Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы организации деятельности




Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе - общие методы воспитания

Почему именно «общие методы воспитания»? Очевидно, исхо­дя из представления о соотношениях основных педагогических понятий: есть обучение как частный случай воспитания и есть воспитание как общее понятие по отношению к обучению. В со­ответствии с этим все, что характерно для воспитания, свойствен­но и обучению. У обучения есть свои методы, они характерны для той части воспитания, которую «занимает» обучение. Но есть ме­тоды (как и некоторые другие общие характеристики), свойствен­ные воспитанию, в структуру которого входит и обучение. Эти методы обладают такими свойствами, которые позволяют приме­нять их как во внеклассной воспитательной работе (это одна часть воспитания), так и в процессе обучения (это другая часть

воспитания).

Проблематичность такого представления о методах воспита­ния и методах обучения заключается в том, что методы обучения в современных их описаниях наделяются всеми качествами и функциями, необходимыми для выполнения учебной и воспита­тельной работы в любых условиях. Например, выделение про­блемно-поисковых методов обучения и таких же - в воспитании (см. классификацию И.С.Марьенко); наличие таких методов, как рассказ, беседа, упражнение и др., в числе методов обучения и ме­тодов воспитания и т.д.

Тем не менее характеристика методов воспитания как общих ли или как методов осуществления только внеклассной воспита­тельной работы вполне уместна хотя бы из соображения необ­ходимости утверждения в сознании воспитателей (учителей) представления о том, что методы обучения становятся по-настоящему воспитывающими лишь при определенных условиях -при наделении их функциями и качествами общих методов вос­питания. У всякого частного есть свойства, характерные обще­му, но не все, характерное общему, свойственно частному. В структуре метода гуманистического воспитания можно выде­лить пять тесно связанных между собой элементов:

1) конкретная воспитательная задача как часть общей цели воспитания; одной из составляющих ее частей является налич­ный уровень воспитанности, т.е. актуальный уровень развития

деятельности воспитанника, его взаимодействия с окружающим миром;

2) деятельность воспитателя по оказанию влияния на воспи­танника, а также деятельность воспитателя по учету характера восприятия воспитанником оказываемых на него воздействий и по коррекции своей деятельности; кроме того, есть еще одна раз­новидность деятельности воспитателя при использовании всякого метода подлинно гуманистического воспитания - это деятель­ность воспитателя по совершенствованию себя в том же направ­лении, в каком планируется и осуществляется изменение качеств личности воспитанника;

3) деятельность воспитанника под воздействием воспитателя, создаваемых им условий и, что особенно важно учитывать, в со­ответствии с особенностями индивидуального восприятия воздей­ствий; кроме этого следует учесть еще две разновидности деятель­ности воспитаника: а) направленную на изменение самого себя (не как прямую реакцию на воздействие, а как усилие по изменению отношения и формирования определенного качества); б) направ­ленную на изменение воспитателя, его реакции, оценки, отноше­ния и вообще качества;

4) деятельность воспитанника нового уровня, достигаемого в результате использования воспитательных средств - учения, игры, труда, общения;

5) достигнутый воспитательный результат в виде нового, из­менившегося содержания личности воспитанника (пусть даже и в самом небольшом объеме); кроме того, новое содержание личности воспитателя, изменившейся в результате сугубо соб­ственной деятельности и деятельности, вызванной воздействи­ем воспитанника. В этом случае метод воспитания можно опре­делить как способ взаимодействия и взаимовлияния воспитателя и воспитанника, обеспечивающий решение воспитательной за­дачи.

Будем иметь в виду эту структуру при осмыслении характери­стики каждого метода воспитания (схема 14). Всего их, как уже упоминалось, в пока еще наиболее распространенной классифи­кации тринадцать. Они разделены на три группы:

1) методы организации деятельности (кратко - методы приуче­ния) - приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

2) методы формирования сознания (кратко - методы убеж­дения) - использование примера, рассказ, беседа, диспут, лек­ция;

3) методы стимулирования - поощрение, наказание, соревно­вание.

Схема 14

Основной функцией методов приучения является выработка умений и привычек правильного поведения. Кроме того, они ока­зывают существенное влияние и на формирование сознания: воспи­танник получает решающее подтверждение и подкрепление форми­рующихся убеждений в деятельности, приводящей к определенным результатам. В истории человечества и развития педагогической науки к методам этой группы чаще всего относились как к самым важным. Так, Я.А.Коменский утверждал, что истинное воспитание осуществляется в делах, а не в разговорах. Он подчеркивал, что только в деятельности вырабатываются привычки - основа харак­тера. В советской педагогике в течение более полувека методы при­учения относились к числу основных (вместе с методами убежде­ния). В современных условиях в нашей стране и за рубежом этим методам воспитания придается большое значение.

Приучение - побуждение воспитанников к систематическому вы­полнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего воз­раста с целью выработки привычек в определенное время уклады­ваться спать, умываться, убирать игрушки, быть вежливым и т.д.

Начинается приучение с показа образца действия и формиро­вания положительного эмоционального отношения к нему. За­тем ребенку оказывается помощь в овладении действием, посто­янно стимулируется выполнение этого действия (ребенку напо­минают о необходимости выполнения действия, одобряют за сделанное). Условиями эффективности приучения являются сле­дующие:

- выполняемое действие должно быть полезным для воспитан­ника и по возможности полезность его должна быть понятна ре­бенку;

- действия должны выполняться на основе привлекательного образца;

- для выполнения действия должны быть созданы благоприят­ные условия;

- действия должны выполняться систематически (всегда при сочетании необходимых обстоятельств), контролироваться и по­ощряться воспитателем, поддерживаться сверстниками (коллекти­вом);

- по мере взросления действие должно выполняться на основе осознаваемого нравственного требования как один из этапов дос­тижения определенного идеала.

Упражнение - многократное совершение определенных по­ступков на основе осознанной нравственной нормы. Используется этот метод в воспитании учащихся среднего и старшего возраста и является логическим продолжением приучения. Строго разгра­ничить приучение и упражнение невозможно, как невозможно и определить, в каком возрасте следует начать применять упражне­ние: это зависит в большей степени от уровня общего развития воспитанников, их воспитанности.

Большое значение придавал упражнению А.С.Макаренко. Он утверждал: нельзя воспитать мужественного человека, если не по­ставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости.

В некоторых случаях бывает целесообразным стимулирование поступков, истинное воспитательное значение которых неизвестно подросткам: они участвуют в работе, в деятельности, не подозревая о том, что она организована в воспитательных целях, а не для по­лучения практического результата. При этом достигаются лучшие результаты.

Основные условия эффективности использования метода уп­ражнения:

- систематичность упражнений;

- анализ и самоанализ результатов;

- поощрение воспитателем и одобрение коллективом совер­шаемых поступков, их общественное одобрение;

- выполнение поступка на основе осознанного нравственного

идеала.

Поручение - определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения бывают постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые. Широко при­меняется этот метод в детских общественных организациях. Вы­сокую воспитательную эффективность поручения имеют при сле­дующих условиях:

- понятность личностной и общественной значимости пору­чения;

- соответствие возможностям и интересам учащихся;

- возможность воспитанникам при выполнении поручения проявить инициативу, выступить в роли организаторов;

- педагогический контроль выполнения поручения;

- обсуждение результатов выполнения поручения, одобрение успехов воспитателем и коллективом.

Создание воспитывающих ситуаций - формирование обстанов­ки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (или группу, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанни­ков). Например, включение конфликтующих учеников в одну спортивную команду, в одну трудовую бригаду заставляет их со­трудничать, поддерживать друг друга, что «гасит» конфликт.

Использование этого метода требует от воспитателя глубокого и всестороннего знания взаимоотношений между детьми, места каждого воспитанника в системе отношений. Важны также четкая продуманность воспитательной задачи, постоянный контроль, анализ и своевременная коррекция ситуации, учет возможностей используемого воспитательного средства (учения, игры, труда, общения) в применении к воспитанникам определенного возрас­та, конкретного коллектива, уровня воспитанности.

Требование - прямое эмоционально-волевое воздействие вос­питателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответ­ствующего поступка или соблюдение конкретного правила пове­дения. Требования бывают прямые (указание, приказание) и кос­венные (совет, намек, просьба), как форма коллективного тре­бования выступает общественное мнение. Разработке методики использования требований в воспитании уделяется много внима­ния в работах В.М.Коротова (см., напр., его «Развитие воспита­тельных функций коллектива», «Воспитывающее обучение» и др.). Применение требования эффективно при следующих условиях:

- требование должно быть выполнимым;

- предъявленное требование должно быть выполнено;

- в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство;

- выполнение требования должно поддерживаться коллекти­вом и одобряться воспитателем;.

- требования должны осознаваться воспитанниками как обще­ственные.

К методам организации деятельности нередко относят и пере­ключение. Его суть в ненавязчивом, незаметном для воспитанника переключении его деятельности с бесполезной или вредной на приносящую пользу, формирующую положительные качества личности. Так, в среде подростков зачастую распространяются игры-сорняки, формирующие нехорошие качества (жестокость, жадность и др.). Иногда возникает массовое увлечение стрельбой из рогаток, луков, что представляет опасность для здоровья. За­преты и уговоры, как правило, малоэффективны. В этих случаях переключение деятельности в другое русло дает лучшие результа­ты: вместо неорганизованной стрельбы воспитатели создают кружки, знакомят детей с историей и современностью, техникой и технологией сложного вида деятельности, переключая внимание воспитанников и саму их деятельность в полезное направление. Для самых маленьких, пытающихся делать что-то нежелательное (собрать, например, «паровоз» из элементов мебели в комнате), родители предлагают сделать что-то похожее из другого материа­ла, других предметов, что не создаст беспорядка в квартире.

Анализ содержания и характера переключения в различных ус­ловиях дает основание отнести его к приему, который использует­ся в ходе использования упражнения, приучения, создания воспи­тательных ситуаций,требования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.