трины и практики лишь с таким правопониманием, которое на са­мом деле есть правоотрицание. Он был наиболее сознательным, убежденным и последовательным отрицателем буржуазного права, а вместе с ним и всякого права. Его творчество и его вклад (как, впрочем, и других приверженцев доктрины) объективно носят не­гативный характер, поскольку их суть — отрицание права.

Но осмысление этого опыта отрицания права — необходимый момент в современных поисках путей к началам права и утвержде­нию правового строя.

Глава 3. Советский легизм




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.