Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наглядные методы




Наблюдение восприятие изучаемого объекта с целью получить информацию о нем, о его изменении. Использованию этого метода

в обучении придавал большое значение К.Д.Ушинский. Он писал в «Родном слове»: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения». При применении этого метода ученик больше учится сам, чем его учат. Наблюдая, он вынужден сравнивать и анализировать, выделять су­щественное и обобщать. Чтобы наблюдать, нужно уметь сосредо­точиться, быть внимательным, терпеливым, настойчивым, по­скольку наблюдение - не одномоментное восприятие, а продолжи­тельный по времени процесс. Оно является основой всякого эксперимента, поэтому систематическое использование этого мето­да является важным условием приобщения учащихся к исследова­тельской деятельности.

В зависимости от различных признаков наблюдение может быть количественным и качественным, визуальным и с применением оборудования, индивидуальным и групповым, кратковременным и длительным. Оно может осуществляться в классе на уроке, во вне­урочной и внеклассной воспитательной работе в школе и дома при выполнении самостоятельной домашней работы.

Основными требованиями к этому методу являются следующие:

- определенность цели наблюдения, ее понятность учащимся;

- заинтересованность учащихся в выполнении наблюдения;

- осуществление наблюдения по разработанному плану, рас­членение общей задачи наблюдения на частные, на этапы;

- фиксирование результатов наблюдения в записях, графиках;

- формулирование выводов по результатам наблюдения, их

обсуждение и оценка.

Демонстрация - это показ учащимся изучаемых объектов, их изображений, опытов, просмотр кино- и видеофильмов и т.п. Часто методы демонстрации и иллюстрации рассматриваются как самостоятельные методы (демонстрация опытов, кинофильма, но иллюстрация, показ наглядных пособий). К этому методу можно отнести и демонстрацию учителем (воспитателем) образца дейст­вия, примера нравственного поступка.

В качестве наглядных пособий используются в зависимости от ситуации (учебно-воспитательной задачи, наличия оборудования и др.) натуральные объекты, объемные наглядные пособия (муля­жи, макеты), изобразительные (картины, репродукции), схема­тические (карты, схемы, диаграммы, графики) пособия. При их использовании следует руководствоваться следующими основны­ми правилами:

- предъявлять пособие для восприятия своевременно;

- сопровождать показ объяснением, стимулируя самостоятель­ную работу учащихся постановкой вопросов;

- использовать пособия при опросе и повторении;

- заботиться об эстетическом виде пособий; привлекать уча­щихся к их изготовлению и ремонту;

- не использовать на уроке слишком много пособий, при необ­ходимости же группировать их в 3-4 группы.

Особое место и возрастающее значение имеют звуковые, дина­мические и аудиовизуальные пособия. Это магнитофонные запи­си, диафильмы и кино. Имея многие преимущества перед тради­ционной наглядностью (которая сейчас тоже демонстрируется все чаще с использованием технических средств - кодоскопа, диапро­ектора и др.), они не могут полностью заменить их.Их нельзя применять слишком редко, иначе дети больше внимания обраща­ются на само техническое устройство. В то же время использова­ние на кино, диафильмы более 25% учебного времени считается неэффективным. Для звуковых же пособий это время еще меньше, поскольку слушать внимательно речь, не видя говорящего, дети не в состоянии более 3-5 минут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.