КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словесные методы
Рассказ - последовательное повествовательное или описательное изложение учителем нового материала. Он используется на уроках во всех классах (но в начальных - чаще) и во внеурочное время для сообщения информации о предметах, происшествиях, событиях, явлениях с целью обогатить знания учащихся и вызвать работу духовно-нравственного характера, обеспечивающую развитие стремления следовать хорошему и избегать недостойного. К рассказу можно сформулировать следующие требования: - последовательность изложения в соответствии с целью и планом; - выделение, подчеркивание и при необходимости повторение главной мысли, идеи; -достоверность, убедительность освещаемого факта; - простота и доступность языка изложения; - эмоциональность изложения, обеспечивающая в том числе и ненавязчивое, но явно демонстрируемое выражение личного отношения учителя к излагаемому; - краткость рассказа. Объяснение - доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. В отличие от рассказа объяснение характеризуется демонстрацией учащимся различных приемов умственной работы - сравнения, анализа, выделения главного, классификации, обобщения. Основные педагогические требования к объяснению: - отчетливая постановка нового вопроса и цели предстоящей работы; - выявление структуры изучаемого объекта и закономерных связей между его частями; - выделение существенных сторон и свойств изучаемого; - обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их следить за ходом рассуждений учителя, делать самостоятельные выводы; - использование наглядных пособий, демонстрация опытов, приведение убедительных примеров; - раскрытие причин и следствий изучаемого процесса, явления; - точное формулирование вывода, правила, закона в конце объяснения. Беседа - диалог учителя и ученика (учеников), в котором учитель путем постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к пониманию и усвоению новых знаний. Соответственно различают беседы контрольные (воспроизводящие) и эвристические (сообщающие, развивающие). Они могут проводиться учителем с одним учеником - индивидуальная, с несколькими - групповая и со всем классом - фронтальная. Тематика бесед, как и рассказов, объяснений, самая разнообразная: от обсуждения вопросов эстетических (на уроках изобразительного искусства, литературы), политических (на уроках истории) и т.п. до конкретных вопросов определенных тем по физике, химии, биологии и другим учебным предметам. Одной из существенных особенностей беседы (особенно развивающей) по сравнению с рассказом и объяснением является большая продолжительность достижения учебной цели. Это существенно ограничивает ее использование (прежде всего в условиях технологического подхода в дидактике, ориентирующего на полное усвоение жестко запрограммированного содержания образования), вытесняя этот метод больше в сферу внеклассной воспитательной работы. Для того чтобы беседы проходили успешно, нужно выполнять следующие условия: - правильно определить тему, сообразовав ее с наличием времени и подготовленностью учащихся; - обеспечить понимание учащимися конкретной учебной задачи и их заинтересованность в ней; - составить план беседы и сформулировать основные вопросы. Содержание и характер вопросов играют очень важную роль в беседе и фактически определяют ее успех. К.Д.Ушинский отмечал: «Уменье давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек»1; - в ходе беседы учитывать изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме; - после обсуждения намеченных вопросов подвести итоги беседы. Учитывая важность формы вопросов, сформулируем основные требования к ним: - краткость и логическая четкость формулировки вопроса; - ясность, понятность вопроса учащимся; - гибкость содержания и особенно формы, варьирование формулировок при общей единой направленности к цели; - последовательное нарастание трудности вопросов; - не следует задавать «двойных», «тройных» вопросов и вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов (типа: «Где, кто и когда...?» или «Где находится...?»); - избегать альтернативных вопросов (на которые можно выбрать ответ из двух - «да», «нет») и вопросов, содержащих готовые ответы в самих формулировках; - вопросы должны преимущественно ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений, определенных доводов, сравнений, на вычленение существенных признаков, формулирование выводов. Школьная лекция - последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы, продолжающееся весь урок или даже два урока. Этот метод используется в старших классах, иногда проводится для всех параллельных классов. Как и беседа, лекция может быть сообщающей и проблемной. Для проблемной лекции характерны создание проблемной ситуации, формулирование ряда проблемных вопросов и последовательное изложение ответов на них. В любом случае для лекции должны быть характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов ее решения, современного ее состояния и возможного направления дальнейшего развития. Для активизации внимания учащихся учитель исполь- 1 Ушипский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1949. - Т. 6. - С. 314. зует наглядные пособия, демонстрирует, если это возможно и необходимо, опыты, обращается к ученикам с вопросами. Работа с книгой - метод обучения, при использовании которого овладение знаниями или формирование умений (умений, главным образом интеллектуальных-действий) происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями - учебником, пособием, словарями, справочниками, художественной и научной литературой и др. Книги используются на уроках и во внеурочное время. Наиболее распространенными приемами работы с книгой являются следующие: - предварительное ознакомление с новым материалом; - повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового; - выполнение заданий учителя по работе с текстом (придумать заглавие, поставить вопросы к содержанию; разделить текст на части и озаглавить их; найти примеры, подтверждающие определенные положения; составить сравнительную характеристику событий, персонажей и др.; проанализировать схему, график и др.); - чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов для подтверждения теоретических положений учебника и самостоятельного формулирования выводов; - подготовка сообщений, рефератов, докладов по отдельным вопросам с использованием одного и более источников и др. В качестве наиболее общих требований к методу работы с книгой можно сформулировать следующие: - правильный отбор материала для самостоятельного изучения, повторения или выполнения иного задания; - обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных положений учебника; - посильность задания для учащихся; - проведение вводной беседы (инструктажа) для ориентации учащихся в содержании, объеме, основных приемах работы; - наблюдение за работой учащихся на уроке, контроль за результатами работы дома; - своевременная помощь в освоении основных приемов работы с книгой; - сочетание с другими методами, обеспечивающими правильное воспитательное воздействие содержания книги; - обсуждение выполненной работы и ее оценка.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |