Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы конструирования форм организации педагогического процесса 3 страница




5. Развитие личности осуществляется в деятельности самой личности. Результаты развития напрямую связаны с разнообразием и качеством вы­полняемой индивидом деятельности. Все многообразие познавательной, ху­дожественно-творческой, спортивной, развлекательной, бытовой и других видов деятельности можно свести к четырем наиболее общим ее типам -

учебной, игровой, трудовой деятельности и общению. В соответствии с этим в качестве важнейших средств воспитания рассматриваются игра, уче­ние, труд и общение воспитанников.

6. Физиологические особенности и специфика условий жизни воспитанни­ков определяют необходимость индивидуализации использования средств и особенно методов их применения в отношении каждого воспитуемого. Его здоровье, темперамент, способности, условия жизни, взаимоотношения с ок­ружающими, интересы и склонности должны учитываться в воспитании и не обязательно подвергаться коренной перестройке, преодолению. Социально ценные качества и направленность личности должны развиваться и формиро­ваться на основе индивидуально присущих воспитаннику свойств - в этом сущность личностного подхода в воспитании. Воспитание - это утверждение индивидуального образа жизни воспитанника в системе положительных вос­питательных ценностей.

7. Важнейшим направлением в деятельности воспитателей является разви­тие активности воспитанников. Собственно, главной задачей воспитателей (наряду с обеспечением безопасности) является активизация воспитанников в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в знаниях, общенеобходимых умениях и навыках, отношениях.

Есть два способа приобщения воспитанников к социальному опыту (кроме спонтанного, стихийного, неорганизованного). Первый - непрофес­сиональный, основанный на житейских представлениях о воспитании и обу­чении как передаче знаний, умений и опыта отношений от старших к млад­шим: знающий больше сообщает знания тем, кто знает меньше, умеющий показывает свои умения обучаемым. Второй способ - профессиональный, педагогический: воспитанники включаются в активную деятельность по ус­воению знаний, формированию умений и навыков, выработке отношений на основе собственного эмоционально-интеллектуального труда. Важнейшими его показателями являются выполнение целенаправленного поиска в услови­ях проблемной ситуации, осуществление сознательного выбора (форму­лирование вывода), справедливого решения проблемной задачи интеллекту­ального или эмоционально-нравственного характера.

8. Эффективное воспитание невозможно вне системы определенных груп­повых отношений. Жизнь человека - это общественная жизнь, в которой он вступает в определенные многообразные отношения с другими людьми. Только в этих многообразных отношениях и возможно всестороннее развитие природных задатков индивида: многообразие личности раскрывается на­встречу многообразию среды.

Наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности создаются в коллективе - объединении людей, сплоченных единой общест­венно значимой целью, общей деятельностью по ее достижению и заботой о благе и состоянии каждого своего члена.

Объективно в условиях конкуренции наиболее способные личности полу­чают лучшие, большие возможности и наиболее действенные стимулы для

своего развития. Однако наряду с этим значительная часть оказывается на задворках прогресса, становится маргиналами общественного процесса, вы­ступая лишь в качестве материала для успеха лидеров.

Коллектив как высшая форма группового объединения людей (в том числе и детей, воспитанников) характеризуется неиерархичностью отношений, ди­намичностью (сменностью) связей командования-подчинения, многообразием связей с окружением. Воспитательная работа по существу своему является организацией жизни и деятельности коллектива воспитанников, организацией их коллективных и индивидуальных отношений.

9. Талант воспитателя, учителя заключается в умении выбирать и пра­вильно использовать в соответствии со складывающейся педагогической си­туацией методы обучения и воспитания. Любовь к детям, широкая образо­ванность, контактность, организаторские способности, умение проникнуть во внутренний мир воспитанника, предвидеть путь его развития и организовать его жизнь на пути совершенствования вместе с терпением, настойчивостью, являются теми качествами, которые характеризуют настоящего педагога.

10. За пределами обсуждения в настоящем пособии остались проблемы управления педагогическим процессом. В масштабах государства и каждого воспитательного учреждения необходимо осуществлять планирование, орга­низацию, контроль, коррекцию и стимулирование деятельности всех участни­ков педагогического процесса. Осуществление этих функций управления (планирование, организация, контроль, стимулирование) может реализовать­ся в стиле командования - жесткого регламентирования деятельности подчи­ненных, строгого определения их обязанностей, поощрения за успехи и нака­зания за неудачи (автократическое управление) или в стиле развития и стиму­лирования инициативы исполнителей, побуждения их к новаторскому поиску (демократическое управление).

Наши отечественные представления о функциях управления следует до­полнить такими, как коммерческая, финансовая, страховая, учетная функции, которые в современных условиях приобретают особое значение и в сфере на­родного образования и воспитания.

Наиболее привлекательным является управление воспитательным процес­сом, основанное на сознании общей для воспитателей и воспитанников цели -перспективы, в которой индивидуальная цель каждого гармонично сочетает­ся с общими устремлениями. Для этого нужно, чтобы руководители (учебного заведения, органов народного образования) заботились об установлении гу­манных отношений между участниками педагогического процесса, спланиро­вали деятельность всех субъектов процесса, определив обязанности каждого, организовали согласованную совместную деятельность, вовремя корректируя действия и их направленность, анализируя результаты деятельности на этапах и определяя новые перспективы развития.

11. Высокий профессионализм воспитателей, учителей, проявляющийся в знании средств, методов, форм, принципов обучения и воспитания и в умени­ях применять их в практической деятельности в постоянно изменяющейся

обстановке воспитания, является основой эффективности педагогического процесса. Однако подлинный успех в воспитании достигается лишь в случае согласованной целенаправленной работы семьи, школы, общественности и всего государства по воспитанию подрастающих поколений.

12. И наконец, структура педагогического знания представляется в сле­дующем виде:

1) цель воспитания как реализация общественного идеала в практической учебно-воспитательной работе, в ходе осуществления педагогического про­цесса;

2) педагогический процесс как организованное в масштабах всего госу­дарства (общества) взаимодействие воспитателей и воспитанников для дос­тижения целей воспитания;

3) процесс воспитания как целенаправленное воспитание личности - сис­тема субъект-субъектных отношений, обеспечивающих продвижение к цели воспитания в результате решения цепи взаимосвязанных последовательно решаемых педагогических задач;

4) средства воспитания, используемые для решения педагогических задач -виды деятельности, в которых принимают участие воспитанники: общение, учение, игра, труд; только посредством деятельности самой личности форми­руются и развиваются качества личности; соблюдение педагогических требо­ваний к организации этой деятельности обеспечивает ее воспитательную эф­фективность;

5) методы обучения и воспитания есть методы использования средств вос­питания в педагогическом процессе, т.е. это по сути своей методы осуществ­ления педагогического процесса; собственно педагогическими являются ме­тоды, включающие воспитанников в продуктивную деятельность проблемно-поискового характера;

6) формы воспитания как определенное сочетание средств и методов педа­гогического процесса, обеспечивающее решение педагогической задачи или совокупности педагогических задач определенного уровня:

7) принципы организации педагогического процесса, являющиеся основ­ными положениями, которыми должен руководствоваться воспитатель (учитель) в воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Такова последовательность изучения педагогических знаний, такова и ло­гика самой педагогики как науки о воспитании. В такой взаимосвязи эти зна­ния составляют основу профессиональной информации для учителей общеоб­разовательных школ и преподавателей профессиональных училищ (колледжей), для социальных педагогов и родителей, для офицеров как вос­питателей воинов и для руководителей трудовых объединений. Эти общие знания конкретизируются в теориях и методиках частных методик, социаль­ной, военной, исправительно-трудовой и других отраслях педагогики, явля­ясь базой для разработки того особенного, что характеризует специфику вос­питательной работы в конкретных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.