Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие формы организации учебно-воспитательной работы




Все задачи обучения и воспитания на уроках решить невоз­можно. Невозможно даже в полной мере учесть особенности уча­щихся в их отношении к содержанию учебного материала: одни хотят и могут быстро и глубоко осваивать знания по физике и ма­тематике, а у других проявляется больший интерес к гуманитар­ным предметам. Когда в классе занимаются 20-30 и даже более учеников, учесть на уроке особенности каждого (интерес к пред­мету, уровень обученности, характер затруднений, необходимая мера помощи и т.д.) учителю чрезвычайно трудно, фактически невозможно. Да в полной мере и не нужно. Ему необходимо обес­печить на уроке освоение каждым учеником того минимума зна­ний и умений, который определен государственным стандартом. Правда, и это нелегко в отношении всех учеников, поскольку уро­вень этого минимума достаточно высок (чрезвычайно высок!) и имеет тенденцию к постоянному повышению.

Учитывая это, в современной школе используются и другие формы организации учебно-воспитательной работы. Прежде все­го, это домашняя самостоятельная работа учащихся. Без нее учебно-воспитательный (педагогический) процесс не может быть полным, но учителям следует помнить об опасности перегрузки учащихся домашними заданиями. Нужно заботиться о том, чтобы основная работа по усвоению нового была выполнена на уроке, а домашние задания по всем предметам могли быть выполнены учениками начальных классов за 1-2 часа, в средних классах - за 2-3 часа, в старших классах - за 3-4 часа.

Дополнительные занятия и консультации в российских школах традиционно проводятся учителями с учащимися, нуждающимися в помощи, отставшими в обучении по каким-либо причинам. Иногда для оказания помощи таким ученикам привлекают хоро­шо успевающих учащихся или поручают учащимся старших клас­сов помочь младшим. Проводятся эти занятия и с учащимися, проявляющими успехи в изучении предмета. Перед экзаменами, а

1 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - С. 587.

также перед зачетом по каждому крупному разделу и т.д. прово­дятся консультации со всеми учениками класса.

Факультативные занятия (занятия по выбору) в последнее время получили широкое распространение. В VII-IX и особенно X-XI классах учащиеся, интересующиеся каким-либо предметом, объединяются в группы по 12-15 человек (им предлагаются на выбор курсы различного содержания). В этих группах они углуб­ленно изучают интересующий их предмет по специальной про­грамме, что помогает, в частности, в подготовке к поступлению в профессиональное учебное заведение. Такие занятия проводятся нередко и по морали, праву, экологии, эстетике, религии.

Учебные конференции практикуются во многих школах для учащихся IX-XI классов, особенно в гимназиях, лицеях. К конфе­ренциям учащиеся готовят доклады, в которых содержится анализ научной, художественной литературы, результаты собственных (иногда - коллективных) исследований. Обычно конференции проходят один раз в год, в некоторых школах - в традиционно установленное время. В это же время организуются и выставки творческих работ учащихся средних и младших классов. Однако это не обязательно: учебная конференция может быть проведена и в одном классе по одному учебному предмету.

Семинарские занятия тоже проводятся в старших классах. Для семинарского занятия определяется тема теоретического, чаще всего гуманитарного содержания, формулируются три-четыре во­проса для обсуждения. Иногда выделяются основные докладчики и оппоненты (содокладчики) по каждому вопросу, а в ходе семи­нара к обсуждению каждого вопроса привлекается возможно большее число учащихся класса.

Экскурсии - посещение учащимися естественных (природных), хозяйственно-промышленных, культурных и общественных объ­ектов с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера. Они могут проводиться перед изучени­ем темы для предварительного ознакомления с объектом, а также в ходе изучения темы (текущая, сопутствующая экскурсия) и после теоретического изучения темы (заключительная экскурсия). Перед экскурсией учитель сам детально знакомится с маршрутом, объ­ектами наблюдения, при необходимости договаривается с экскур­соводами. Составляя план проведения экскурсии, учитель преду­сматривает меры, обеспечивающие безопасность учащихся в пути следования и на маршруте экскурсии, детализирует содержание работы групп и отдельных учащихся. Результаты экскурсии обсу­ждаются и используются в работе на уроках, при подготовке уча­щимися сообщений и докладов. Нередко они оформляются в виде стенных газет, пресс-информации. Иногда экскурсии проводятся

не одним учителем (не по одному предмету), а совместно по двум или даже нескольким предметам (комплексные экскурсии).

Учебные практикумы обычно организуются в конце учебного года по дисциплинам естественного цикла (биология, природове­дение), трудового обучения и по предметам специализации в старших классах. Они проводятся на пришкольных участках, в школьных мастерских, в цехах предприятий, в учреждениях. В не­которых случаях время проведения практикумов распределяется в течение летних каникул учащихся (например, для обеспечения по­стоянного ухода за растениями на пришкольном участке или по причине невозможности одновременного прохождения практики всеми учащимися из-за недостатка рабочих мест на производстве, в учреждении).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.