Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические методы. К практическим методам относят те, при использовании ко­торых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и на­выки




К практическим методам относят те, при использовании ко­торых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и на­выки, выполняя практические действия, воздействуя на изучае­мый объект и изменяя его. Источником нового знания и умения для учеников в этом случае являются выполняемые ими практи­ческие действия. Потенциально практические методы обучения в наибольшей степени соответствуют идее об обеспечении ус­воения учащимися знаний в ходе их реальной собственной дея­тельности. Однако в школе ученикам приходится выполнять действия хотя и практические, но учебные, по большей части не с реальными предметами, процессами, а в учебной обстановке. Причем многие из этих действий не имеют прямой связи с на­стоящей жизненной практикой (или учащиеся по разным причи­нам не в состоянии увидеть эту связь). Это снижает их обучаю­щее и особенно воспитывающее значение. Сочетание учебных практических действий с игровыми в одних случаях и макси­мально возможное приближение их к жизненным условиям в других способствует компенсации этого недостатка, повышению их воспитывающей и обучающей роли.

К практическим методам обучения обычно относят упражне­ние, графическую работу, лабораторную работу, практическую работу.

Упражнение - это повторное или многократное выполнение практического или умственного действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения. Особенно важ­ное значение этот метод имеет в начальных классах (при форми-

ровании первоначальных навыков письма, чтения, выполнения вычислительных действий, в работе с инструментами и оборудо­ванием на уроках труда и др.).

В.П.Стрезикозин выделял упражнения подготовительные, обучающие и тренировочные в зависимости от степени овладения учащимися вырабатываемым умением. В зависимости же от ха­рактера выполняемых действий различают упражнения на вос­произведение известного (репродуктивные), на применение умений в учебной или реальной обстановке и творческие упражнения.

На уроках ученики выполняют письменные и устные упражне­ния. Они могут выполняться индивидуально и фронтально (например, хоровое пение, скандирование, счет и др.).

Перед выполнением действия учениками учитель показывает образец его выполнения и объясняет, как оно выполняется. Затем обычно действие выполняется в облегчающем его восприятие ви­де (замедленное, расчлененное) при сопровождении объяснением каждого элемента. Для проверки понимания теоретической осно­вы упражнения учитель может спрашивать учеников, организо­вывать поэлементное выполнение ими действий. После этого опять демонстрирует действие в реальном виде и организует вы­полнение его учащимися.

Простое выполнение, механическое повторение действия не влекут автоматически его совершенствования. Так, почти никто из ежедневно и много пишущих студентов не совершенствует сво­его почерка. Наоборот, у многих он ухудшается. Совершенствует­ся умение, воспитываются положительные нравственные качества, развивается мышление в ходе выполнения упражнений при сле­дующих условиях:

- осмысление учащимися теоретической основы упражнения;

- сознательная направленность на улучшение, совершенство­вание умения;

- строгая последовательность и постепенное повышение степе­ни самостоятельности выполняемых действий;

- разнообразие упражнений и их постепенное усложнение (выполнение упражнений на различном материале в различных условиях);

- анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок и путей их устранения;

- правильное распределение упражнений во времени (не слиш­ком частые, чтобы было время для осмысления и не наступило чрезмерное утомление, и не слишком редкие, чтобы не наступало забывание навыка);

- содержание и форма организации деятельности должны быть интересными для учащихся, следует организовывать упражнения

на материале, имеющем познавательную и воспитательную цен­ность (использовать игру, обеспечивать получение в результате упражнений практически полезного результата и т. п.).

Графические работы - выполнение учащимися графиков, схем, чертежей и т.п. К выполнению графических работ учащиеся при­влекаются на уроках всех дисциплин во всех классах, но особое место они занимают на уроках черчения.

В качестве требований к этому методу обучения можно сфор­мулировать следующие:

- понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;

- высокая познавательная ценность выполняемых действий;

- знание учащимися сферы применения вырабатываемых уме­ний;

- предъявление эстетических требований к оформлению рабо­ты;

- следование установленным стандартам в изображении и раз­мещении условных обозначений.

Лабораторная работа - проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и дру­гих приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо яв­лений, процессов с помощью специального оборудования. Лабо­раторные работы проводятся в средних и старших классах - чаще всего на уроках естественных дисциплин - биологии, химии, фи­зики, географии. Они могут проводиться в иллюстративном и ис­следовательском плане. В любом случае к лабораторным работам предъявляются такие требования:

- четкая определенность цели выполняемой работы, ее понят­ность учащимся;

- наличие плана работы (инструкции, технологической кар­ты);

- подготовленность учащихся к использованию оборудования, выполнению действий;

- обеспечение мер техники безопасности;

- наблюдение и контроль учителя за выполнением учащимися запланированных действий;

- фиксация учащимися хода и результатов лабораторной рабо­ты в записях, рисунках,схемах;

- формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы.

Практические работы - применение учащимися знаний и уме­ний в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изделия, произведения, изменения изучаемого (осваиваемого) объекта. Проводятся в мастерских, на пришколь-

ном участке и в классе с целью закрепления полученных знаний, их применения, включения учащихся в реальную, связанную с

жизнью деятельность.

Перед проведением практической работы учитель добивается знания и понимания учащимися цели и последовательности пред­стоящей деятельности, мер техники безопасности в случае работы с инструментами и оборудованием. В ходе работы осуществляет наблюдение за ее ходом, в случае необходимости работа приоста­навливается для дополнительного инструктажа или оказания ин­дивидуальной помощи.

При организации практических работ следует руководство­ваться такими основными требованиями:

- обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний и заин­тересовать их в выполнении предстоящей работы;

- привлечь их к участию в составлении плана работы;

- познакомить учеников с правилами техники безопасности (при работе с оборудованием и машинами);

- обеспечивать высокую воспитательную значимость содержа­ния и результатов работы;

- использовать групповые (коллективные) формы труда;

- стимулировать систематический самоконтроль за ходом и ре­зультатами работы;

- завершением работы должны быть ее обсуждение и оценка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.