КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наглядные методы
Наблюдение — восприятие изучаемого объекта с целью получить информацию о нем, о его изменении. Использованию этого метода в обучении придавал большое значение К.Д.Ушинский. Он писал в «Родном слове»: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения». При применении этого метода ученик больше учится сам, чем его учат. Наблюдая, он вынужден сравнивать и анализировать, выделять существенное и обобщать. Чтобы наблюдать, нужно уметь сосредоточиться, быть внимательным, терпеливым, настойчивым, поскольку наблюдение - не одномоментное восприятие, а продолжительный по времени процесс. Оно является основой всякого эксперимента, поэтому систематическое использование этого метода является важным условием приобщения учащихся к исследовательской деятельности. В зависимости от различных признаков наблюдение может быть количественным и качественным, визуальным и с применением оборудования, индивидуальным и групповым, кратковременным и длительным. Оно может осуществляться в классе на уроке, во внеурочной и внеклассной воспитательной работе в школе и дома при выполнении самостоятельной домашней работы. Основными требованиями к этому методу являются следующие: - определенность цели наблюдения, ее понятность учащимся; - заинтересованность учащихся в выполнении наблюдения; - осуществление наблюдения по разработанному плану, расчленение общей задачи наблюдения на частные, на этапы; - фиксирование результатов наблюдения в записях, графиках; - формулирование выводов по результатам наблюдения, их обсуждение и оценка. Демонстрация - это показ учащимся изучаемых объектов, их изображений, опытов, просмотр кино- и видеофильмов и т.п. Часто методы демонстрации и иллюстрации рассматриваются как самостоятельные методы (демонстрация опытов, кинофильма, но иллюстрация, показ наглядных пособий). К этому методу можно отнести и демонстрацию учителем (воспитателем) образца действия, примера нравственного поступка. В качестве наглядных пособий используются в зависимости от ситуации (учебно-воспитательной задачи, наличия оборудования и др.) натуральные объекты, объемные наглядные пособия (муляжи, макеты), изобразительные (картины, репродукции), схематические (карты, схемы, диаграммы, графики) пособия. При их использовании следует руководствоваться следующими основными правилами: - предъявлять пособие для восприятия своевременно; - сопровождать показ объяснением, стимулируя самостоятельную работу учащихся постановкой вопросов; - использовать пособия при опросе и повторении; - заботиться об эстетическом виде пособий; привлекать учащихся к их изготовлению и ремонту; - не использовать на уроке слишком много пособий, при необходимости же группировать их в 3-4 группы. Особое место и возрастающее значение имеют звуковые, динамические и аудиовизуальные пособия. Это магнитофонные записи, диафильмы и кино. Имея многие преимущества перед традиционной наглядностью (которая сейчас тоже демонстрируется все чаще с использованием технических средств - кодоскопа, диапроектора и др.), они не могут полностью заменить их.Их нельзя применять слишком редко, иначе дети больше внимания обращаются на само техническое устройство. В то же время использование на кино, диафильмы более 25% учебного времени считается неэффективным. Для звуковых же пособий это время еще меньше, поскольку слушать внимательно речь, не видя говорящего, дети не в состоянии более 3-5 минут.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |