КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия педагогизации методов деятельности учителя (воспитателя)
Решение учебно-воспитательных задач учитель (воспитатель) организует, когда рассказывает, объясняет ученикам, беседует с ними, показывает наглядные пособия, привлекает их к проведению наблюдений за изменяющимися объектами, демонстрирует примеры действий и поведения, организует выполнение упражнений, графических и лабораторных работ, включает детей в дискуссии и соревнование, контролирует их работу, деятельность, поощряет или наказывает в случае необходимости. Все эти и другие способы деятельности воспитателя (учителя) укладываются в рамки их классификации как по способу логико-мыслительной деятельности учащихся (воспитанников), так и по источнику знаний (схема 13). Все зависит от цели выполняемых учителем действий и от технологии исполнения замысла. Например, рассказ родителей детям о косточке в сливе в соответствующей ситуации (не хочется говорить о том, что съел, но и пугать родителей тоже невыносимо) ставит ребенка перед реальной проблемой - сказать или не сказать (Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. - М., 1978. - Т. 10. - С. 37)? Точно также и упражнение - вроде бы исключительно репродуктивное выполнение (повторение) действия с целью его освоения или совершенствования при правильной, т.е. педагогической, его организации подразумевает анализ воспитанником результатов каждого выполненного действия, прогнозирование возможности устранения замеченных недостатков в последующих упражнениях, осмысленное выполнение на этой основе следующих действий. В каждом случае ребенок сталкивается с проблемой: как это сделать лучше? И лишь при непедагогической организации деятельности ребенка проблемность в выполнении упражнений будет отсутствовать, упражнение будет действием сугубо по образцу.
Схема 13 Таким образом, речь идет о классификации действий учителя, которые по названиям и даже по основе своей одинаковы. Выполняемые с разной целью и с пониманием того, что они лишь методы использования средства воспитания, каковым является деятельность самого воспитанника, они решают задачи формирования и развития личности. Всякий метод имеет личностный характер, если это способ включения воспитанника в осмысленную деятельность, изменяющую его отношения с тем или иным объектом (объектами) окружения. И в качестве элемента метода обучения - воспитания (педагогического метода) способ деятельности воспитателя (учителя) может рассматриваться лишь в случае изменения при его применении деятельности воспитанника, при использовании этой деятельности (воспитанника) в качестве инструмента, изменяющего качества личности. Своей собственной деятельностью воспитанник ее же и обогащает, расширяя или совершенствуя, изменяя тем самым содержание своей личности. Под содержанием же следует понимать не привнесенные в сознание знания и умения, а определенный уровень деятельности, уровень взаимодействия и преобразования среды с использованием этих знаний и умений, в котором знания и умения - лишь база деятельности, но не сама (не вся) деятельность. Рассмотрим эти методы в соответствии (в основном) с классификацией Ю.К.Бабанского, разделившего их на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |