Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальный труд




Человек отличается от животных в наибольшей степени тем, что обладает сознанием. Сознание - это понимание человеком связей и отношений между предметами и явлениями окружающе­го мира, своего места в нем, а также своих мыслей, действий, чувств. Сознание является результатом осознания действительно­сти, которое осуществляется в результате умственного труда. Собственно, благодаря умственному труду и появляется сознание. Его развитие, становление тесно связаны с участием человека и в других, кроме интеллектуального, видах труда - физическом, ду­шевном.Но именно умственный труд (и только он!) позволяет человеку узнать мир и понять свое место в нем. А это место для каждого индивида уникально, поэтому сознание в истинном его смысле не может быть сформировано в результате ученической, учебной деятельности, оно формируется лишь в процессе интел­лектуального труда самого человека.

Начальным этапом интеллектуального труда является узнава­ние. Для ребенка (и для взрослого) узнавание новых предметов, процессов, явлений стоит немалых трудов. Это как бы отделе­ние, выделение их из среды других предметов и процессов и вы­яснение их строения, свойств, назначения. Работа мышления, выполняемая для узнавания предметов, процессов, всегда со­провождается определенными чувствами. Она и начинается бла­годаря эмоциональному толчку, стимулу, который заставляет мысль работать, а затем и определить более отдаленную цель этой работы.

Эмоциональнее и умственное напряжение, мыслительная дея­тельность, выполняемая первооткрывателем, исследователем, по­знающим неизвестное, есть интеллектуальный труд. Поскольку

учение для школьника тоже познание, открытие нового, неизвест­ного, хотя и всего лишь субъективно неизвестного, постольку часто говорят, что учение - это интеллектуальный труд учащихся. Однако ученики не сами открывают новое. Им помогают в том учителя, учебники, телевизор, радио, которые открывают детям новое, объ­ясняют, в чем его суть, как его можно использовать. В этом случае об интеллектуальном труде учеников говорить еще рано. Но в тех редких случаях, когда учитель стимулирует и организует само­стоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного, их учебная работа (учение) приближается по своему характеру и содержанию к интеллектуальному труду.

Почему редких? Потому, что для открытия и даже субъективно нового необходимо слишком много времени и труда. У учащихся просто нет возможности открывать заново все знания, которые необходимо усвоить за время ученичества, сколько бы ни сокра­щали содержание образования (тем более, что содержание обра­зования отнюдь не сокращается).

Значит ли это, что включение детей в интеллектуальный труд в процессе обучения (т.е. в процессе узнавания ими нового) факти­чески невозможно? Отнюдь нет. Да, оно объективно ограничено, но не полностью исключено. Дело в том, что интеллектуальный труд выполняется не только при «узнавании». Выяснение сущно­сти узнанного объекта, т.е. установление его происхождения, причин появления, структуры и свойств, связей с другими объек­тами и т.д., требует большой работы ума. Определение истинного места изменяющегося предмета, процесса в динамичной системе мира и своего отношения к нему есть процесс его понимания, ко­торый всегда индивидуален и субъективен. И если организовать открытие детьми всего нового, что они узнают в школе невоз­можно (да и не нужно), то возможностей превратить понимание нового в интеллектуальный труд достаточно много: выяснение происхождения, структуры, свойств и т.д. предъявленного для изучения нового объекта может осуществляться и самими учени­ками при разной, естественно, степени их самостоятельности в различных условиях.

Вообще развитие сознания в онто- и филогенетическом планах можно представить в виде следующей последовательности и соот­ветственно следующих его уровней: узнавание, понимание, приспо­собление к узнаваемому, приспособление и использование узнанного, изменение с целью использования, преобразование и совершенствова­ние, создание нового. Самый высокий уровень сознания - творче­ский. По природе своей человек - существо творческое, и созна­ние его, развивающееся в благоприятных условиях, имеет дейст­венно-преобразующий характер. Однако в неблагоприятных

условиях развитие сознания может остановиться на любом из его этапов, в том числе и на уровне узнавания или понимания и даже не приспособления к жизни в познанном мире, а просто сущест­вования в нем, пока это возможно.

Поэтому важной задачей школы должно быть включение уча­щихся в интеллектуальный труд, формирующий высокие уровни сознания. Богатыми возможностями включения ученика в такой труд располагает их деятельность по мысленному преобразова­нию предметов, усовершенствованию и созданию в мышлении образов новых предметов, процессов. Особое значение имеет во­площение идеальных образов в реальных моделях (недействую­щих и действующих), что наиболее часто осуществляется на заня­тиях в кружках, секциях, студиях, творческих комнатах, а иногда и на уроках. Если же мысленное преобразование предмета не во­площается в реальном его изменении или хотя бы моделировании этого изменения, то работа по идеальному его изменению не по­лучает своего завершения и превращается при неоднократном по­вторении в мечтания, грезы, отрицательно сказывающиеся на развитии личности.

Интеллектуальный труд в полном его виде подразумевает кро­ме постановки цели и деятельности по ее достижению получение реального результата - проекта, расчета, художественного произ­ведения и т.п., - того, что может анализироваться и обязательно анализируется автором и что прямо или косвенно совершенству­ется им в дальнейшей работе. На этом этапе интеллектуальный труд тесно связан с физическим - не только в случае строительст­ва спроектированного здания или изготовления изобретенного устройства, но и в работе писателей, артистов, художников. Эта связь, обеспечивающая воплощение замысла в действительность, характеризует важное отличие интеллектуального труда от уче­ния, в котором тоже основу составляют мыслительные действия. Но в учении это действия по запоминанию и пониманию, а в ин­теллектуальном труде - по преобразованию, исследованию, соз­данию нового.

Ученик учится писать, составлять последовательные сообще­ния. Это учение. Затем он собирает материал в учебной и специ­альной литературе и пишет сочинение, составляет доклад на уче­ническую конференцию, пишет статью в школьную газету. Это уже его интеллектуальный труд. И чем больше в его работе будет от труда, а не от учения, тем больше самостоятельности он про­явит.

То же самое можно сказать и о выполнении учениками мате­матических расчетов, проектировании изделий в школьных мас­терских, планировании опытов на пришкольном участке. Во всех

этих случаях предметами интеллектуального труда школьников являются слова и их содержание, знаки и символы, выражающие понятия и их отношения.

В других случаях предметами интеллектуального труда школь­ников могут быть человек с его знаниями, чувствами и отношения­ми с другими людьми или технологический процесс с его зависимо­стью от меняющихся условий, в которых необходимо поддержание определенного порядка его протекания. Несмотря на существенное различие этих разновидностей труда, они все же должны быть отне­сены к труду интеллектуальному: ведь и в первом, и во втором слу­чае действия выполняются главным образом умственные. В первом случае в сознании отыскиваются и реализуются варианты опти­мального управления деятельностью человека или группы людей. Это труд управленческий, труд организатора. Школьники долж­ны принимать в нем участие для укрепления самосознания, эмо­циональной уравновешенности, развития способности налажи­вать контакты с различными людьми, воздействуя на них в нуж­ном направлении и др. У этой разновидности интеллектуального труда самая тесная связь с деятельностью общения.

Во втором случае осуществляются наблюдение, анализ хода и регулирование того или иного технологического процесса. Уча­стие в этом труде развивает внимание, скорость реакции, умение принимать решение с учетом различных обстоятельств и другие полезные качества.

Дело, конечно, не в том, чтобы все школьники в равной степе­ни занимались этим и тем трудом. Важно, чтобы, занимаясь пре­имущественно тем, в котором сопутствует наибольший успех, ка­ждый принимал участие и в других видах труда, развивая в себе объективно необходимые качества человека - общественника, от­ветственного гражданина.

Условия общественной жизни сейчас неизбежно определяют в качестве самой важной разновидности интеллектуального труда учащихся тот, предметом которого являются различные символи­ческие обозначения (числа, буквы, формулы, схемы, коды и т.п.). Но все-таки важно не забыть и о других: без них сознание будуще­го гражданина общества будет развиваться однобоко, важнейшие качества человека - гуманиста и участника производственных процессов будут развиваться стихийно. Самый сложный из разно­видностей интеллектуального труда тот, предметом которого яв­ляется человек. Несмотря на давно декларируемую необходи­мость развития в школьных коллективах подлинно коллективист­ских отношений, в которых каждый развивался бы и как исполнитель, и как организатор, наша школа пока не очень пре­успела в этом. А ведь именно в них, прежде всего, формируется и

развивается человек как сознательный участник общественного процесса.

С целью более конкретного представления о содержании и ха­рактере деятельности учащихся в процессе интеллектуального труда можно рассматривать иные его разновидности, чем в случае выделения их по признаку различия предмета труда. В этом слу­чае можно выделить такие разновидности, как реферативно-воспроизводящий труд, собирательно-аналитический, просветитель­ский, абстрактно-комбинаторный, художественно-творческий, ор­ганизационно-управленческий. Причем последний (организацион­но-управленческий) целесообразно рассматривать в отношении как человека, групп людей, так и технологического процесса, со­временного технического устройства (компьютера, например).

В обычных жизненных условиях необходимость выполнения интеллектуальной работы часто возникает в процессе осуществ­ления физического труда, если он не непрерывен и не слишком легок. Возникающая необходимость его планирования, выбора рационального пути порождает мысль, умственный поиск. Одна­ко этого не происходит в случае механического непрерывного по­вторения известных действий. Воистину человек не может воз­двигнуть более надежной преграды перед интеллектуальным тру­дом, чем непрерывный тяжелый физический труд (К.Маккалоу).

Вот и учение в этом отношении сродни труду физическому. Самой мысли (мышлению как процессу) в учении остается очень мало места, если оно непрерывно, почти непосильно. Если в нем нет места какому-то из элементов разумного труда (постановке ли цели, планированию предстоящей работы, выполнению действий, достижению реального результата, его анализу или совершенст­вованию способов и итогов деятельности), то учение становится антиподом, а не сателлитом интеллектуального труда.

Велики ли ценности, которые в этом труде могут создать уче­ники, учащиеся школы? Не так уже редки случаи, когда учащиеся общеобразовательной школы, профессионально-технических учеб­ных заведений создают гуманитарные и технические ценности (стихи, музыкальные произведения, делают научно-технические изобретения и открытия).

Можно отметить, что в истории школы и педагогики за рубе­жом и в нашей стране все устойчивые системы воспитания осно­вывались на сочетании интеллектуального и физического труда, в котором преобладающую роль явно или неявно все-таки играл труд интеллектуальный. И чем большую роль играл труд интеллекту­альный, тем устойчивее оказывалась воспитательная система. На­пример, даже в школах-колониях Роберта Оуэна, известных своей ориентацией на производительный, в том числе индустриальный,

труд, воспитание решало практическую задачу всемерного разви­тия способности рассуждать, стимулировало развитие критичности суждений. В школе С.Френе (1896-1966) важное место в воспита­тельной системе было отведено школьной типографии, которая печатала произведения учеников. То же можно сказать и о системах Д. Дьюи, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.

Какие же условия следует соблюдать, чтобы умственный труд был эффективным средством воспитания?

Прежде всего нужно, чтобы для него было достаточно времени. Отсутствие времени для размышлений, для обдумывания действий и ситуации вообще исключает интеллектуальный труд из сферы человеческой деятельности, лишая интеллектуального содержания и другие ее виды. Ощущая это, один ученик VII класса так ответил на вопрос о том, что бы он изменил в школе, если бы был минист­ром: «Я бы ввел уроки собственных изобретений». А известный петербургский учитель Е.Н.Ильин на уроках отводит специаль­ное время для придумывания детьми вопросов, которые оценива­ются тем выше, чем они труднее.

Кроме того, важно соблюдение таких условий:

- обучение детей приемам умственной деятельности: сравне­нию, анализу, синтезу, классификации, общению и др.;

- обеспечение условий для получения личностно и обществен­но значимого результата труда;

- предоставление достаточного разнообразия объектов труда с возможностью выбора наиболее соответствующего индивидуаль­ности учащегося (создание широкого.поля интеллектуального труда);

- ознакомление с научными и практическими проблемами со­временности, обучение видению проблем в реальной жизни и ме­тодике их исследования;

- создание материально-технических и организационных усло­вий для опытничества, творческой деятельности по разным на­правлениям, как минимум - по всем учебным предметам, изучае­мым в школе;

- одобрение успехов, публичноепризнание достижений каждо­го в интеллектуальном труде.

Каждый ребенок, ученик хочет быть создателем нового, пер­вооткрывателем. Познавать мир дети начинают, изучая его как исследователи. Удовлетворить это их естественное желание и природную потребность путем развития художественной само­деятельности, создания школьных газет и журналов, научных кружков, лабораторий при обязательном признании и одобре­нии усилий и результатов каждого участника процесса развития творческих способностей - одна из главных задач школы и от-

дельного учителя. Легко ли это сделать в школе, которая рабо­тает в две смены и главной, хотя и скрытой, целью которой яв­ляется обеспечение усвоения учениками как можно большей суммы знаний? Нелегко. Скорее всего, возможно только для не­большого числа школьников. А в деревне, там, где школьные помещения просторны, а учеников в них немного? Скорее всего, возможностей там больше, но трудности - иного рода: сверхзаня­тость учителей, ограниченность материально-технического обес­печения и др. Но в любых условиях энтузиасты добиваются боль­ших успехов: интеллектуальный труд детей становится настоящей реальностью, и учитель выполняет свою главнейшую обязан­ность, которая, по мнению К.Д.Ушинского, состоит в приучении воспитанников к умственному труду, что значительно важнее, не­жели передача самого предмета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.