Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесные методы




Рассказ - последовательное повествовательное или описа­тельное изложение учителем нового материала. Он используется на уроках во всех классах (но в начальных - чаще) и во внеуроч­ное время для сообщения информации о предметах, происшест­виях, событиях, явлениях с целью обогатить знания учащихся и вызвать работу духовно-нравственного характера, обеспечи­вающую развитие стремления следовать хорошему и избегать недостойного.

К рассказу можно сформулировать следующие требования:

- последовательность изложения в соответствии с целью и пла­ном;

- выделение, подчеркивание и при необходимости повторение главной мысли, идеи;

-достоверность, убедительность освещаемого факта;

- простота и доступность языка изложения;

- эмоциональность изложения, обеспечивающая в том числе и ненавязчивое, но явно демонстрируемое выражение личного от­ношения учителя к излагаемому;

- краткость рассказа.

Объяснение - доказательное, с раскрытием причинно-след­ственных связей изложение учителем учебного материала. В от­личие от рассказа объяснение характеризуется демонстрацией учащимся различных приемов умственной работы - сравнения, анализа, выделения главного, классификации, обобщения.

Основные педагогические требования к объяснению:

- отчетливая постановка нового вопроса и цели предстоящей работы;

- выявление структуры изучаемого объекта и закономерных связей между его частями;

- выделение существенных сторон и свойств изучаемого;

- обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их сле­дить за ходом рассуждений учителя, делать самостоятельные вы­воды;

- использование наглядных пособий, демонстрация опытов, приведение убедительных примеров;

- раскрытие причин и следствий изучаемого процесса, явления;

- точное формулирование вывода, правила, закона в конце объяснения.

Беседа - диалог учителя и ученика (учеников), в котором учи­тель путем постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к пониманию и усвоению новых знаний. Соответственно различают беседы контрольные (воспроизво­дящие) и эвристические (сообщающие, развивающие). Они могут проводиться учителем с одним учеником - индивидуальная, с не­сколькими - групповая и со всем классом - фронтальная.

Тематика бесед, как и рассказов, объяснений, самая разнообраз­ная: от обсуждения вопросов эстетических (на уроках изобрази­тельного искусства, литературы), политических (на уроках истории) и т.п. до конкретных вопросов определенных тем по физике, химии, биологии и другим учебным предметам. Одной из существенных особенностей беседы (особенно развивающей) по сравнению с рас­сказом и объяснением является большая продолжительность дос­тижения учебной цели. Это существенно ограничивает ее использо­вание (прежде всего в условиях технологического подхода в дидак­тике, ориентирующего на полное усвоение жестко запрограмми­рованного содержания образования), вытесняя этот метод больше в сферу внеклассной воспитательной работы.

Для того чтобы беседы проходили успешно, нужно выполнять следующие условия:

- правильно определить тему, сообразовав ее с наличием вре­мени и подготовленностью учащихся;

- обеспечить понимание учащимися конкретной учебной зада­чи и их заинтересованность в ней;

- составить план беседы и сформулировать основные вопросы. Содержание и характер вопросов играют очень важную роль в беседе и фактически определяют ее успех. К.Д.Ушинский отмечал:

«Уменье давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек»1;

- в ходе беседы учитывать изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме;

- после обсуждения намеченных вопросов подвести итоги беседы. Учитывая важность формы вопросов, сформулируем основные требования к ним:

- краткость и логическая четкость формулировки вопроса;

- ясность, понятность вопроса учащимся;

- гибкость содержания и особенно формы, варьирование фор­мулировок при общей единой направленности к цели;

- последовательное нарастание трудности вопросов;

- не следует задавать «двойных», «тройных» вопросов и вопро­сов, на которые можно дать несколько правильных ответов (типа:

«Где, кто и когда...?» или «Где находится...?»);

- избегать альтернативных вопросов (на которые можно вы­брать ответ из двух - «да», «нет») и вопросов, содержащих гото­вые ответы в самих формулировках;

- вопросы должны преимущественно ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений, опреде­ленных доводов, сравнений, на вычленение существенных призна­ков, формулирование выводов.

Школьная лекция - последовательное изложение учителем фун­даментального раздела учебной программы, продолжающееся весь урок или даже два урока. Этот метод используется в старших классах, иногда проводится для всех параллельных классов. Как и беседа, лекция может быть сообщающей и проблемной. Для про­блемной лекции характерны создание проблемной ситуации, формулирование ряда проблемных вопросов и последовательное изложение ответов на них.

В любом случае для лекции должны быть характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов ее решения, современного ее состояния и возможного направления дальнейше­го развития. Для активизации внимания учащихся учитель исполь-

1 Ушипский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1949. - Т. 6. - С. 314.

зует наглядные пособия, демонстрирует, если это возможно и необ­ходимо, опыты, обращается к ученикам с вопросами.

Работа с книгой - метод обучения, при использовании которо­го овладение знаниями или формирование умений (умений, глав­ным образом интеллектуальных-действий) происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями - учебником, посо­бием, словарями, справочниками, художественной и научной ли­тературой и др. Книги используются на уроках и во внеурочное время. Наиболее распространенными приемами работы с книгой являются следующие:

- предварительное ознакомление с новым материалом;

- повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового;

- выполнение заданий учителя по работе с текстом (приду­мать заглавие, поставить вопросы к содержанию; разделить текст на части и озаглавить их; найти примеры, подтверждаю­щие определенные положения; составить сравнительную харак­теристику событий, персонажей и др.; проанализировать схему, график и др.);

- чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов для подтверждения теоретических по­ложений учебника и самостоятельного формулирования выводов;

- подготовка сообщений, рефератов, докладов по отдельным вопросам с использованием одного и более источников и др.

В качестве наиболее общих требований к методу работы с кни­гой можно сформулировать следующие:

- правильный отбор материала для самостоятельного изуче­ния, повторения или выполнения иного задания;

- обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных по­ложений учебника;

- посильность задания для учащихся;

- проведение вводной беседы (инструктажа) для ориентации учащихся в содержании, объеме, основных приемах работы;

- наблюдение за работой учащихся на уроке, контроль за ре­зультатами работы дома;

- своевременная помощь в освоении основных приемов работы с книгой;

- сочетание с другими методами, обеспечивающими правиль­ное воспитательное воздействие содержания книги;

- обсуждение выполненной работы и ее оценка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.